Напоминание

практическая реализация


Автор: Павлютин Михаил Александрович
Должность: Психолог (студент магистратуры)
Учебное заведение: Тольяттинский государственный университет
Населённый пункт: г.Благовещенск
Наименование материала: Возможности коррекции агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью: эмпиричсекое исследование
Тема: практическая реализация
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возможности коррекции агрессии у подростков с компьютерной

игровой зависимостью

Павлютин М.А., 2025г.

Актуальность темы исследования определена тем, что в подростковой

среде спрос на компьютерные игры наиболее высок, чем у старшего

поколения. Время провождения подрастающего поколения определяет его

направленность в действиях, поступках, мировоззрении и определенно

влияет на становление личности. Признаки патологического влечения к

компьютерным играм стоит распознавать на ранних этапах, а также

купировать причины их возникновения и следствия таких увлечений.

Следствием данных увлечений часто является неприемлемое поведение.

Часто кибераддикции влекут за собой проявление агрессии. С

проблемой подростковой агрессии сталкиваются многие, начиная от близких

и друзей самого подростка, заканчивая социальными институтами, в которых

подросток пребывает. Распознавание и изучение феномена подростковой

агрессии очень значимо для того, чтобы понимать какие меры коррекции

возможно применить.

Во многих странах изучение агрессии и агрессивности подростков

является важной темой для современных психотерапевтов, психологов,

психиатров. Уже разработано и предложено некоторое количество терминов,

понятий, связанных с агрессией в подростковом возрасте. Также уделено

место для возможных коррекционных мероприятий.

Юноши

и

девушки,

особенно

в

подростковом

возрасте,

чаще

оказываются подвержены игровой зависимости из-за отсутствия устойчивых

жизненных принципов и четких целей. Это увлечение может существенно

изменить их восприятие мира, повлиять на стиль поведения и снизить

способность эффективно справляться с жизненными трудными ситуациями.

Цель исследования: изучение возможностей коррекции агрессии у

подростков с компьютерной игровой зависимостью.

Объект исследования: агрессия.

Предмет исследования:

агрессия у подростков с компьютерной

игровой зависимостью.

Гипотеза

исследования:

специально

организованная

групповая

психокоррекционнная работа способствует снижению уровня агрессии у

подростков с компьютерной игровой зависимостью.

Для достижения поставленной цели будет сформулирован ряд задач:

изучить

литературу

по

вопросу

агрессии

у

подростков

с

зависимостью от компьютерных игр;

– выбрать и обосновать диагностический аппарат для исследования

данной проблемы;

– экспериментально изучить агрессию и зависимость от компьютерных

игр у подростков;

– разработать и апробировать программу коррекции агрессии для

подростков с компьютерной игровой зависимостью;

– сравнить полученные результаты, сформулировать выводы.

Проведен исследовательский этап научно-исследовательской работы.

Проведена первичная диагностика, обработаны результаты, составлен список

участников контрольной и экспериментальной групп, всего в выборку

составили 60 подростков от 13 до 16 лет.

Разделение на контрольную и экспериментальную группы было

проведено поровну: по 30 человек в каждую группу. Для выявления уровня

агрессии, подросткам была предложена методика «Диагностика состояния

агрессии» (Опросник «Басса-Дарки), рисунок 1.

Ф

и

з

и

ч

е

с

к

а

я

В

е

р

б

а

л

ь

н

а

я

К

о

с

в

е

н

н

а

я

Н

е

г

а

т

и

в

и

з

м

Р

а

з

д

р

а

ж

е

н

и

е

П

о

д

о

з

р

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

О

б

и

д

а

В

и

н

а

000

020

040

060

080

100

120

Контрольная

Экспериментальная

Рисунок 1 – Средние значения шкал по тесту Басса-Дарки

Согласно анализу данных, представленных на рисунке 1, видим, что

для подростков из контрольной группы наиболее характерно наличие

высокого

уровня

вербальной

агрессии,

подозрительности,

раздражительности и чувства вины. По остальным шкалам показатели на

среднем уровне.

У старшеклассников из экспериментальной группы, выявлены высокие

показатели по таким шкалам как «косвенная агрессия», «раздражение»,

«подозрительность», «обида» и «чувство вины». Показатели по остальным

шкалам находятся в пределах среднего уровня.

Полученные данные можно объяснить тем, что подростки, обучаясь в

средней общеобразовательной школе в поселке, довольно отдаленном от

города, редко вовлекаются в психологическую работу. В основном школьный

психолог проводит тесты на профориентацию, интеллект или беседы с

родителями, опыта участия в тренингах у них также отсутствует.

Это доказывает высокий уровень подозрительности у обеих групп.

Также высокий уровень вербальной и косвенной агрессии и низкий у

физической можно объяснить тем, что, находясь в образовательном

учреждении, подростки не используют физическую силу для проявления

агрессии, поскольку это чревато различными дисциплинарными санкциями,

вплоть до уголовного преследования. Вместо этого они предпочитают

вербальные и косвенные формы агрессии, которые менее заметны и не

влекут серьезных последствий. Это позволяет им выражать эмоции, избегая

наказания и конфликтов с администрацией.

Однако другие (вербальные или косвенные) формы проявления

агрессии хоть и порицаются социумом, никаких серьезных дисциплинарных

санкций не предполагают. Именно поэтому такие формы проявления

агрессии используются учениками. Уровень шкалы «раздражение» также

подтверждает это, эта шкала отражает склонность к проявлению различных

негативных эмоций, таких как гнев, раздражение, обида или враждебность.

Она помогает оценить, насколько человек предрасположен к выражению

отрицательных чувств в разных ситуациях, что важно для понимания его

эмоционального состояния и поведения.

Высокие показатели по шкалам «обида» и «чувство вины» могут

указывать на то, что человек испытывает разочарование из-за неоправданных

ожиданий от окружающих, включая семью, а также испытывает негативные

чувства как к другим, так и к себе за реальные или воображаемые поступки и

события, а также о наличии чувства вины.

Результаты исследования агрессии у подростков из контрольной и

экспериментальной групп до коррекционного воздействия отображены в

таблице 1.

Таблица 1 – Показатели агрессии у подростков из контрольной

и экспериментальной групп до коррекционного воздействия

Уровень агрессии

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

16,6

0

Средний

41,6

41,6

Повышенный

16,6

0

Высокий

16,6

16,6

Очень высокий

8,3

41,6

В результате проведенного исследования, можно проследить, что

показатели агрессии контрольной группы распределились следующим

образом:

49,8

%

участников

контрольной

группы,

имеют

низкий,

повышенный и высокий уровень агрессии, распределенный поровну. 41,6 %

и 8,3 % участников – средний уровень и очень высокий соответственно.

В экспериментальной группе, 41,6 % участников имеют средний и

очень высокий уровень агрессии, остальные участники (16,6 %) имеют

высокий уровень.

Результаты исследования враждебности у подростков из контрольной и

экспериментальной групп до коррекционного воздействия отображены в

таблице 2.

Таблица 2 – Показатели враждебности у подростков из контрольной

и экспериментальной групп до коррекционного воздействия

Уровень враждебности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

8,3

8,3

Средний

16,6

33,3

Повышенный

41,6

58,3

Высокий

0

0

Очень высокий

33,3

0

Показатели

враждебности

у

участников

контрольной

группы

распределены следующим образом: 41,6 % и 33,3 % участников имеют

повышенный и очень высокий уровни соответственно, 8,3 % имеют низкий

уровень, а 16,6 % средний.

В экспериментальной группе большая половина (58,3 %) участников

имеют повышенный показатель враждебности, а 8,3 % и 33,3 % имеют

низкий и средний уровни соответственно.

Данные показатели агрессии и враждебности объясняются тем, что,

находясь в коллективе, подростки стремятся реализовать свои основные

социальные потребности, такие как привлечение внимания сверстников,

достижение желаемых результатов, стремление к лидерству, защита своих

интересов, а иногда и желание подчеркнуть свое превосходство за счет

ущемления достоинства других. Это может быть связано с их возрастными

особенностями и желанием выделиться, показать свою уникальность,

добиться определенных успехов в профессиональной самореализации. Также

можно предположить, что проявление агрессии и враждебности связаны с

фрустрируемыми потребностями подростков.

Для

выявления

статистически

значимых

различий

показателей

методики «Диагностика состояния агрессии», между экспериментальной и

контрольной

группами

был

использован

U-критерий

Манна-Уитни.

Полученная величина

U

эмп

по всем восьми шкалам попала в зону

незначимости, то есть статистически достоверные различия в показателях

между группами отсутствуют. Это означает эквивалентность опрошенных

групп.

Для диагностики уровня агрессивности, была проведена методика

«Диагностика агрессивности», разработанная А. Ассингером. Результаты

представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели агрессивности у подростков из контрольной

и экспериментальной групп до коррекционного воздействия

Уровень агрессивности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

8,3

25,0

Средний

91,6

75,0

Высокий

0

0

Согласно полученным данным, подавляющее большинство участников

контрольной группы (91,6 %) и экспериментальной группы (75,0 %), имеют

средний

уровень,

что

свидетельствует

об

умеренной

агрессивности.

Оставшиеся участники контрольной и экспериментальной групп (8,3 % и

25,0 % соответственно) имеют низкий уровень. Высокий уровень не имеет ни

один человек в обеих группах.

Эти результаты характерны для возрастной группы данной выборки.

Умеренная

агрессивность

является

стимулятором

для

реализации

экзистенциальных потребностей человека, таких как, достижение целей при

профессиональной

самореализации,

обеспечение

физической

и

психологической безопасности, достижение комфорта. Отсутствие высоких

показателей, также является преимуществом, поскольку можно сделать

вывод об отсутствии патологически деструктивных проявлений агрессии в

обеих группах.

Для

выявления

статистически

значимых

различий

показателей

методики

«Диагностика

агрессивности»,

между

экспериментальной

и

контрольной

группами

был

использован

U-критерий

Манна-Уитни.

Полученная величина U

эмп

попала в зону незначимости (U

эмп

= 64,5, при U

Кр

=

42,0), то есть статистически достоверные различия в показателях между

группами отсутствуют. Это означает эквивалентность опрошенных групп.

Также участники данной выборки были диагностированы на наличие

критериев зависимости с помощью шкалы игровой зависимости для

подростков (GASA). Данная шкала позволяет вывить 2 критерия: мягкий и

жесткий, что позволяет оценить серьезность и степень сформировавшейся

увлеченности. По результатам было выявлено, что за последние 6 месяцев

большая часть респондентов подтверждают наличие потери контроля

времени во время игр в компьютер, также отмечают повышение значимости

компьютерных игр в системе ценностей, но при этом практически все

респонденты отрицают негативное влияние избыточной игры в компьютер.

Но большинство респондентов все-таки находятся на стадии увлечения.

Данные представлены в рисунке 2 и разделены на два критерия зависимости.

67%

33%

Стаадия увлечения (мягкий критерий)

Стадия зависиммости (жесткий критерий)

Рисунок 2 – Критерии зависимости по шкале GASA

Также для выявления конкретно уровня зависимости был проведен

скрининговый

опросник

компьютерной

зависимости

Л.Н. Юрьевой

и

Т.Ю. Больбот. Данная методика позволяет дифференцировать исходные

данные

между

стадиями

«зависимости»,

«увлечения»

и

«риска

возникновения», что информирует о повышении объективности результатов

диагностики.

По результатам выяснилось, что 28% подростков из общего числа

выборки не имеют риска развития компьютерной зависимости. У 53 %

респондентов

стадия

увлечения,

«прилипания»

к зависимости,

так

называемого аттачмента. В этом случае реабилитационные мероприятия

дадут наибольший эффект. У 17 % выявлена первая стадия зависимости, –

необходимо проведения реабилитационных мероприятий. Вторая стадия

зависимости, при которой необходимы лечебные мероприятия, проявлена

лишь у 2 % респондентов (рисунок 3).

28%

53%

17%

2%

Уровни выраженности признаков

Риск отсутвует

Стадия увлечения

Первая стадия зависимости

Вторая стадия зависимости

Рисунок 3 – Средние значения по опроснику компьютерной зависимости

Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот

Таким образом, по результатам проведения первичной диагностики (до

коррекционного воздействия) вида агрессии, уровня агрессивности, а также

уровень выраженности и стадию развития зависимости от компьютерных

игр, было выявлено, что большинство подростков из общего числа выборки

имеют легкий уровень зависимости, находясь на стадии «увлечения». Для

большинства также характерен вербальный тип агрессии. В связи с тем, что

большинство подростков, тем более играющих в компьютерные игры, на

многих

онлайн

платформах

используют

оскорбительные

выражения,

оскорбления при взаимодействиях с другими игроками. Такая реакция может

заменять и предвосхищать физическое проявление агрессии, в связи с тем,

что в устной форме проявление агрессии более доступно и менее

травмоопасно для подростков, они выбирают его, а также в онлайн формате

это единственный доступный способ её проявить. Уровень агрессии при этом

определяется – средний, а также повышенный уровень враждебности

(«Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки).

Враждебность – это состояние, которое формируется в характере с

течением времени и приобретаемым опытом. Зависимость от компьютерных

игр напрямую связана с формированием враждебности в подростковом

возрасте. Понятие враждебности и агрессивности во многих источниках

часто используют как синонимы, но в диагностике данные понятия

разделены. Агрессивностью принято считать более устойчивую черту,

проявляющуюся в поведении субъекта, где основной целью является

нанесение вреда окружающим. При повышенном уровне враждебности,

уровень

агрессии,

характерный

для

подростков,

выявляется

средний

(«Диагностика агрессивности» А. Ассингер).

По итогу полученных результатов можно убедиться в необходимости

коррекции агрессии у подростков, зависимых от компьютерных игр. В

процессе тренинговой работы планируется научить подростков не только

выражать агрессию в приемлемой форме, но и контролировать, замечать её.

В связи с тем, что зависимость от компьютерных игр формируется у

подростков по нескольким причинам, одни из которых – это уход из

реальности,

способ

коммуникации

со

сверстниками,

возможность

самоутвердиться, тренинговая работа будет направлена на формирование

связи

подростка

с

его

внутренним

миром,

а

также

научение

коммуникативным

навыкам

со

сверстниками

в

безопасной

среде

(тренинговой группе).

После проведения этапа исследования в экспериментальной группе

была

апробирована

коррекционная

программа.

Данная

программа

осуществлялась в форме группового тренинга. Она включает в себя 12

занятий по 2 часа 2 раза в неделю и способствует снижению уровня агрессии

у старшеклассников. Затем было произведено повторное тестирование обеих

выборок.

Методики

и

количество

участников

психологического

исследования не изменились. После проведенной психокоррекционной

программы снова было проведено обследование уровня и форм агрессии,

повторны скрининг уровня зависимости от компьютерных игр у подростков

проведен не был, так как задача психокоррекционного тренинга была снизить

уровень агрессии, а не проявление зависимости от компьютерных игр.

После повторного тестирования по методике «Диагностика состояния

агрессии», были получены следующие результаты, демонстрируемые на

рисунке 4.

Ф

и

з

и

ч

е

с

ка

я

В

е

р

б

а

л

ь

н

а

я

К

ос

в

е

н

н

а

я

Н

е

га

т

и

в

и

з

м

Р

аз

д

р

аж

е

н

и

е

П

од

о

з

р

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

О

б

и

д

а

В

ин

а

000

020

040

060

080

100

Контрольная

Экспериментальная

Рисунок 4 – Средние значения шкал по тесту Басса-Дарки после

коррекционного воздействия

Согласно анализу данных, представленных на рисунке 4, у подростков

из экспериментальной группы показатели стали ниже, чем были до

коррекционного воздействия. Сохранившиеся высокие результаты по шкалам

«вербальная

агрессия»,

«негативизм»,

«раздражение»

можно

интерпретировать тем, что подростки, еще не полностью смогли избавиться

от вербальных проявлений агрессии и враждебности, используя слова, крики

и брань, как форму проявления агрессии. В этом можно убедиться,

проанализировав уровень шкалы «раздражение».

Высокие показатели по шкалам «раздражение» и «негативизм»

свидетельствуют о том, что подростки продолжают использовать вербальные

методы для выражения негативных эмоций, таких как крики, грубость или

сарказм. Это связано с их эмоциональной незрелостью и недостаточным

развитием

навыков

самоконтроля,

что

затрудняет

переход

к

более

конструктивным способам взаимодействия. Кроме того, такие проявления

могут быть обусловлены влиянием среды, где вербальная агрессия часто

воспринимается как норма или способ самоутверждения среди сверстников.

Это указывает на важность работы с эмоциональными состояниями

подростков и поиска альтернативных способов выражения негативных

эмоций.

Результаты

исследования

агрессии

подростков

после

коррекционного воздействия отображены в таблице 4.

Таблица 4 – Показатели агрессии подростков (после коррекционного

воздействия)

Уровень агрессии

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

0

16,6

Средний

33,3

25,0

Повышенный

33,3

25,0

Высокий

0

0

Очень высокий

33,3

33,3

Из таблицы 4 видно, что в контрольной группе, все участники поровну

(33,3 %) имеют средний, повышенный и очень высокий уровень.

В экспериментальной группе, участники поровну имеют средний и

повышенный уровень, а 33,3 % имеют очень высокий уровень и 16,6 %

низкий.

Результаты

исследования

враждебности

подростков

после

коррекционного воздействия отображены в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели враждебности подростков (после коррекционного

воздействия)

Уровень враждебности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

8,3

8,3

Средний

25,0

58,3

Повышенный

16,6

33,3

Высокий

50,0

0

Очень высокий

0

0

Показатели

враждебности

у

участников

контрольной

группы

распределены следующим образом: 50,0 % и 25,0 % участников имеют

высокий и средний уровни соответственно, 8,0 % имеют низкий, 17,0 % –

повышенный.

В экспериментальной группе большая половина участников (58,3 %)

имеет средний показатель враждебности, а 8,0 % и 33,0 % участников

соответственно, имеют низкий и повышенный уровни.

Изменения показателей агрессии и враждебности можно объяснить тем,

что, после проведения коррекционного тренинга, подростки в определенной

мере смогли научиться социально приемлемой форме реализации своих

основных социальных потребностей: защита своих интересов и личного

пространства путем проявления конструктивных, а не деструктивных

методов, что ведет к конструктивным решениям и межличностному

взаимодействию; сформировать адекватную самооценку.

Результаты

повторного

тестирования

контрольной

и

экспериментальной

групп

по

методике

«Диагностика

агрессивности»,

разработанная А. Ассингером, для оценки уровня агрессивности личности по

отношению к окружающим, представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Показатели агрессивности подростков (после коррекционного

воздействия)

Уровень агрессивности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

50,0

33,3

Средний

50,0

66,6

Высокий

0

0

Анализируя полученные данные, видим, что в экспериментальной

группе, произошли небольшие изменения. Участников группы, имеющий

низкий уровень агрессивности стало больше (было 25,0 %, стало 33,3 %). В

контрольной

группе

произошли

сильные

изменения,

хотя

с

ними

коррекционной работы не проводилось. Это можно объяснить тем, что,

поскольку вне тренинга участники обеих групп все еще общались, снижая

уровень агрессивности путем проведения психокоррекционного тренинга в

экспериментальной группе, общий фон агрессии в группах также снижался,

оказывая непрямое воздействие и на участников контрольной группы.

Для определения значимости воздействия коррекционной программы в

процессе группового тренинга использовался T-критерий Вилкоксона. Выбор

данного критерия обусловлен тем, что он позволяет сравнить результаты

двух этапов исследования по изучаемому признаку и оценить достоверность

сдвига в значении измеряемого показателя.

С помощью T-критерия Вилкоксона было произведено сравнение

показателей выраженности уровня агрессии подростков по методике

«Диагностика состояния агрессии». Статистически значимые различия в

контрольной группе отсутствуют.

Значимые изменения произошли по шкалам «подозрительность»,

«косвенная агрессия», «раздражение», что подтверждает предположение о

снижении

подозрительности

к

экспериментатору,

членам

группы

и

исследованию, в ходе проведения тренинга. Можно предположить, что

участники после проведенного психокоррекционного мероприятия стали

менее

раздражительными

и

уменьшили

такие

косвенные

проявления

агрессии как грубые шутки, сплетни и другие. Также, значимые изменения

были выявлены по шкалам «обида» и «чувство вины», из этого следует, что

испытуемые стали менее негативно настроены к себе и окружающим.

Также,

с

помощью T-критерия

Вилкоксона

было

произведено

сравнение показателей выраженности уровня агрессивности по методике

«Диагностика агрессивности». Было выявлено, что значимые различия в

контрольной группе отсутствуют (T

эмп

= 22,5, при р <0,05, T

Кр

= 17, при р

<0,05). В экспериментальной группе значимые различия присутствуют (T

эмп

=

12, при р <0,05, T

Кр

= 17, при р <0,05). Анализируя данные показатели, можно

предположить,

что

в

экспериментальной

группе,

после

проведения

психокоррекционной программы произошли значимые изменения в лучшую

сторону, что является одним из критериев ее эффективности.

Для

выявления

различий

показателей

между

выборками

после

коррекционного воздействия исследования был использован U-критерий

Манна-Уитни. Статистически значимых различий в показателях выборок не

выявлено, это значит, что в ходе тренинга произошли существенные

изменения.

Для

выявления

статистически

значимых

различий

показателей

методики «Диагностика агрессивности», между выборками после коррекци-

онного воздействия исследования был использован U-критерий Манна-

Уитни. Полученная величина U

эмп

попала в зону незначимости (U

эмп

= 68, при

при p <0,05, U

Кр

= 42, при p <0,05), то есть статистически достоверные разли-

чия

в

показателях

между

группами

отсутствуют.

Это

означает

эквивалентность опрошенных групп.

Таким образом, в ходе работы, на первом этапе исследования

поставлены задачи, сформирована гипотеза, выбраны методики. На основе

соблюдения необходимых критериев выборки, наличия удобного помещения

для

проведения

психологического

тренинга,

была

выбрана

база

исследования. Исходя из целей исследования, были выбраны необходимые

методики.

Было

произведено

разделение

на

контрольную

и

экспериментальную группы.

На втором этапе исследования был проведен первый диагностический

срез,

проанализированы

результаты

и

сделан

вывод,

что

для

старшеклассников из контрольной группы наиболее характерно наличие

высокого

уровня

вербальной

агрессии,

подозрительности,

раздражительности

и

чувства

вины,

а

у

старшеклассников

из

экспериментальной группы, выявлены высокие показатели по таким шкалам

как «косвенная агрессия», «раздражение», «подозрительность», «обида» и

«чувство вины».

После проведения этапа исследования в экспериментальной группе

была

апробирована

коррекционная

программа.

Данная

программа

осуществлялась в форме группового тренинга. Затем было произведено

повторное тестирование обеих выборок. Методики и количество участников

психологического исследования не изменились. После анализа результатов,

были сделаны вывод о том, что у старшеклассников из экспериментальной

группы показатели стали ниже, чем были до коррекционного воздействия.

На втором этапе исследования, для выявления статистически значимых

различий показателей методик,

между выборками после коррекционного

воздействия исследования был использован U-критерий Манна-Уитни.

Полученная величина U

эмп

всегда была в зоне незначимости, то есть

статистически

достоверные

различия

в

показателях

между

группами

отсутствовали. Это означает эквивалентность опрошенных групп.

На третьем этапе исследования были обработаны и проанализированы

все полученные результаты и сделан вывод о том, что данная коррекционная

программа способна скорректировать уровень агрессии у старшеклассников,

это

доказывает

наличие

значимых

изменений

по

шкалам

«подозрительность», «косвенная агрессия», «раздражение», «обида» и

«чувство

вины».

Также

было

выявлено,

что

значимые

различия

присутствуют в экспериментальной группе, после сравнения показателей

выраженности

уровня

агрессивности

по

методике

«Диагностика

агрессивности».

Однако,

поскольку

при

определении

значимости

воздействия

коррекционной программы в процессе группового тренинга, значения T-

критерия Вилкоксона, при сравнении остальных шкал попадали в зону

незначимости,

возможно

необходимо

увеличение

времени

продолжительности программы, корректировку отдельных ее частей.

Таким образом, групповая работа помогает в коррекции уровня

агрессии у подростков, возможно, но необходимо проводить большее

количество занятий, либо растягивать периодически встречи тренинга на

весь учебный год, что, предположительно, даст большую эффективность.

Ввиду

большой

изменчивости

жизни

у

подростка,

ускоренного

формирования новых ценностей и смена круга общения, работа должна

вестись

непрерывно,

также

можно

добавить

индивидуальную

консультативную

работу,

так

как

стоит

учитывать,

что

некоторым

подросткам может быть дискомфортно высказываться о своих переживаниях

во время групповой работы. Все же эффективность настоящего тренинга

была доказана.



В раздел образования