Автор: Исмагилова Чулпан Сабирьяновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Нижнесотымская ДШИ"
Населённый пункт: П.Нижнесортымский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Постановка голоса
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Нижнесортымская детская школа искусств»
Рассмотрено
Педагогическим советом
Директор МБОУ ДО
Протокол №6 от 31.05.2024г.
Утверждено:
Директор МБОУ ДО
«Нижнесортымская ДШИ»
Приказ от 04.06.2024г. №112
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», 8 ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ
Предметная область
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа учебного предмета
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
ВО.01.УП.01.
(Срок реализации предмета – 8 лет)
2024г.
Разработчики: Исмагилова Чулпан Сабирьяновна, преподаватель высшей квалификационной
категории
Рецензент:
Структура программы
I.
Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2.
Срок реализации учебного предмета
3.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета
4.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
5.
Цели и задачи учебного предмета
6.
Обоснование структуры программы учебного предмета
7.
Методы обучения
8.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
1.
Сведения о затратах учебного времени
2.
Годовые требования по класса
3.
Примерные репертуарные списки
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2.
Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
1.
Методические рекомендации
2.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.
Список рекомендуемой нотной литературы
2.
Список рекомендуемой методической литературы
I.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»
Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральных государственных требованиий к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение», (далее
ФГТ), утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.10.2018
№1685;
- письма Минобрнауки Росийской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования обучающихся».
Вокальное
исполнительство
-
один
из
наиболее
сложных
и
значимых
видов
музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе «Хоровое пение» учебный предмет «Постановка голоса» является предметом
вариативной части.
Учебный предмет «Постановка голоса» воспитывает у обучающихся осознанное,
творческое отношение к музыке и вокальному искусству, учащиеся приобретают устойчивые
вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства. Вырабатывается
умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, умение понимать и
доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, прививается навык
публичных выступлений.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Постановка голоса» при 8-летнем сроке обучения составляет
8 лет и 329 аудиторных учебных часов.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
При реализации программы, продолжительность учебного года с первого по седьмой
классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий
в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. В первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования.
Таблица 1
Содержание
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
5
класс
6
класс
7
класс
8
класс
Общее
количество
Максимальная
учебная нагрузка в
часах
64
66
66
66
82,5
82,5
82,5
82,5
592
Количество часов
на аудиторные
занятия
32
33
33
33
49,5
49,5
49,5
49,5
329
обязательной части
Общее количество
часов на вне
аудиторные
(самостоятельные)
32
33
33
33
33
33
33
33
362
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей обучающегося.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение концертов;
-
участие
обучающихся
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации по данному предмету не предусмотрены.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока для 1 класса -35 минут, для обучающихся 2-8 классов - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель: Создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей обучающегося,
развитие их творческой самореализации. Выявление наиболее одаренных детей в области вокального
исполнительства и в области подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по
профилю предмета.
Задачи:
формирование устойчивого интереса к пению;
обучение выразительному пению;
обучение певческим навыкам;
развитие слуха и голоса детей;
формирование голосового аппарата;
развитие
музыкальных
способностей:
ладового
чувства,
музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма;
сохранение и укрепление психического здоровья детей;
создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным
материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
применение индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
словесный метод (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный метод (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает
их познавательную активность;
метод постепенности и последовательности в овладении мастерством пения от
простого к сложному;
практический метод (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки, и последующая организация
целого);
прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов
для повышения общего уровня развития обучающихся.
Предложенные
методы
работы
с
обучающимся
в
рамках
дополнительной
предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях вокального исполнительства.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы учебного предмета «Постановка голоса» должны быть созданы
следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Постановка голоса» с пианино
(или роялем) и зеркалом;
концертный зал с роялем или пианино;
нотный материал, подборка репертуара;
записи аудио и видео выступлений.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета
1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Постановка голоса» делится
на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия
Таблица 2.
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Количество часов на
аудиторные занятия (в неделю)
1
1
1
1
1
,5
1
,5
1
,5
1
,5
Общее количество на
аудиторные занятия ( в неделю)
329
Количество часов на
самостоятельную работу
1
1
1
1
1
1
1
1
Общее количество часов на
самостоятельную работу
263
Общее максимальное
количество часов занятий на весь
период обучения
592
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом
общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Объем времени на
самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных
способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие
обучающихся
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2.
Годовые требования по классам:
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Занятия проводятся индивидуально.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты,
мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты лекции в общеобразовательных
школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях,
концертно-массовых мероприятиях.
Продуманный
выбор
учебного
материала
является
важнейшим
фактором,
способствующим успешному и всестороннему развитию музыкально исполнительских данных
учащегося.
Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно в течение всего
курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Программа отражает разнообразие репертуара: произведения русской и зарубежной
классики сочетаются с песнями современных композиторов и народными песнями.
1 год обучения
В течение учебного года учащийся должен пройти:
8-10 различных музыкальных произведений:
3-4 несложные народные песни;
1-2 детские песни;
3-4 –вокализа.
В результате первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии legato в медленном и среднем темпе;
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать
звук, стремиться к естественной вокализации.
2 год обучения
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
Мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты
8-10 различных музыкальных произведений:
3-4 несложные народные песни;
1-2 детские песни;
3-4 –вокализа.
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее
начальных вокально-технических навыков, включаются элементы исполнительства.
По результатам второго года обучения обучающийся должен уметь:
- использовать правильную певческую установку;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки.
3 год обучения
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
Упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы.
8-10 различных музыкальных произведений:
3-4 несложные народные песни;
1-2 детские песни;
3-4 –вокализа.
На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных за
предыдущие 2 года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:
- развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации;
- выравниванию звучания по всему диапазону, выявлению звонкости для легких голосов;
- развитию четкой дикции и выразительности слова;
- развитие вокального слуха.
Кроме того, обучающийся должен:
- иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса;
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях;
- стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.
4 год обучения
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
8-10 различных музыкальных произведений:
1-2 народные песни;
1-2 несложных романса;
2-3 разноплановых произведения.
2-3 вокализа, в том числе кантиленного характера.
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации,
четкой
артикуляции,
осмысленном
выполнении
исполнительских
задач,
поставленных
преподавателем
Начинается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой
динамических оттенков в удобной тесситуре. Следует обратиться к выработке ощущения
пространственной перспективы во время пения.
Обучающийся должен иметь элементарные представления о работе резонаторов,
выработать ощущение округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции.
5 год обучения
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
Упражнения на вокальную технику в пределах октавы.
10-12 различных музыкальных произведений:
1-2 вокализа с элементами техники;
1-2 народные песни;
1-2 несложная ария или романс;
2-3 разноплановых произведения;
2-3 произведния современных композиторов;
1 ансамбль (по возможности).
На пятом году обучения преподаватель должен получить возможность самым подробным
образом проанализировать голосовое состояние данных обучающегося: его развитие и,
учитывая
вступление
в
переходный
возрастной
период,
более
точно
определить
индивидуальные задачи.
При благоприятном состоянии голоса у обучающегося (с хорошими данными и
продвижением) возможно некоторое расширение диапазона звучания без форсирования звука и
напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и
опоры
звука,
особенно
при
пении
широких
интервалов.
6 год обучения
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе,
упражнения на legato и staccato, интервалы и скачки в пределах октавы.
10-12 различных музыкальных произведений:
1-2 вокализа с элементами техники;
1-2 народные песни;
1-2 несложная ария или романс;
2-3 разноплановых произведения;
2-3 произведния современных композиторов;
1 ансамбль (по возможности).
В течение учебного года следует обратить внимание на устранение имеющихся
недостатков в организации процесса певческого дыхания и органичного звуковедения. Кроме
того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию
подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое
интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков
публичных выступлений.
7 год обучения
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе,
упражнения на legato и staccato, интервалы и скачки в пределах октавы;
10-12 различных музыкальных произведений:
1-2 вокализа («кантиленный» и «подвижный» с элементами техники);
1-2 народные песни;
1-2 несложная ария или романс;
2-3 разноплановых произведения;
2-3 произведния современных композиторов;
1-2 ансамбля.
Обучающиеся должны владеть певческим дыханием и высокой певческой позицией,
К концу 7 года обучения, как правило, у обучающихся ярко проявляются творческие
способности. Они владеют вокальной техникой, знакомы с разнообразным репертуаром,
принимают активное участие в концертной и конкурсной деятельности.
8 год обучения
В 8 классе продолжается работа по закреплению вокальных навыков и усложнению
элементов исполнительской техники.
В течение учебного года обучающийся должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе,
упражнения на легато и стаккато, интервалы и скачки в пределах октавы
1-2 вокализа («кантиленный» и «подвижный» с элементами техники);
1-2 народные песни;
1-2 несложная ария или романс;
2-3 разноплановых произведения;
2-3 произведния современных композиторов;
1-2 ансамбля.
3.
Примерные репертуарные списки
1 год обучения (1 класс)
• Русские нар. песни «Вставала ранешенько», «Коровушка»,
«Не летай, соловей» «Я на камушке сижу»
• Латышская нар. песня «Где ты был так долго?»
• Белорусская нар. песня «Перепелка»
• Чешская нар. песня «Петушок»
• Болгарская нар. песня «Рак-бездельник»
• Немецкие нар. песни «Соловей и лягушки», «Хохлатка», «Гусята»
• Аренский А. «Детская песня»
• Брамс И. «Петрушка»
• Бах И.С. «За рекою старый дом»
• Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»
• Красев М. «Ландыш», «Зимняя песенка»
• Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик»,
• Лядов А. «Зайчик»
• Ковнер И. «Ёлка»
• Тиличеева Е. «Яблонька», «Пришла весна», «Да, здравствует музыка!»
• Завалишина М. «Часы»
• Спадавеккиа А. «Добрый жук»
• Герчик В. «Про кузнечика»
• Островский А. «Наша ёлка», «Кролик»
• Феркельман М. «Колыбельная»
• Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка».
• Хромушин О. « Песенка девочки», «Солнечная горка» «Красивый бант»
• Гершфельд Р. «Ёжик»
• Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»
2 год обучения (2 класс)
• Русские нар. песни «Уж как пал туман», «В чистом поле тропина»
• Белорусские нар. песни « Дудочка-дуда», «Сел комарик на дубочек»
• Грузинские нар. песни «Светлячок», «Песня сердца»
• Датская нар. песня «Зимний карнавал»
• Финские нар. песни «Маленькая прачка», «Веселый парикмахер»,
«В лес как-то раз пошел паренек»
• Бельгийская нар. песня «Есть под Брюсселем особняк» «Карлуша»
• Словацкая нар. песня «Спи, моя милая»
• Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле»
• Алябьев А. «Зимняя дорога»
• Кюи Ц. детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»
• Римский-Корсаков Н. «Белка»
• Титов Н. «Ветка»
• Гречанинов А. «В лесу», «Теленочек», «Вербочки»
• Калинников В. «Мишка»
• Яковлев М. «Зимний вечер»
• Варламов А. «Горные вершины»
• Ребиков В. «Поздняя весна»
• Моцарт А. «Колыбельная»
• Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
• Григ Э. «Детская песенка»
• Брамс И. «Соловей», «Божья коровка»
• Дунаевский И. «Колыбельная»
• Левина З. «Матрешки», «Наш соловей», «Ручеек», «Колыбельная»
• Пахмутова А. «Добрая сказка»
• Космачев И. «Мне очень нужен друг»
• Чичков Ю. «Песня шелковой кисточки», «Самая счастливая»
• Савичева Н. «Про маленького лягушонка» «Крошка Вилли-Винки»
• Фадеев А. «У канавки две козявки»
• Островский А. «Тик-так», «Урок пения», «Про осу»
• Гладков Г. «Все в порядке»
3 год обучения (3 класс)
• Русские нар. песни «В низенькой светелке», «По небу, по синему»
• Латышская нар. песня «Ярче розы я девчонка»
• Грузинская нар. песня «Родина наша»
• Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.
• Финская нар. песня «Финский лес»
• Немецкая нар. песня «Вестница весны»
• Английская нар. песня «Старый король»
• Американская нар. песня «Домик над рекой»
• Глинка М. «Жаворонок», «Что, красотка молодая…»
• Гурилев А. «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая»,
«Улетела пташечка», «Сарафанчик»
• Даргомыжский А. «Лезгинская песня»
• Булахов П. «Колокольчики мои»
• Кюи Ц. Детские песни «Майский день», «Зима»
• Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка»
• Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры», «Жил был на свете мальчик»
• Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
• Шуман Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна»,
«Совенок»
• Брамс И. «Колыбельная», «Спящая царевна»,
«Неаполитанская колыбельная» обр. Мельо
• Александров А. «Веселые чижи»
• Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осел»
• Дунаевский И. «Спой нам, ветер», «Скворцы прилетели»
• Пахмутова А. «Беловежская пуща»
• Гаврилин А. «Мама»
• Левина З. «Тик-так», «Посмотри-ка, мама!», «Куколка»
• Хромушин О. «Что такое лужа?», «Искры костра»
• Струве Г. «Музыка»
• Леви Н. «В Пушкинском парке», «Колыбельная»
• Баневич С. «Мир»
• Львов-Кампанеец «Песенка о лентяе»
• Лядова Л. «Стал сапожником енот»
4 год обучения (4 класс)
• Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков»
• Итальянская нар. песня «Санта Лючия»
• Эстонская нар. песня «Синичку ветер убаюкал»
• Японская нар. песня «Сакура»
• Шведская нар. песня «К ручью пошла девчонка»
• Немецкая нар. песня «Тки, дочка»
• Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
• Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет», «Старина»
• Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»
• Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»
• Булахов И. «Тройка»
• Дюбюк А. «Птичка», «Не брани меня, родная»
• Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный
сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице
метелица метет»
• Чайковский П. «Мой садик»
• Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»
• Векерлен Ж. «Приди поскорее, весна…»
• Шопен Ф. «Желание»
• Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»
• Моцарт А. «Приход весны», «Довольство жизнью»
• Шуберт Ф. «Швейцарская песня», «В путь», «Шарманщик»
• Мендельсон Ф. « На крыльях песни»
• Григ Э. « Лесная песнь»
• Дунаевский И. «Песенка про капитана»
• Зацепин А. «Куда уходит детство?», «Волшебник»
• Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
• Брусиловский Е. «Две ласточки»
• Гаврилин В. «Мама»
• Журбин А. «Планета детства», «Знакомая арифметика»
5 год обучения (5 класс)
• Русские нар. песни «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай,
радость», «Сережа-пастушок»
• Чешская нар. песня «Яничек»
• Словацкая нар. песня «Сокол»
• Немецкая нар. песня «Трудно сказать»
• Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если
встречусь с тобой»
• Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу»
• Аренский А. «Колыбельная»
• Титов Н. «Талисман», «Буря»
• Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная»,
«Право, маменьке скажу»
• Булахов П. «Тук, тук, тук,.. как сердце бьется»
• Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»
• Рубинштейн А. «Певец»
• Гречанинов А. «Острою секирой»
• Бах И. С. «Победа радость нам несет», «О, блаженство ликованья!»
• Перголези Дж. Канцонетта «Три дня»
• Моцарт В.А. «Маленькая пряха», Ария Барбарины из оперы «Свадьба
Фигаро»
• Бетховен Л. Песня Клерхен, «Милее всех был Джемми», «Майская песня»
• Шуберт Ф. «Юноша у ручья», «Утренняя серенада», «К лютне»
• Шуман Р. «Лотос», «Две цыганские песни»
• Монюшко С. «Золотая рыбка», «Пряха
• Каччини Дж. «Аве, Мария
• Крылатов Е. «Три белых коня»
• Паулс Р. «Чарли»
• Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке?»
• Левитин И. «О чем шумит берёзонька?»
• Агабабов С. «Лесной бал»
• Пахмутова А. «Сказка»
• Левина З. «В поле», «Родник»
6 год обучения (6 класс)
• Русские нар. песни «Не корите меня, не браните», «Чернобровый,черноокий», «Помню,
я еще молодушкой была»
• французская нар. песня «Птички»
• Испанская нар. песня «Четыре погонщика мулов»
• Глинка М. «Песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Северная звезда»,
«Бедный певец», «Скажи, зачем явилась ты?», «Песня Ильиничны» из музыки к
трагедии «Князь Холмский»
• Даргомыжский А. «Песня Ольги из оперы «Русалка», «Вертоград», «Не
скажу никому»
• Фомин Е. Песня Анюты из оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват»
• Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты,…», «Певец»
• Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить и тужить одинокой»
• Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»
• Булахов П. «Девица-красавица»
• Бах И.С. «Весенняя песня»
• Гендель Г.Ф. «Песня о Сусанне из оратории «Сусанна», «Ария Альмиры из оперы
«Ринальдо
• Скарлатти А. Ария «Ах, нет сил сносить терзанья»
• Перголези Дж. Ария «Если любишь…»
• Моцарт В. А. «Вы, птички, каждый год…»
• Шуберт Ф. «Жалоба девушки», «Аве, Мария», «К музыке», «Блаженство»,
«Похвала слезам», «Форель»
• Мендельсон Ф. «Зюлейка», «Баркарола»
• Форе Г. «Мотылек и фиалка»
• Шуман Р. «Приход весны»
• Хренников Т. «Колыбельная»
• Александров А. «Я по садику гуляла»
• Липатов В. «Ласточка моя»
• Будашкин Н. «Шуми, моя нива», «Девушка крапивушку жала»
7 год обучения (7 класс)
• Русские нар. песни «Ванечка, приходи», «Белолица, круглолица», «Зачем тебя я, милый
мой, узнала?»
• Финская нар.песня «Роза в долине»
• Итальянская нар.песня «Купите фиалки»
• Глинка М. Песни из цикла «Прощание с Петербургом», «Ах, когда б я прежде знала»,
• Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
• Гендель Г.Ф. Ария «Dignaiy»
• Скарлатти А. «Фиалки»
• Перголези Дж. «Ария из «Stabat Mater»
• Моцарт В.А. две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
• Гуно Ш. «Баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст»
• Глюк К. «Ария Орфея из оперы «Орфей»
• Сенс-Санс К. «Аве, Мария»
• Шуберт Ф. «Серенада», «Форель»
• Григ Э. «Колыбельная Сольвейг» и «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт»
• Моцарт В.А. « Ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»
• Оффенбах Ж. «Письмо Периколы из оперетты «Перикола», «Куплеты Елены из
оперетты «Прекрасная Елена»
• Дунаевский И. «Песня Нины из оперетты «Золотая долина», «Две песни Тони из
оперетты «Белая акация»
• Рахманинов С. «Островок»
• Г речанинов А. «Подснежник»
• Будашкин Н. «За дальнею околицей»
• Морозов А. «В горнице»
• Левина З. «Красивые глазки»
• Леви Н. «Бреду тропинкою лесной»
• Тухманов Д. «Аист на крыше»
• Блантер М. «Черноглазая казачка»
8 год обучения (8 класс)
• Русские народные песни: «Уж ты сад», «Ничто в полюшке не колышется»,«Ах дедушка,
дедушка»
• Модуньо Д. «Озорница»
• Неаполитанская песня «О, Мари,…»
• Варламов А. «Ангел»
• Римский-Корсаков Н. «То было раннею весной»
• Мусоргский М. «Где ты, звёздочка?»
• Прокофьев С. «Чернец»
• Чайковский П. «Канарейка», «То было раннею весной»
• Чайковский П. «Ария Иоланты» из оперы «Иоланта»
• Даргомыжский А. «Песня Наташи» из оперы «Русалка»
• Рахманинов С. «Сирень», «Здесь хорошо», «Ночью в саду у меня», «Утро»
• Шуберт Ф. «Баркаролла», «Утренняя серенада»
• Шуберт Ф. «Ты - мой покой»
• Мендельсон Ф. «На крыльях чудной песни»
• Сарри Л. «Канцонетта»
• Скарлатти Д. «Ариетта»
• Римский-Корсаков Н. «Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка»
• Римский-Корсаков Н. «Ариозо Снегурочки» из оперы «Снегурочка»
• Моцарт В.А. «Две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
• Моцарт В.А. «Ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»
• Морозов А. «В горнице»
• Липатов В. « Ласточка моя»
• Дунаевский И. Песня Нины из оперетты «Золотая долина»
• Пахмутова А. «Сказка»
Вокализы и упражнения
• Г линка М. Упражнения для усовершенствования голоса
• Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы
• Конконе Дж. Избранные вокализы
• Абт Ф. Школа пения
• Ваккаи Н. Школа пения
• Зейдлер Г. Избранные вокализы
• Шарф Г. Вокализы для средних голосов
•
Панофка
Г.
Избранные
вокализы
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса»,являются
следующие знания, умения, навыки:
•
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,вокальному
исполнительству;
• знание профессиональной терминологии;
• знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
• владение всеми видами вокального дыхания;
• обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
• умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
• знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальныхпроизведений;
• навыки чтения с листа;
•
умение
передавать
авторский
замысел
музыкального
произведения
спомощью
органического сочетания слова и музыки;
• сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
• наличие практических навыков исполнения партий в составе вокальногоансамбля.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
• высокий уровень мотивации учащихся к вокальному исполнительству;
•
профессиональное
самоопределение
одаренных
детей
в
области
музыкального
образования;
• творческая самореализация учащихся, участие в вокальных конкурсах,
фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости –
текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля:
- зачет в конце каждого полугодия.
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий,
их посещений, проверки знаний.
Формой промежуточной аттестации может быть зачет в виде академического концерта.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка на зачете (академическом концерте);
- другие выступления в течение учебного года.
Промежуточная аттестация, которая предполагает зачёт по предмету «Постановка голоса».
Данный зачет может проводиться в форме отчетного концерта.
График проведения промежуточной аттестации:
контрольные уроки в 1 полугодии;
зачет (академический концерт) в 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 полугодиях.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носит
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала,
активность, перспективы и темп развития ученика.
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
яркое, артистичное исполнение произведений, соблюдение
стилевых особенностей, соответствие авторскому стилю.
Исполнение
программы
на
опёртом
дыхании
с
безупречной артикуляцией, выровненном звучании голоса
по
всему
диапазону.
Осмысленное
выполнение
исполнительских
задач,
поставленных
педагогом.
Проявление творческой индивидуальности.
Участие в отчётных концертах, конкурсах.
4 («хорошо»)
выразительно-эмоциональное исполнение произведений,
чистая интонация и выразительный звук, не очень
уверенное применение вокально-технических навыков,
недостаточное
понимание
стиля
произведения.
Выступление в концертах, конкурсах фестивалях.
3(«удовлетворительно»)
невыразительное, неуверенное исполнение произведений,
не
точное
знание
нотного
и
словесного
текста,
недостаточно осмысленное исполнение произведений,
недостаточное владение вокально-технических навыков,
наличие
ошибок
в
средствах
музыкальной
выразительности.
2(«неудовлетворительно
»)
значительные ошибки в интонировании мелодии,
слабое
знание
словесного
текста,
вялость
артикуляционного аппарата, невыразительное исполнение,
тусклый звук.
Незаинтересованность участия в концертах.
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения, соответствующий
программным требованиям.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом
целесообразности оценка качества
исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность
более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса
к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового
искусства.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса
1.
Методические рекомендации
Задача преподавателя – пробудить у детей любовь к пению, сформировать необходимые
навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение –
наиболее доступный вид подобной деятельности.
На
занятиях
должны
активно
использоваться
знания
нотной
грамоты
и
навыки
сольфеджирования, так как работа по нотам, помогает учащимся воспринимать музыкальные
произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам
необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию
музыкальной памяти.
На протяжении всего срока обучения педагог следит за формированием и развитием
важнейших вокальных навыков обучающихся (дыханием, звуковедением, дикцией), постепенно
усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-
художественного кругозора детей, о том, что пение – мощное средство патриотического,
художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Произведения русской и
зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и
народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего
произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего
произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта вокального исполнения, овладением вокальными
навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с
многообразными жанрами вокальной музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным
произведениям используются преподавателем для выявления своеобразия стилей отдельных
композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению
музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного
общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе хорового пения
является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической
проработке изучаемых произведений., В результате домашней подготовки обучающийся должен
уметь выразительно исполнять изучаемое произведение.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
должно
контролироваться
преподавателем
и
обеспечиваться
партитурами
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями,
клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. –Л.: Музыка,
1987.
3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.:Музыка, 1978.
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор,1986.
5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.:Советская
энциклопедия, 1976.
Нотные сборники
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки,
игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка
В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л.1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Р.Бойко «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Р.Бойко «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Р.Бойко «Песни для детей». М. 1982г.
15. «Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной» / сост. Г.
А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. И Вогино. «Игры – задачи». М. 1983г.
17. В.Волков «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М.1980г.
18. Э.Елецкий «Лучше нет родного края». – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. «Жаворонушки». – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор,
1986.–68 с.
20. Д.Кабалевский «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Д.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. А.Ладов «Детские песни для голоса с фортепиано» М.
23. Т.Назарова «Песни для детей». М. 1973г.
24. «Народные песни». Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25. М.Ножкин «Люблю тебя, Россия!» – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26. «Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста /
сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
27. А.Петров « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
28. В.Петрушин «Слушай, пой, играй». М.: Владос, 2000. – 266 с
29. М.Раухвергер « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.
30. В.Родионов «Слова души и ноты сердца: песни» – Чугуев: изд-во «III тысячелетие»,
2004. – 144 с.
31. Ю.Юнкеров «Цвети Ямал!»/ ГУП ЯНАО «Красный север».2007г, 100с.
32. М. Фрадкин «Песни из кинофильмов»Издательство музыка М1966г.
33.
Л.
Абрамова
«Цыганские
мотивы»
Вокальные
произведения
зарубежных
композиторов для голоса и фортепиано М 2009г.
34. П. Вещицкий «Старинные и современные романсы» М 1991г.
35. В.Соловьев «Ангел Светлых снов»Романсы на стихи Д Ратгауза для голоса и
фортепиано «Композитор» С-Петербург 2007г.
36. С. Паддубный «Стань музыкою, слово» Вокальные сочинения на стихи русский
поэтов XIX века«Композитор» С-Петербург 2009г.
37. А. Рубинштейн «Избранные романсы»
38. А. Гурилев «Избранные романсы»
39. А. Варламов «Избранные романсы»
40. А. Даргомыжский «Избранные романсы»
41. А. Алябьев «Избранные романсы»
42. Ю Тихонов серия «Вокальный репертуар в музыкальной школе»
43. «Зарубежная вокальная музыкаXVIII века»
44. «Вокальныхе миниатюры в творчестве романтиков»
45. «Песни и романсы русских композиторов XIX века»
46. «Вокальная музыка народов мира»
47. Ю Тихонов серия «Лирический альбом» в 5 тетрадях
48. «Дуэты на стихи А. Пушкина»
49. «Дуэты на стихи поэтов – современников А. Пушкина»
50. «Вокальные ансамбли русских композиторов XIX века»
51. «Я Вас любил»
52. «Любовная лирика А. Пушкина в вокальных миниатюрах русских композиторов»
Список рекомендуемой методической литературы
1. Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса» М. Изд. МГПИ, 1983 г.
2. Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., АПН РСФСР, 1953г
3. Багадуров В.А, Орлова Н.Д., Сергеев А,А. «Начальные приемы развития детского
голоса», М. 1954г
4. Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб, «Музыка»,2000 г.
5. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», С-Пб, «Лань», 1997 г.