Напоминание

Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для развития памяти и речи у обучающихся с ОВЗ.


Автор: Артюхина Ирина Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"ООШ № 1 г.Анадыря"
Населённый пункт: г.Анадырь, ЧАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для развития памяти и речи у обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование

приёмов

эйдетики

и

мнемотехники для развития памяти и речи у

обучающихся с ОВЗ.

СЛАЙД

1

Память

это

краеугольный

камень

психического

развития ребёнка.

Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем

узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте.

Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.

Образовательный процесс во многом опирается на память учащихся,

под которой понимается запоминание, сохранение и воспроизведение.

Память учащихся с ОВЗ характеризуется нарушениями запоминания,

сохранения и воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти,

следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой

переработкой воспринимаемого материала.

Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти,

которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность

овладевать различными областями знаний.

СЛАЙД

2

Особенности памяти детей

с

ограниченными

возможностями здоровья характеризуются следующим образом:

низкая активность;

замедленная скорость;

снижен объем, точность и прочность запоминаемого.

Для лучшего усвоения материала и его запоминания учащиеся с ОВЗ

нуждаются в коррекции и развитии памяти.

Коррекция и развитие должно осуществляться с помощью различных

методом, форм и средств. Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом

занятии необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы

было мобилизовано, возможно, большое число рецепторов ребенка.

Актуальность применения эйдетики и мнемотехники для

младших

школьников с ОВЗ обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей

преобладает зрительно-образная память.

СЛАЙД 3 Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство

запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение информации.

Эйдетика – «эйдос» - в переводе с греческого – это образ.

Суть мнемотехники в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь

текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию.

СЛАЙД 4 «Ласточка» (ПЛАН ДЛЯ РАССКАЗОВ)

мнемотаблицы можно использовать:

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению описательных рассказов,

при обучении пересказу,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря

которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал,

сохранить его и легко воспроизвести.

СЛАЙД ИГРА ПАРЫ 5 (КАРТОТЕКА АССОЦИАЦИЙ) Метод эйдетики

можно

использовать

в

качестве

орфографических

пятиминуток.

Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на

треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

СЛАЙД 6

Пример работы с зашумленными картинками по теме

«Предложение»

Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов.

Например:

1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).

2. Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или

среди диких животных – домашнего).

3. Найди и выдели заданную цифру и букву.

4. Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.

5. Выдели силуэты животных жарких стран.

6. Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько

геометрических фигур).

8. Выдели силуэты животных севера.

9. Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц –

домашнюю).

10. Найди силуэт животного среди насекомых.

11. Найди в ветвях силуэты животных

Таким образом, коррекция и развитие памяти может проводиться с

помощью различных технологий, упражнений и игр. Если коррекционная и

развивающая работа проводится с детьми в различных и интересных формах,

это больше увлекает их и способствует интенсивному развитию памяти и

других процессов. Показатели памяти будут улучшаться в том случаи, если

методы, средства и формы работы подобраны правильно и в течение

продолжительного времени будут использоваться учителем и специалистами.



В раздел образования