Напоминание

«Основа эффективного и качественного образования- современный урок »


Автор: Зыкова Алла Александровна
Должность: преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31" г.Абакана
Населённый пункт: г.Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: «Основа эффективного и качественного образования- современный урок »
Раздел: полное образование





Назад




«Основа эффективного и качественного образования- современный урок »

Какие бы инновации не вводились сегодня в систему образования, только на уроке, как

сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок,

как форма организации учебной работы, существует с семнадцатого века, то есть более 350

лет. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии

обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой

обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный

процесс, на который влияет целый ряд факторов. Это и те изменения, которые происходят в

обществе в области экономики и социальной сфере; это и информатизация образования,

которая, конечно же, оказывает значительное влияние на современный урок, да и дети

современные значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая

система образования. Появился интересный тезис: современный ребенок - так или иначе

"цифровой человек", появилось понятие «дети материнского капитала». Такому смысловому

повороту,

вряд

ли

стоит

удивляться.

Других

детей

не

будет.

Появились

новые

образовательные стандарты. А это совокупность требований, обязательных при реализации

основных образовательных программ начального общего, основного общего образования и

среднего общего образования Раз пришел стандарт «нового» поколения, то должен

появиться и учитель «нового» поколения.

Принципиальным отличием современного подхода к образованию в целом, является

ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под

результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в

практической

деятельности.

Согласитесь, современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые

люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое

процветание.

На воспитание и развитие такой личности нацелены стандарты второго поколения.

В современной педагогической науке конспект урока — это полный и подробный

план предстоящего урока, который отражает его содержание и включает развернутое

описание его хода. В связи с этим часто употребляется словосочетание «план-конспект

урока», которое точнее отражает суть данного понятия.

Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему

занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку

в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса,

он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности

изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий. Поэтому план-

конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше

подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения

материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может

служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если

что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной

логической последовательности в изложении материала.

С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ,

который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются

учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также

указывает на методические ошибки и недочеты учителя.

Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и

педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны,

прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты

уроков при подготовке к занятиям.

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель,

всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Почему это необходимо? Потому что наша

познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять

на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем

забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.

Подготовка учителя к уроку включает в себя различные аспекты:

- содержательный (учитель должен на уроке свободно ориентироваться в теме);

- методический (должна быть грамотно организована деятельность учащихся);

- эмоционально-психологический (учитель должен прийти на урок в настроении и в хорошей

форме);

- имиджевый (забота учителя о качестве своего внешнего вида).

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и

первичное закрепление новых знаний.

2.

Урок

закрепления

знаний.

Это:

практикум,

экскурсия,

лабораторная

работа,

собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и

т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых

условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и

т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,

смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и

навыками.

Структурные элементы урока

1.

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная

готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности

выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления

правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися

цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных

знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и

первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте

изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование

самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения

нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и

способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное

выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих

знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная

деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации,

выявлению внутри предметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и

способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о

достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и

наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке

учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации,

способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование

способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и

способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация

необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми

учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Такова структура урока в идеале. Учитель сегодня свободен в выборе структуры

урока,

лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания,

развития и не мешала творческой работе педагога.

Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово, определяющее

деятельность учителя, – развитие. Это развитие своего потенциала, стремление к

самореализации и самосовершенствованию.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



В раздел образования