Автор: Ильина Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Вурнарская ДШИ"
Населённый пункт: пгт.Вурнары, Чувашская Республика
Наименование материала: Формы и методы контроля на уроках музыкальной литературы
Тема: Формы и методы контроля на уроках музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование
Формы и методы контроля на уроках музыкальной литературы
Думаю, что не открою Америки утверждением, что ситуация в нашей
современной
жизни
такова,
что
основными
условиями
являются
стремительные
темпы
развития.
Преобладание
в
СМИ
рекламы,
развлекательных и игровых программ, привело к потребительской позиции и
пассивности молодого поколения.
Заинтересовать обучающихся, привлечь к познавательному труду педагоги
пытаются
различными
способами.
Разрабатывают
так
называемые
«нестандартные уроки», которые и имеют главной целью возбуждение и
удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения преподавателей на
«нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный
шаг в условиях современной школы, другие, так же как и я, считают такие
уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением
педагогов под напором обленившихся учеников.
Предмет «Музыкальная литература» традиционно в нашей школе появляется
у школьников с 4-го класса. Музыкальная литература адресована подросткам
- учащимся среднего школьного возраста 10- 15 лет. Это сложный период
развития, определяемый иногда как «переходный», «трудный». Подросток –
это быстро развивающийся человек. В этом возрасте для успешного учения
требуются
перестройка
познавательной
деятельности,
новые
способы
усвоения знаний, самостоятельность. Постепенно проявляется склонность
учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь мысленно охватить
значительный
материал,
аргументировать
суждения,
сделать
выводы.
Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может
происходить и самостоятельно и целенаправленно; появляются новые
мотивы учения и уже возможен стойкий интерес к предмету, формируются
эстетические чувства. Некоторые исследователи отмечают своеобразный
эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста,
когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но еще не
подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними
его
сущность.
По
данным
социологических
исследований
«интерес
школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в
младших кассах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причем
у
большинства
старшеклассников
этот
интерес
становится
избирательным…»
Основываясь на этих исследованиях, для повышения качества обучения,
необходимо совмещать различные, то есть традиционные и «нестандартные»
методы и формы проверки знаний обучающихся.
Например, применение игрового подхода для контроля знаний, по моему
мнению применимо только в 4-5 классе, но не в более старшем возрасте.
И, конечно, любая игра должна носить учебно-познавательную функцию и
реализовывать определенные цели и задачи.
Игровая ситуация должна быть серьезно проработана педагогом и, зачастую,
подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение.
Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание и, я считаю,
такую форму контроля нужно применять нечасто.
Для
текущего
контроля
на
уроках
музыкальной
литературы
мною
применяются более традиционные формы:
блиц-опросы
устный ответ
реферативное сообщение
проверка конспектов
Для промежуточного контроля (на контрольном уроке):
тест
музыкальная викторина
Форма итогового контроля – конечно, экзамен
Наиболее
распространенной
и
удобной
формой
проверки
знаний
являются блиц-опросы. Эта форма контроля обычно проходит в устной
форме и содержит краткие вопросы, требующие быстрого точного ответа:
«даты жизни композитора», «количество симфоний у Шуберта» и т.д. Такие
опросы могут проводиться преподавателем (по заранее заготовленным
вопросам) или самими учащимися (один задает – другой отвечает) по
домашнему заданию, либо по материалу предыдущего урока или по всей
пройденной теме. Опросы не занимают много времени на уроке, на них
отводится около 5-7 мин.
Основная задача при блиц-опросах – это расширение кругозора учащихся.
Часто я даю задание найти дополнительный материал по теме, найти связи с
литературой, историей, изобразительным искусством.
Другой формой контроля является устный ответ, который может быть
кратким или развернутым (например, пересказ темы из учебника по
заготовленному плану, изложение какого-то отдельного вопроса более
подробно). Данная форма опроса для меня важна тем, что она помогает
ближе
узнать
каждого
ученика,
выявить
его
возможности
и
работоспособность. У учащихся же устные ответы помогают развивать
культуру речи – навык последовательного и грамотного изложения
материала
(форма
построения
ответа,
выделение
главных
моментов,
интонация). Считаю (на личном примере), что в общеобразовательной школе,
детей совсем не учат пересказывать. Почему бы не уделять этому навыку
большее внимание в школе искусств, на уроке музыкальной литературы?
С 5 класса, при изучении биографий композиторов, мы начинаем учиться
конспектировать, заполняя материалом из учебника таблицу по графам:
«даты, события, произведения». Реферативное сообщение и работа над
конспектами – эти формы контроля развивают у учащихся культуру речи,
помогает им овладеть навыком конспектирования (краткой записи главной
мысли, основных тезисов) ее грамотного оформления.
Контрольный урок (может быть как письменный, так и устный), проводится
по итогам изучения крупных тем. Письменный – предполагает развернутые
ответы на вопросы, которые педагог дает учащимся заранее или же на самом
уроке (например, охарактеризовать романсы Даргомыжского, дать краткую
характеристику опере «Снегурочка» Римского-Корсакова (история создания,
структура и т.д.).
Контрольный урок может быть выполнен и в виде письменного теста. В
данном виде работы также существуют конкретные вопросы с вариантами
ответов. Это могут быть задания с выбором нескольких правильных ответов,
на выбор неправильного ответа, задания на дополнение, на установление
последовательности, на установление соответствия; либо учащиеся должны
дать краткие ответы, не требующие развернутого объяснения (например,
назовите главных героев оперы «Свадьба Фигаро», перечислите вокальные
циклы Шуберта).
Безусловно важное значение на контрольном уроке по музыкальной
литературе имеет знание самой музыки – викторина (как способность
разбора музыкального произведения, так и узнавание его на слух). Виды
викторин также различны: угадывание музыки в записи, с инструмента
(когда педагог сам играет), игра музыкальных тем самими учащимися,
нотная викторина – угадывание музыки на «взгляд».
Итоговой
формой
учета
и
закрепления
знаний
является экзамен.
Федеральными
государственными
требованиями
предусмотрено,
что
экзамен по музыкальной литературе может проходить в устной форме
(подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая
письменная
работа).
Экзамен
–
наиболее
методически
трудная
и
ответственная часть педагогического процесса. Выявляя знания учащихся,
преподаватель проверяет и свою собственную работу.
Очень нравятся детям «нетрадиционные» творческие задания, которые
можно применять при любой форме аттестации: написать сочинение на
прослушанное произведение; обобщить свои знания, составив кроссворд; для
старшеклассников - выполнить презентацию в программе PowerPoint, когда
ученик в индивидуальном творчестве использует различные источники
информации, находит картинки, использует музыкальные фрагменты. Если
педагог
наделен
литературными
способностями,
он
может
составить
небольшой
художественный
текст,
используя
названия
произведений,
слушая или читая который, ученик должен их услышать и узнать.
Итог: только совмещая различные, то есть традиционные и «нестандартные»
методы и формы проверки знаний обучающихся мы решим главную задачу -
повышение качества обучения