Автор: Артюхина Ирина Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"ООШ № 1 г.Анадыря"
Населённый пункт: г.Анадырь, ЧАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для развития памяти и речи у обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Использование
приёмов
эйдетики
и
мнемотехники для развития памяти и речи у
обучающихся с ОВЗ.
СЛАЙД
1
Память
–
это
краеугольный
камень
психического
развития ребёнка.
Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем
узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте.
Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.
Образовательный процесс во многом опирается на память учащихся,
под которой понимается запоминание, сохранение и воспроизведение.
Память учащихся с ОВЗ характеризуется нарушениями запоминания,
сохранения и воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти,
следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой
переработкой воспринимаемого материала.
Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти,
которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность
овладевать различными областями знаний.
СЛАЙД
2
Особенности памяти детей
с
ограниченными
возможностями здоровья характеризуются следующим образом:
низкая активность;
замедленная скорость;
снижен объем, точность и прочность запоминаемого.
Для лучшего усвоения материала и его запоминания учащиеся с ОВЗ
нуждаются в коррекции и развитии памяти.
Коррекция и развитие должно осуществляться с помощью различных
методом, форм и средств. Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом
занятии необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы
было мобилизовано, возможно, большое число рецепторов ребенка.
Актуальность применения эйдетики и мнемотехники для
младших
школьников с ОВЗ обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей
преобладает зрительно-образная память.
СЛАЙД 3 Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство
запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение информации.
Эйдетика – «эйдос» - в переводе с греческого – это образ.
Суть мнемотехники в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию.
СЛАЙД 4 «Ласточка» (ПЛАН ДЛЯ РАССКАЗОВ)
мнемотаблицы можно использовать:
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению описательных рассказов,
при обучении пересказу,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря
которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал,
сохранить его и легко воспроизвести.
СЛАЙД ИГРА ПАРЫ 5 (КАРТОТЕКА АССОЦИАЦИЙ) Метод эйдетики
можно
использовать
в
качестве
орфографических
пятиминуток.
Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на
треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.
СЛАЙД 6
Пример работы с зашумленными картинками по теме
«Предложение»
Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов.
Например:
1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
2. Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или
среди диких животных – домашнего).
3. Найди и выдели заданную цифру и букву.
4. Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.
5. Выдели силуэты животных жарких стран.
6. Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько
геометрических фигур).
8. Выдели силуэты животных севера.
9. Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц –
домашнюю).
10. Найди силуэт животного среди насекомых.
11. Найди в ветвях силуэты животных
Таким образом, коррекция и развитие памяти может проводиться с
помощью различных технологий, упражнений и игр. Если коррекционная и
развивающая работа проводится с детьми в различных и интересных формах,
это больше увлекает их и способствует интенсивному развитию памяти и
других процессов. Показатели памяти будут улучшаться в том случаи, если
методы, средства и формы работы подобраны правильно и в течение
продолжительного времени будут использоваться учителем и специалистами.