Автор: Елена Анатольевна Пащенко
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №2"
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: мастер-класс для социальных педагогов
Тема: "Общение с "трудными подростками" (коррекция девиантного поведения)
Раздел: среднее образование
Мастер-класс для социальных педагогов
«Общение с «трудными» подростками»
(Коррекция девиантного поведения)
1.
Вступительное слово
2.
Приветствие - передай рукопожатие
3.
Разминка – «Кулаки, ладони, руки, скрещенные на груди».
Все по команде выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони, руки,
скрещенные на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково.
4.
Ассоциации «Трудный подросток», «Девиантное поведение»
Подведение к тому, что восприятие подростка как проблему и негатив приводит к
тому , что работу сводиться к тому что бы как помочь себе а не подростку.
Соответственно целесообразно перестроить образ подростка на тот которому
нужна защита поддержка и т.п. Чтобы справиться с негативными чувствами
возникающими в стрессовых ситуациях общения с трудными подростками, нам
помогут.
5.
Техники саморегуляции:
Дыхание
Образ. (2-3 мин.)
Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке.
Успокаивающий образ или звук можно выбрать самостоятельно. Некоторые
возможные варианты:
- Лифт. Представьте, что вы входите в лифт. Нажмите кнопку для спуска
вниз. По мере прохождения каждого этажа вы все больше и больше
расслабляетесь. Когда вы расслабитесь, выйдите из лифта с ощущением покоя
и свежести.
- Вода. Представьте себя на берегу водоема. Наблюдайте движение воды.
Вода подкатывает к берегу и откатывает, подкатывает и откатывает…
Образ воды успокоит. И, когда вы будете чувствовать спокойствие, покиньте
берег.
- Звук. Пойте один слог или звук. Представляйте, что этот звук стирает все
отвлекающие образы и мысли.
6.
Техника «Я-высказывания»:
Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть вам и понятно,
почему это происходит, но тем не менее вы не переносите, когда кто-нибудь на вас
кричит. У вас три варианта ответа:
А) накричать на них, это агрессивная реакция, которая еще больше осложняет
взаимоотношения;
Б) уйти в сторону – это избегание, отступление, уход. Такая пассивная реакция
приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву;
В)
использовать
оптимальное
самоутверждение
–
вам
нужно
найти
формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Она
должна быть этичной и не должна вызывать у собеседника агрессию и желание
защититься.
Такие
этические
приемы
сообщений
называют
«Я»-
высказываниями.
Я-высказывание
–
это
культурный,
этичный
способ
выражения
нашего
отношения к какой-либо ситуации. Он очень полезен, когда необходимо
настоятельно выразить ваше мнение. Чтобы этот способ начал «работать»
на практике, требуется сознательная установка на обучение и тренировку,
пока он не станет подсознательным навыком.
Я-высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному
предмету без обвинений и без требований, чтобы этот другой человек изменил
свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не
превращая другого человека в вашего противника.
Я-высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда
вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.
Я-высказывание построено так, чтобы наиболее эффективно выразить свое
мнение о данной ситуации и высказать свое пожелание; особенно, если вы
хотите, чтобы ваше пожелание не было воспринято другой стороной
негативно и не вызвало контратаку.
Схема Я-высказывания:
СОБЫТИЕ - « Когда …» (описание нежелательной ситуации).
НАША РЕАКЦИЯ - «Я ч у в с т в у ю…» (описание ваших чувств).
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «М н е х о т е л о с ь б ы, ч т о б ы…» (описание
желательного варианта).
Я-сообщения снижают эмоциональный накал информации, позволяют лучше
выражать смыл того, что мы желаем сказать. Ты сообщения – это жесткое
выражение претензии, в котором за эмоциональным всплеском теряется смысл
сказанного. Неэтичные Ты – сообщения, по своей сути все одинаковы. В них
выражается одна потребность – нанесение психологического удара, наказание,
оскорбление.
Вытаскивают бумажки с ситуациями и реагируют я - высказываниями.
7. Ресурсная визуализация.
8. Скульптура «вместе ради детей!»
9. Прощание – «Спасибо!».
На одну ладонь положите те эмоции, мысли чувства с которыми вы пришли сюда, на
вторую те что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно
похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!
Приложение 1
Ситуация
Ученик не в первый раз отказывается выполнять задание учителя («А мне оно
не нравится»).
Ситуация
Учитель
объясняет
новый
материал
на
доске,
ученик
в
это
время
разговаривает.
Ситуация
Ученик нагрубил учителю
Ситуация
Ученик снова опаздал на урок
1. Учитель («Я-сообщение»): «Мне не нравится, когда дети не хотят выполнять
задания на уроке. У меня это вызывает беспокойство».
Ученик: «А мне какое дело?»
2. Учитель (усиленное «Я-сообщение»): «Когда я говорю о своих переживаниях и к
этому безразлично относятся, я начинаю злиться, к тому же мне это обидно.
Мне трудно вести урок дальше».
Ученик: «Так не ведите».
3. Учитель (конкретное пожелание): «Я хочу, чтобы ты сделал это задание и
ещё я хочу, чтобы ты перестал разговаривать со мной в подобной манере».
Приложение 2
«Сундук того, что меня огорчает»
«Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты
можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там это будет
надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе
захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь
достать из этого сундука. Нарисуй, то, что тебя сердит, огорчает и положи в этот
сундук.
«Ларец счастья» (визуализация)
«Представь, что тебе дали волшебный ларец. Он может быть
размером с коробку из-под обуви, величиною с дом ил и даже больше. В этом
ларце могут находиться только радостные вещи. Ты
можешь положить в ларец нее то, что тебя радует, и там это будет в
сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларей в любой момент,
когда тебе нужно взбодриться. Что ты положить в ларец? Закрой
глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или
построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того,
что тебе нравится».