Напоминание

"Общение с "трудными подростками" (коррекция девиантного поведения)


Автор: Елена Анатольевна Пащенко
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №2"
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: мастер-класс для социальных педагогов
Тема: "Общение с "трудными подростками" (коррекция девиантного поведения)
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс для социальных педагогов

«Общение с «трудными» подростками»

(Коррекция девиантного поведения)

1.

Вступительное слово

2.

Приветствие - передай рукопожатие

3.

Разминка – «Кулаки, ладони, руки, скрещенные на груди».

Все по команде выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони, руки,

скрещенные на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково.

4.

Ассоциации «Трудный подросток», «Девиантное поведение»

Подведение к тому, что восприятие подростка как проблему и негатив приводит к

тому , что работу сводиться к тому что бы как помочь себе а не подростку.

Соответственно целесообразно перестроить образ подростка на тот которому

нужна защита поддержка и т.п. Чтобы справиться с негативными чувствами

возникающими в стрессовых ситуациях общения с трудными подростками, нам

помогут.

5.

Техники саморегуляции:

Дыхание

Образ. (2-3 мин.)

Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке.

Успокаивающий образ или звук можно выбрать самостоятельно. Некоторые

возможные варианты:

- Лифт. Представьте, что вы входите в лифт. Нажмите кнопку для спуска

вниз. По мере прохождения каждого этажа вы все больше и больше

расслабляетесь. Когда вы расслабитесь, выйдите из лифта с ощущением покоя

и свежести.

- Вода. Представьте себя на берегу водоема. Наблюдайте движение воды.

Вода подкатывает к берегу и откатывает, подкатывает и откатывает…

Образ воды успокоит. И, когда вы будете чувствовать спокойствие, покиньте

берег.

- Звук. Пойте один слог или звук. Представляйте, что этот звук стирает все

отвлекающие образы и мысли.

6.

Техника «Я-высказывания»:

Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть вам и понятно,

почему это происходит, но тем не менее вы не переносите, когда кто-нибудь на вас

кричит. У вас три варианта ответа:

А) накричать на них, это агрессивная реакция, которая еще больше осложняет

взаимоотношения;

Б) уйти в сторону – это избегание, отступление, уход. Такая пассивная реакция

приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву;

В)

использовать

оптимальное

самоутверждение

вам

нужно

найти

формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Она

должна быть этичной и не должна вызывать у собеседника агрессию и желание

защититься.

Такие

этические

приемы

сообщений

называют

«Я»-

высказываниями.

Я-высказывание

это

культурный,

этичный

способ

выражения

нашего

отношения к какой-либо ситуации. Он очень полезен, когда необходимо

настоятельно выразить ваше мнение. Чтобы этот способ начал «работать»

на практике, требуется сознательная установка на обучение и тренировку,

пока он не станет подсознательным навыком.

Я-высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному

предмету без обвинений и без требований, чтобы этот другой человек изменил

свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не

превращая другого человека в вашего противника.

Я-высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда

вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.

Я-высказывание построено так, чтобы наиболее эффективно выразить свое

мнение о данной ситуации и высказать свое пожелание; особенно, если вы

хотите, чтобы ваше пожелание не было воспринято другой стороной

негативно и не вызвало контратаку.

Схема Я-высказывания:

СОБЫТИЕ - « Когда …» (описание нежелательной ситуации).

НАША РЕАКЦИЯ - «Я ч у в с т в у ю…» (описание ваших чувств).

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «М н е х о т е л о с ь б ы, ч т о б ы…» (описание

желательного варианта).

Я-сообщения снижают эмоциональный накал информации, позволяют лучше

выражать смыл того, что мы желаем сказать. Ты сообщения – это жесткое

выражение претензии, в котором за эмоциональным всплеском теряется смысл

сказанного. Неэтичные Ты – сообщения, по своей сути все одинаковы. В них

выражается одна потребность – нанесение психологического удара, наказание,

оскорбление.

Вытаскивают бумажки с ситуациями и реагируют я - высказываниями.

7. Ресурсная визуализация.

8. Скульптура «вместе ради детей!»

9. Прощание – «Спасибо!».

На одну ладонь положите те эмоции, мысли чувства с которыми вы пришли сюда, на

вторую те что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно

похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!

Приложение 1

Ситуация

Ученик не в первый раз отказывается выполнять задание учителя («А мне оно

не нравится»).

Ситуация

Учитель

объясняет

новый

материал

на

доске,

ученик

в

это

время

разговаривает.

Ситуация

Ученик нагрубил учителю

Ситуация

Ученик снова опаздал на урок

1. Учитель («Я-сообщение»): «Мне не нравится, когда дети не хотят выполнять

задания на уроке. У меня это вызывает беспокойство».

Ученик: «А мне какое дело?»

2. Учитель (усиленное «Я-сообщение»): «Когда я говорю о своих переживаниях и к

этому безразлично относятся, я начинаю злиться, к тому же мне это обидно.

Мне трудно вести урок дальше».

Ученик: «Так не ведите».

3. Учитель (конкретное пожелание): «Я хочу, чтобы ты сделал это задание и

ещё я хочу, чтобы ты перестал разговаривать со мной в подобной манере».

Приложение 2

«Сундук того, что меня огорчает»

«Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты

можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там это будет

надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе

захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь

достать из этого сундука. Нарисуй, то, что тебя сердит, огорчает и положи в этот

сундук.

«Ларец счастья» (визуализация)

«Представь, что тебе дали волшебный ларец. Он может быть

размером с коробку из-под обуви, величиною с дом ил и даже больше. В этом

ларце могут находиться только радостные вещи. Ты

можешь положить в ларец нее то, что тебя радует, и там это будет в

сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларей в любой момент,

когда тебе нужно взбодриться. Что ты положить в ларец? Закрой

глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или

построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того,

что тебе нравится».



В раздел образования