Автор: Купавская Нина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Текст как средство формирования исследовательской компетенции на уроках русского языка.
Раздел: полное образование
Текст как средство формирования исследовательской компетенции на
уроках русского языка.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Загадка. Поиск. Открытие… Каждый из нас проходит этот удивительный
путь познания мира еще в детстве. Задача же учителя – все способы
научного познания: сравнение и сопоставление, обобщение и конкретизацию
– использовать на уроках в системе. При этом мы должны помнить, что
необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного
творческого мышления является систематическое усложнение учебной
задачи в условиях ограничения детей во времени.
Текст - основной способ получения информации, поэтому умение
воспринимать и понимать его содержание во многом определяет успешность
обучения. В ходе работы формируются не только орфографическая и
пунктуационная компетенции, но и коммуникативная, т.к. учащиеся
осваивают логические операции, осмысливают содержание текста на разных
уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и в
результате соприкосновения с миром писателя сами формируются как
личности.
Работая над текстом, учащиеся невольно обогащают свой культурный
багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют
нравственные чувства, овладевают богатством точной и выразительной речи.
Сфера применения текста на уроке разнообразна, Данная работа может
быть представлена на любом этапе урока. Например, на этапе изучения
нового материала работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопросы:
какова роль изучаемой категории в речи, её семантические приметы,
функциональные
особенности,
так
как
текст
является
конкретным
проявлением речевой деятельности.
В начале учебного года в 5 классе, провожу мониторинг с целью
выявления уровня сформированности умений работать с текстом, используя
текст К.Ушинского «Орел и кошка».
К. Д. Ушинский «Орёл и Кошка»
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее
солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг откуда ни
возьмись — огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и
схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась
уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела
битва на смерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными
кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и
выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в
орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё
был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние
силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту
откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась
облизывать своего израненного котёнка.
Учащимся предлагаю вопросы:
- с какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
- почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?
- какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности
нападения орла?
- почему кошка победила орла?
Прочитайте фрагмент текста о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и
кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.
Что я проверилв в результате беседы?
Результаты мониторинга.
5А
Кла
сс
К-во
уч-
ся
Сформированн
ость умения
получения,
поиска и
фиксации
информации.
Сформированн
ость умения
понимать и
преобразовыва
ть
информацию.
Сформированн
ость умения
применять и
представлять
информацию.
Сформированн
ость умения
оценки
достоверности
получаемой
информации
30
82% (24 уч.)
76% (23 уч.)
72% (21 уч.)
69% (20 уч)
В соответствии с полученными результатами строю свою работу.
Начинаю с образных, оценочных, информационных текстов. Они
вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную
деятельность.
Например, на уроке русского языка в 5 классе при повторении темы
«Синтаксис» предлагаю фрагмент текста М.Шолохова.
Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние
ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над
степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля,
потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала
над широкой донской степью голубая весна.
Задания носят комплексный характер.
1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении
весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?
2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются
сложноподчинённые предложения?
3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?
4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле. (Повторяем
средства выразительности) .
5.Найдите в тексте эпитеты, раскройте их значение
Работа с текстом – это исследование. Исследуя, ученик наблюдает и
познает окружающий мир. На уроках русского языка мы обращаемся и к
произведениям хакасских авторов.
Познакомившись с хакасской сказкой «Бай и охотник» в 5 классе,
предлагаю задания:
- прочитать текст выразительно.
- разделить текст на части, и определить, как они связаны между собой?
Знакомимся с новыми словами, составляем словарик к тексту;
Затем составляем текст на тему: « Что я узнал о жизни хакасского народа»
(по началу сказки )
В одном большом улусе жил жадный и злой бай по имени Хара-хан.
Он облагал народ данью, разорял. На другом конце этого улуса, в
плохонькой юрте, жил сирота охотник. Ничего у него не было, кроме лука,
из которого бил он зверей, да игреневой лошадки, на которой он ездил на
охоту. В феврале - месяце «запаса» - много добывал охотник пушнины,
потому что был сильным и ловким.
Невзлюбил бай охотника, теснил его, забирал всю добычу. Чем удачней
бывала охота, тем большую дань накладывал Хара-хан. Время шло.
Случилось так, что не смог охотник заплатить дани. Тогда бай забрал у него
игреневую лошадь. Совсем стало трудно жить. ..
Таким образом, в процессе исследования учащиеся не только работают
над комплексным анализом текста, над словом, но и создают собственный
продукт.
Изучая тему «Типы речи» использую стихи хакасских поэтов. Например,
стихотворение «Песня о степи» Василия Кобякова.
Здравствуй, степь, напомни мне.
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан.
По раздольной стороне.
Степь, к тебе издалека
Мчится здешняя река.
Ты, река, в родимый край.
Эту песню передай!
Учащиеся знакомятся с автором и названием произведения, определяют
принадлежность текста к определённому типу речи и приводят
доказательства. Отмечаем особенности природы Хакасии. Вспоминаем
названия цветов и трав, рек и озер, животных и птиц и подбираем эпитеты.
Данная работа помогает развивать творческое воображение и кругозор,
любовь к слову.
Изучая раздел «Морфемика» в 5 классе, предлагаю поработать с
деформированным текстом «Улетают журавли» и выполнить ряд заданий.
1.Покружили
они над рекой
, над родным болотом. 2. До свидания, до
свидания, журавли! 3. В золотые осенние дни собирались к отлету журавли.
4. Через леса, через поля высоко в небе летят они на юг. 5. Мы слышим их
прощальные голоса. 6. Стройными косяками полетели в дальние страны.
1.Расставьте
предложения в таком порядке
, чтобы получился текст. Сколько
абзацев в этом тексте? Спишите.
2.Определите стиль и тип текста.
3. Найдите предложение с обращением.
4.Выпишите однокоренные слова.
5. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова.
Данное исследование
помогает увидеть предложение и текст,
правильно их прочесть, углубиться
в содержание,
самостоятельно
разобраться в заданиях, выработать орфографическую зоркость, развить
внимание, мышление.
Научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать
авторские приемы, ученик развивает и свои собственные возможности
создания продукта исследования. Например, прозаический и поэтический
тексты учащихся 5 класса.
Дождевая капля.
Это был обыкновенный осенний день. Я шла по дорожке. Шел дождь.
Я шла и смотрела на серое небо, пожелтевшую траву, золотые листья, что
багряными островками плавали в грустных лужицах. Я шла и смотрела на
недовольные лица прохожих, в спешке открывавших свои зонты. Мимо
проезжали машины, мигали светофоры, и вдоль дорог горели промокшие
фонари.
Для меня этого всего не было. Я слышала лишь непрерывный стук
капель и смотрела лишь на седые тучи, промокший асфальт и пожелтевшую
траву.
Дождь усилился, я выставила вперед ладошку, и мне на руку упала
маленькая дождевая капля. Внимательно посмотрев на нее, я увидела дорогу,
мокрый асфальт, золотые листья, серое небо и промокшие фонари… На
ладонь продолжали падать такие же капли. Отражение стало искажаться, и
на секунду я увидела вместо серого города место, в котором заключается
мудрая сущность дождя. Там не было городской суеты . Там был только
дождь, потускневшая трава и серое небо. Я вздрогнула, и капелька скатилась
с моей ладони и упала на промокший асфальт. Меня снова окружали
городская суета и серость…
Прошло уже много времени с того момента, а я до сих пор думаю:
«Для того чтобы понять роль дождя кому-то требуются тысячи слов, книг и
фотографий, а кому-то нужна всего лишь дождевая капля…» (Майя Э).
Настроение
Завернусь я в свой плед.
И возьму кружку чая.
На окно невзначай,
Упадёт вдруг мой взгляд.
Серебристые росы,
Золотистая осень.
У земли, у деревьев
Уже новый наряд.
Мелко капает дождь,
Появляются лужи,
Замерзают…и лёд,
Скоро - долгая стужа… (Настя Б.)
Таким образом, к концу учебного года системная работа с текстом
позволила сформировать умение получать, находить, понимать,
преобразовывать текст , оценивать получаемую информацию. А значит,
развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и
радость открытия.