Автор: Людмила Викторовна Бикищенко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: р Хакасия. с Боград. Боградский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие семьи и школы - интерната как залог успеха воспитательного процесса.
Раздел: среднее образование
Бикищенко Л.В.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Боградская санаторная школа-интернат»,
Боградский р-н, Республика Хакасия
Взаимодействие семьи и школы-интерната как залог успеха
воспитательного процесса
Первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на
свет и первый институт социализации – семья. Происходящие в семье
процессы обязательно сказываются на процессе становления личности.
Культура общества тем выше, чем выше культура семьи. Именно поэтому
очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию
ребенка.
Главные направления деятельности школы-интерната по развитию
активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на
детей, а также в нейтрализации отрицательных моментов состоят в том,
чтобы рассматривать воспитание в интернате и семье как единый процесс.
На сегодняшний день необходимо духовно-нравственное
возрождение семьи, возврат к семейным ценностям, к высокой морали и
нравственности. Ситуация требует подготовить ребенка к безболезненному и
органичному включению во взрослую жизнь, учитывая изменившиеся
социальные реалии. Это возможно только при условии
тесного взаимодействия семьи, школы-интерната и социума. Главная задача,
которую должны решить педагогический коллектив интерната и родители –
это нахождение взаимопонимания.
В существующих социально-экономических условиях семья переживает
кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том
числе воспитательной. Особую озабоченность вызывает резкое
снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей.
Наблюдается снижение уровня педагогической культуры родителей. Во
многих семьях наблюдается отсутствие эмоциональной близости между
родителями и детьми, доверительности, взаимопонимания. Многие
родители самоустраняются от проблем нравственного и
личностного воспитания ребенка. Следствием этого стало снижение уровня
нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего
поколения.
Работа с семьями воспитанников – зона особого внимания в смысле этики
отношений педагогов школы- интерната с родителями. Каждое слово
педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.
Например, ни в коем случае нельзя начинать разговор с родителями с
обсуждения недостатков воспитанника. Наоборот, желательно подчеркнуть
положительные стороны ребёнка и одобрить их. В ходе общения с
родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия,
психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к
себе родителей ребенка. Если говорить о недостатках, то только с позиции
их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо
помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он
родное дитя.
Организация работы педагогов с родителями в школе-интернате
реализует следующие цели:
• просветительская – способствовать родительскому видению и
пониманию изменений, происходящих с детьми;
• консультативная – совместный психолого-педагогический поиск
методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им
общественных навыков;
• коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными
впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Одна из форм индивидуальной работы воспитателя с родителями –
посещение семьи. Педагог знакомится с условиями и индивидуальными
особенностями семейного быта и уклада. Информация о микроклимате
в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости
родителей в вопросах воспитания детей позволит более точно определить
направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе-
интернате. Изучение семей позволяет лучше узнать детей и их родителей.
Систематически педагоги используют в работе школы-интерната личную
беседу, консультацию по телефону. Телефонная связь с родителями -
современная форма взаимодействия семьи и воспитателя и это очень
эффективно. В школе-интернате педагоги создают свой сайт, который
поможет родителям интересоваться жизнью своего ребёнка вне дома.
Взаимодействие воспитателей и родителей отражается
в воспитательных планах такими формами работы, как сочинения о семье,
конкурс творческих работ воспитанников «Моя семья»», тестирование,
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Традиционными стали в школе-интернате мероприятия с приглашением
родителей: Дни открытых дверей, Новогодний праздник, 8 Марта, 23
февраля, День семьи и другие. Такие мероприятия способствуют укреплению
контактов родителей с педагогами.
Список литературы:
1. Глушкова В. С. Система согласования с семьей целей и способов
развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. –
2001. – № 7.
2. Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка //
Народное образование. – 2000. – № 9.
3. Маломаркина Г. С., Каухова А. Г. Содержание, формы и методы работы
с родителями // Классный руководитель. – 2001. – № 5.