Автор: Зыкова Алла Александровна
Должность: преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31" г.Абакана
Населённый пункт: г.Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: «Основа эффективного и качественного образования- современный урок »
Раздел: полное образование
«Основа эффективного и качественного образования- современный урок »
Какие бы инновации не вводились сегодня в систему образования, только на уроке, как
сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок,
как форма организации учебной работы, существует с семнадцатого века, то есть более 350
лет. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой
обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный
процесс, на который влияет целый ряд факторов. Это и те изменения, которые происходят в
обществе в области экономики и социальной сфере; это и информатизация образования,
которая, конечно же, оказывает значительное влияние на современный урок, да и дети
современные значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая
система образования. Появился интересный тезис: современный ребенок - так или иначе
"цифровой человек", появилось понятие «дети материнского капитала». Такому смысловому
повороту,
вряд
ли
стоит
удивляться.
Других
детей
не
будет.
Появились
новые
образовательные стандарты. А это совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего образования и
среднего общего образования Раз пришел стандарт «нового» поколения, то должен
появиться и учитель «нового» поколения.
Принципиальным отличием современного подхода к образованию в целом, является
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в
практической
деятельности.
Согласитесь, современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые
люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способным к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое
процветание.
На воспитание и развитие такой личности нацелены стандарты второго поколения.
В современной педагогической науке конспект урока — это полный и подробный
план предстоящего урока, который отражает его содержание и включает развернутое
описание его хода. В связи с этим часто употребляется словосочетание «план-конспект
урока», которое точнее отражает суть данного понятия.
Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему
занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку
в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса,
он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности
изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий. Поэтому план-
конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше
подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения
материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может
служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если
что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной
логической последовательности в изложении материала.
С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ,
который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются
учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также
указывает на методические ошибки и недочеты учителя.
Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и
педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны,
прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты
уроков при подготовке к занятиям.
Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель,
всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Почему это необходимо? Потому что наша
познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять
на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем
забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.
Подготовка учителя к уроку включает в себя различные аспекты:
- содержательный (учитель должен на уроке свободно ориентироваться в теме);
- методический (должна быть грамотно организована деятельность учащихся);
- эмоционально-психологический (учитель должен прийти на урок в настроении и в хорошей
форме);
- имиджевый (забота учителя о качестве своего внешнего вида).
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и
первичное закрепление новых знаний.
2.
Урок
закрепления
знаний.
Это:
практикум,
экскурсия,
лабораторная
работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и
т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых
условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и
т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,
смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
Структурные элементы урока
1.
Организация начала урока.
Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная
готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности
выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления
правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися
цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных
знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и
первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте
изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование
самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения
нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и
способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное
выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих
знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная
деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации,
выявлению внутри предметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и
способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о
достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и
наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке
учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации,
способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование
способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация
необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми
учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Такова структура урока в идеале. Учитель сегодня свободен в выборе структуры
урока,
лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания,
развития и не мешала творческой работе педагога.
Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово, определяющее
деятельность учителя, – развитие. Это развитие своего потенциала, стремление к
самореализации и самосовершенствованию.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!