Напоминание

Текст как средство формирования исследовательской компетенции на уроках русского языка.


Автор: Купавская Нина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Текст как средство формирования исследовательской компетенции на уроках русского языка.
Раздел: полное образование





Назад




Текст как средство формирования исследовательской компетенции на

уроках русского языка.

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Загадка. Поиск. Открытие… Каждый из нас проходит этот удивительный

путь познания мира еще в детстве. Задача же учителя – все способы

научного познания: сравнение и сопоставление, обобщение и конкретизацию

– использовать на уроках в системе. При этом мы должны помнить, что

необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного

творческого мышления является систематическое усложнение учебной

задачи в условиях ограничения детей во времени.

Текст - основной способ получения информации, поэтому умение

воспринимать и понимать его содержание во многом определяет успешность

обучения. В ходе работы формируются не только орфографическая и

пунктуационная компетенции, но и коммуникативная, т.к. учащиеся

осваивают логические операции, осмысливают содержание текста на разных

уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и в

результате соприкосновения с миром писателя сами формируются как

личности.

Работая над текстом, учащиеся невольно обогащают свой культурный

багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют

нравственные чувства, овладевают богатством точной и выразительной речи.

Сфера применения текста на уроке разнообразна, Данная работа может

быть представлена на любом этапе урока. Например, на этапе изучения

нового материала работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопросы:

какова роль изучаемой категории в речи, её семантические приметы,

функциональные

особенности,

так

как

текст

является

конкретным

проявлением речевой деятельности.

В начале учебного года в 5 классе, провожу мониторинг с целью

выявления уровня сформированности умений работать с текстом, используя

текст К.Ушинского «Орел и кошка».

К. Д. Ушинский «Орёл и Кошка»

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее

солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг откуда ни

возьмись — огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и

схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась

уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела

битва на смерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными

кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и

выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в

орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё

был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние

силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту

откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась

облизывать своего израненного котёнка.

Учащимся предлагаю вопросы:

- с какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

- почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

- какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности

нападения орла?

- почему кошка победила орла?

Прочитайте фрагмент текста о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и

кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.

Что я проверилв в результате беседы?

Результаты мониторинга.

Кла

сс

К-во

уч-

ся

Сформированн

ость умения

получения,

поиска и

фиксации

информации.

Сформированн

ость умения

понимать и

преобразовыва

ть

информацию.

Сформированн

ость умения

применять и

представлять

информацию.

Сформированн

ость умения

оценки

достоверности

получаемой

информации

30

82% (24 уч.)

76% (23 уч.)

72% (21 уч.)

69% (20 уч)

В соответствии с полученными результатами строю свою работу.

Начинаю с образных, оценочных, информационных текстов. Они

вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную

деятельность.

Например, на уроке русского языка в 5 классе при повторении темы

«Синтаксис» предлагаю фрагмент текста М.Шолохова.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние

ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над

степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля,

потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала

над широкой донской степью голубая весна.

Задания носят комплексный характер.

1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении

весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются

сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле. (Повторяем

средства выразительности) .

5.Найдите в тексте эпитеты, раскройте их значение

Работа с текстом – это исследование. Исследуя, ученик наблюдает и

познает окружающий мир. На уроках русского языка мы обращаемся и к

произведениям хакасских авторов.

Познакомившись с хакасской сказкой «Бай и охотник» в 5 классе,

предлагаю задания:

- прочитать текст выразительно.

- разделить текст на части, и определить, как они связаны между собой?

Знакомимся с новыми словами, составляем словарик к тексту;

Затем составляем текст на тему: « Что я узнал о жизни хакасского народа»

(по началу сказки )

В одном большом улусе жил жадный и злой бай по имени Хара-хан.

Он облагал народ данью, разорял. На другом конце этого улуса, в

плохонькой юрте, жил сирота охотник. Ничего у него не было, кроме лука,

из которого бил он зверей, да игреневой лошадки, на которой он ездил на

охоту. В феврале - месяце «запаса» - много добывал охотник пушнины,

потому что был сильным и ловким.

Невзлюбил бай охотника, теснил его, забирал всю добычу. Чем удачней

бывала охота, тем большую дань накладывал Хара-хан. Время шло.

Случилось так, что не смог охотник заплатить дани. Тогда бай забрал у него

игреневую лошадь. Совсем стало трудно жить. ..

Таким образом, в процессе исследования учащиеся не только работают

над комплексным анализом текста, над словом, но и создают собственный

продукт.

Изучая тему «Типы речи» использую стихи хакасских поэтов. Например,

стихотворение «Песня о степи» Василия Кобякова.

Здравствуй, степь, напомни мне.

О родимой стороне,

Где в цветах курган,

Где струится Абакан.

По раздольной стороне.

Степь, к тебе издалека

Мчится здешняя река.

Ты, река, в родимый край.

Эту песню передай!

Учащиеся знакомятся с автором и названием произведения, определяют

принадлежность текста к определённому типу речи и приводят

доказательства. Отмечаем особенности природы Хакасии. Вспоминаем

названия цветов и трав, рек и озер, животных и птиц и подбираем эпитеты.

Данная работа помогает развивать творческое воображение и кругозор,

любовь к слову.

Изучая раздел «Морфемика» в 5 классе, предлагаю поработать с

деформированным текстом «Улетают журавли» и выполнить ряд заданий.

1.Покружили

они над рекой

, над родным болотом. 2. До свидания, до

свидания, журавли! 3. В золотые осенние дни собирались к отлету журавли.

4. Через леса, через поля высоко в небе летят они на юг. 5. Мы слышим их

прощальные голоса. 6. Стройными косяками полетели в дальние страны.

1.Расставьте

предложения в таком порядке

, чтобы получился текст. Сколько

абзацев в этом тексте? Спишите.

2.Определите стиль и тип текста.

3. Найдите предложение с обращением.

4.Выпишите однокоренные слова.

5. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова.

Данное исследование

помогает увидеть предложение и текст,

правильно их прочесть, углубиться

в содержание,

самостоятельно

разобраться в заданиях, выработать орфографическую зоркость, развить

внимание, мышление.

Научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать

авторские приемы, ученик развивает и свои собственные возможности

создания продукта исследования. Например, прозаический и поэтический

тексты учащихся 5 класса.

Дождевая капля.

Это был обыкновенный осенний день. Я шла по дорожке. Шел дождь.

Я шла и смотрела на серое небо, пожелтевшую траву, золотые листья, что

багряными островками плавали в грустных лужицах. Я шла и смотрела на

недовольные лица прохожих, в спешке открывавших свои зонты. Мимо

проезжали машины, мигали светофоры, и вдоль дорог горели промокшие

фонари.

Для меня этого всего не было. Я слышала лишь непрерывный стук

капель и смотрела лишь на седые тучи, промокший асфальт и пожелтевшую

траву.

Дождь усилился, я выставила вперед ладошку, и мне на руку упала

маленькая дождевая капля. Внимательно посмотрев на нее, я увидела дорогу,

мокрый асфальт, золотые листья, серое небо и промокшие фонари… На

ладонь продолжали падать такие же капли. Отражение стало искажаться, и

на секунду я увидела вместо серого города место, в котором заключается

мудрая сущность дождя. Там не было городской суеты . Там был только

дождь, потускневшая трава и серое небо. Я вздрогнула, и капелька скатилась

с моей ладони и упала на промокший асфальт. Меня снова окружали

городская суета и серость…

Прошло уже много времени с того момента, а я до сих пор думаю:

«Для того чтобы понять роль дождя кому-то требуются тысячи слов, книг и

фотографий, а кому-то нужна всего лишь дождевая капля…» (Майя Э).

Настроение

Завернусь я в свой плед.

И возьму кружку чая.

На окно невзначай,

Упадёт вдруг мой взгляд.

Серебристые росы,

Золотистая осень.

У земли, у деревьев

Уже новый наряд.

Мелко капает дождь,

Появляются лужи,

Замерзают…и лёд,

Скоро - долгая стужа… (Настя Б.)

Таким образом, к концу учебного года системная работа с текстом

позволила сформировать умение получать, находить, понимать,

преобразовывать текст , оценивать получаемую информацию. А значит,

развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и

радость открытия.



В раздел образования