Автор: Наталья Леонидовна Дедова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ№6
Населённый пункт: г Верхняя Салда, Свердловская обл.
Наименование материала: практическая работа Получение раствора с заданной массовой долей
Тема: "«Вырастим цветы в зимней оранжерее»
Раздел: среднее образование
урок-практикум
«Вырастим цветы в зимней оранжерее»
Практическая работа
8класс
Приготовление раствора с определенной
массовой долей растворенного вещества
Подготовила учитель химии Дедова Наталья Леонидовна.
Тип урока: практическая работа
Вид урока: деловая игра
Форма: работа в группах по 3-4 человека (7-8 команд)
Оборудование: коллекция удобрений, электронные весы, калькулятор, мерный цилиндр, ложечка
для сыпучих веществ, стеклянная палочка, коническая колба, химический стакан. На отдельном
столе комнатные растения, для которых команды будут готовить питательный раствор.
Реактивы: азотные удобрения, вода.
Цель: научиться практически готовить растворы с заданной массовой долей растворённого
вещества.
Подготовка к уроку
Обучающиеся организуются в группы по 3-4 человека. Распределяют роли участников группы:
Занимаемая
должность
Деятельность
ФИ исполняющего
Оценка за работу
в группе
Агроном
Руководит расчетами и принимает решение
о выборе самого эффективного удобрения
Технолог
Руководит взвешиванием удобрения и получением
питательного раствора
Специалист по
внешним связям
Получает удобрение на «складе», сдает
полученный раствор садоводу
делопроизводител
ь
Проверяет техническое состояние весов.
Делает записи в инструктивной карте: решение
задачи, выводы
Ход урока.
I Организационный момент. 5 мину.
Учитель: Приветствую специалистов по выращиванию комнатных растений. Сегодня к вам
обратился садовник оранжереи. Его растения в зимнее время чахнут. Он растерян: из коллекции
удобрений не может выбрать самое лучшее! И как приготовить правильный раствор, чтобы и
растению питания хватило, и переизбытка в почве не было?
Садовник принес командам инструктивные карты (Приложение 1), и растения (на столе),
которые нуждаются в подкормке. Для каждой команды – свое растение: х
лорофитум,
герань,
фиалка, б
егония, сциндапсус, традесканция, щучий хвост и розан.
- Как вы будете определять самое эффективное азотное удобрение?
(найти массовые доли азота в каждом удобрении и сравнить их)
- Как вы получите питательный раствор с заданной массовой долей растворенного удобрения?
(вычислить необходимую массу соли и объем воды)
- Как получить нужную навеску удобрений?
(инструкция работы с весами. Приложение 2)
- Как отмерить необходимый объем воды?
(используя мерный цилиндр)
Основная часть урока. Самостоятельная работа команд по инструктивной карте. (Приложение 1)
30 минут.
Итог урока. 5 минут
На парте перед каждым комнатным растением «оранжереи» коническая колба с полученным
раствором удобрения.
- Какой команде удалось порадовать садовника верно приготовленным раствором?
- Что нужно знать, чтобы верно приготовить раствор с заданной массовой долей?
- Почему команда (обратиться к ребятам) не смогла выполнить задание? В чем была трудность?
Подведем итог. Питательные растворы готовы. Польем ими растения зимней оранжереи. Растения
прекрасно перезимуют, будут радовать людей красотой и уютом.
- Оцените работу участников своей команды. Сдайте инструктивные карты с решениями задач
учителю. Отметки за практическую работу будут выставлены в журнал.
Домашняя работа: приготовьте питательный раствор для своих комнатных растений
Приложение 1
Инструктивная карта
Приготовление раствора
с определенной массовой долей растворенного вещества
группа №1
Цель: приготовить питательный раствор для комнатного растения
1.
Распределить роли участников группы:
Занимаемая
должность
Деятельность
ФИ исполняющего
Оценка за
работу в группе
Агроном
Руководит расчетами и принимает решение
о выборе самого эффективного удобрения
Технолог
Руководит взвешиванием удобрения и
получением питательного раствора
Специалист по
внешним связям
Получает удобрение на «складе», сдает
полученный раствор садоводу
Делопроизводитель
Делает записи в инструктивной карте:
решение задачи, рисунок, выводы
Задачи команде:
1.
Выбрать самое эффективное удобрение для полива хлорофитума.
2.
Приготовить для хлорофитума питательный раствор с заданной массовой долей удобрения в растворе.
Ход работы:
1.
Выяснить, в каком из азотных удобрений массовая доля питательного элемента (азота) наибольшая:
а) хлорид аммония NH
4
Cl
б) сульфат аммония (NH
4
)
2
SO
4
в) мочевина (NH
4
)
2
СО
Решение задачи:
Вывод: самое эффективное удобрение -__________, так как массовая доля азота в нем ______ - это больше,
чем в остальных удобрениях.
2.Получить на «складе» выбранное вами удобрение. Приготовить из него 60г 4% питательного раствора.
Решение задачи:
Вывод: для приготовления ______грамм ____%-го раствора азотного удобрения необходимо взять _____
грамм удобрения и _______ мл воды.
3.Приготовить раствор с заданной массовой долей удобрения в нем
4. Сдать полученный раствор в оранжерею для полива растения
5. Оценить работу каждого участника команды.
Приложение 2
Инструкция работы с электронными весами.
1.
Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов, включите весы.
2.
На лист бумаги насыпьте удобрения при помощи химической ложки (Не кладите удобрение
на чашу весов!). Получите нужную массу навески.
3.
Аккуратно пересыпьте удобрение в коническую колбу.
4.
По окончании взвешивания выключите весы. Протрите весы.