"Использование кейс технологии на уроках истории в начальной школе"
Автор: Идиятуллина Лариса Мусалимовна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж Населённый пункт: г Туймазы Республики Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Использование кейс технологии на уроках истории в начальной школе" Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка по теме: «Использование кейс технологии
на уроках истории в начальной школе»
выполнил преподаватель методики
преподавания методики обществознания:
Идиятуллина Л.М.
2016
Содержание:
1.
Пояснительная записка
2.
Конспект урока
3.
Выводы
4.
Список использованной литературы
Пояснительная записка.
Скажи мне, я забуду,
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
И это станет моим навсегда.
Китайская пословица.
В образовательных стандартах ССУЗ значительно увеличены нормативы
времени на самостоятельную работу студентов. Таким образом, новые
условия предполагают значительную индивидуализацию учебного
процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.
Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы
каждый студент имел возможность овладеть учебным материалом по
отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в
зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
Предоставление свободы выбора студентам полезно, потому что
способствует формированию профессиональной готовности, заключается
в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их
использовать в профессиональной деятельности и самообразовании;
квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи;
видеть, самостоятельно строить и корректировать профессиональную
деятельность; ориентироваться в многообразии учебных программ,
пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к
конкретной ситуации; осуществлять саморефлексию для дальнейшего
профессионального, творческого роста и социализации личности.
Предоставление свободы выбора важно, так как способствует развитию
активности личности в учебном процессе, формированию
познавательных интересов , умения оценивать и соизмерять свои
индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность,
самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Свобода выбора не предполагает дилеммы между <<делать>> или <<не
делать>>, а предполагает выбирать варианты изучения содержания,
разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов
обучения, которые создают образовательное пространство; свобода
выбора - это возможность выбирать наиболее личностно значимые и
существенные для студента в данный отрезок времени задания,
Кейс технология состоит в том, что в начале обучения, составляется
индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый
кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный
видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-
ROM.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе
технологий, отличаются полнотой и целостностью системно
организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно
отнести:
доступность, как возможность организации самостоятельной
работы в электронной библиотеке, так и дома;
наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты,
мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с
выделенными важными определениями и т.д.;
звуковое сопровождение лекций;
наличие интерактивных заданий;
Технология обучения должна быть направлена на эффективное
достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки
можно представить в виде следующей структуры:
Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные
неструктурированные проблемы, которые не возможно решить
аналитическим способом. Однако не стоит полагать, что кейсы могут
заменить лекции.
К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения – получение навыков
решения
реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном
поле, при этом
процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в
жизни, он более
адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим
пересказом,
поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения
оперировать ими,
выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое
мнение;
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос,
аргументировать ответ.
Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение,
которое
можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже»
студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность
использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации,
формирует навыки решения более серьезных проблем.
Таким образом, использование данной технологии развивает и
активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают»
исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с
современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории
и даже её творцами. Н.Г. Дайри отмечал: “В преподавании некоторых
предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или
иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание
животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен
года и др.) или могут легко познакомится в жизни. По истории, учащиеся,
как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее
преподавании необходимо особо обстоятельное описание явлении». Кейс
- технологии создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить
то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся
доступными для них способами воссоздания исторической
действительности.
Данная технология апробирована со студентами ТПК на уроках истории и
методики преподавания истории в начальной школе.
Конспект урока
Этапы
Смысловая нагрузка
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
1.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Приветствие
- Эмоциональный настрой
2.
Изучение нового материала.
Преподаватель: Курс «Истории России» изучается в
3-4 классах как отдельный курс, раскрывающий
образовательные области «Обществознание» и
«Окружающий мир» и является вступительным,
пропедевтическим.
Цель его: дать детям первичные знания и
представления об отечественной истории, раскрыть
первоначальные термины и понятия, выработать
первичные умения по работе с историческим
содержанием. Важнейшая цель курса – привить
детям интерес к Отечественной истории, знакомя
их с традициями своего народа. Для этого учителю
нужно тщательно готовиться к уроку, чтобы
сделать его интересным.
А как сделать урок истории интересным?
Студенты
слушают.
Студенты
отвечают.
2.1.
Введение нового понятия - кейс
технологии.
Здесь к нам на помощь приходят современные
педагогические технологии. На уроках, требующих
анализа большого количества документов, каким
является история и обществознание, широко
используются кейс технологии.
2.2.
Знакомство с темой урока:
Слайд 2.
Слайд 3 .
Итак, тема нашего урока: Использование кейс
технологии на уроках в начальной школе.
Вам знакомо это понятие? Что вы о нем слышали?
С чем ассоциируется это слово?
Объяснение понятия кейс технологии
Кейс технологии представляют собой группу
образовательных технологий, методов и приемов
обучения, основанных на решении конкретных
проблем, задач.
Название технологии произошло от лат. casus –
запутанный, необычный случай; а так же от англ.
case - портфель, чемоданчик. Учащиеся получают
от учителя пакет с заданиями (кейс), при помощи
которых либо выявляют проблему и пути ее
Ответы
студентов.
решения, либо вырабатывают варианты выхода из
сложной ситуации.
2.3.
Постановка цели и задач. Слайд 4.
Слайд 5.
Итак, наша цель: научится применять кейс
технологии на уроках истории в начальной школе.
Китайская пословица гласит:
Скажи мне, я забуду
Покажи мне, я могу запомнить
Позволь мне сделать это, и это станет моим
навсегда.
Какой смысл заложен в этой пословице?
То есть прежде чем применить эту технологию на
уроках, мы сами должны ее апробировать.
Ответы
студентов.
Формулировка задач урока. Слайд
6.
Мы должны научиться:
- применять полученные знания на практике, при
выполнении заданий.
- развивать наблюдательность, самостоятельность в
решении учебных проблем.
- развивать умения делать выводы, обобщения.
- развивать умение добывать необходимую
информацию, перерабатывать ее.
- формировать у студентов собственное отношение
к изучаемому материалу, к своей значимости в
образовательном процессе.
- воспитывать настойчивость, упорство в
достижении.
- воспитывать чувство коллективизма.
- воспитывать чувство патриотизма.
2.4.
Этапы работы в группе:
А) Формирование групп.
Б) Обязанности лидера. Слайд 7.
В) Инструкция работы в группе .
Слайд 8.
Слайд 9.
Чтобы максимально активизировать каждого
студента лучше работать в группах.
В чем еще «+» групповой работы?
В школе можно сформировать группы из 3-5
человек.
Выберите лидера (модератор)
1)
Ответственность за организацию работы в
группе.
2)
Распределение вопросов между участниками
и за принятие решений.
3)
Доклад о результатах работы своей группы .
В группе обсуждают все, отвечает один.
Кейсы по теме «Отечественна война 1812»
актуальность (указы президентов РФ и РБ )
(сплочение,
подтягивание
слабых)
Выбирают
лидера.
Получают
кейсы,
предполагают
актуальность
темы кейса,
ответ: 200летие
отечественной
войны 1812 г.
3.
Задание №1 (приложение)
Использование видеофрагмента
на уроках истории.
Цель:
повторить
структурные
компоненты урока.
(приложение)
Слайд 10.
Координирует правильный поиск решений
студентов, объяснив предварительно работу по
предложенному алгоритму.
Смотрят
видеофрагмент
«Отечественная
война 1812г»
Согласно
алгоритму
согласуют
совместную
работу.
4.
Фронтальный блиц-опрос групп.
Выводы.
Отвечают с
помощью
слайд-
поддержки.
5.
Задание №2 (приложение)
Р а б о т а
с
и с т о р и ч е с к и м и
и с т о ч н и к а м и
и
художественными
произведениями.
Цель : выявить формы работы с
историческими
источниками
и
художественными
произведениями.
Слайд 11.
Координирует, направляет работу студентов,
поясняет алгоритм.
Фронтальный блиц-опрос групп.
Выводы.
Согласно
алгоритму
согласуют
совместную
работу.
Отвечают с
помощью
слайд-
поддержки.(12-
17)
6.
Задание№3 (приложение)
Национально-региональный
компонент.
Цель : показать межпредметную
связь
на
уроке,
используя
сведения об участии башкир в
Отечественной войне 1812г
Слайд 18.
Акцентирует внимание, объясняет задачи работы.
Координирует, направляет работу студентов
согласно предложенному алгоритму.
Выводы.
Слушают.
Согласуют
совместную
работу.
Отвечают с
помощью
слайд-
поддержки.(19-
26)
7.
Закрепление.
Задание №4
Составление синквейна.
Цель: выработка способности к
анализу.
Слайд 27-28.
Знакомит с понятием синквейн. Дает инструкцию
по составлению.
Выводы.
Обсуждение в
группах,
составление
синквейна.
Каждая группа
вслух зачитывает
свой синквейн.
8.
Подведение итогов.
Слайд 29.
Показ слайда «Кейс технологии» - ступени
Ответы студентов.
9.
Оценивание
Озвучивание оценок
Самооценка и
взаимооценка на
рабочем листе (
приложение),
итоговая оценка.
10.
Домашнее задание
Составить фрагмент урока истории на любую тему.
Уметь применять полученные
знания на практике, при
выполнении заданий
Развивать наблюдательность,
самостоятельность в решении
проблем
Развивать умения добывать
необходимую информацию,
перерабатывать ее.
Формировать у студентов
собственное отношение к
изучаемому материалу, к своей
значимости в образовательном
процессе
Развивать умения делать
выводы обобщения
I ступень
- формирование группы
- выбрать лидера
II ступень
- получить кейс
- поиск и оценивание информации
III ступень
- обсуждение в группах
- выбор оптимального решения
IV ступень
- представление решения
- аргументация выбора
Кейс технологии
V ступень
- сравнение с фактически
принятым решением
- подведение итогов
VI ступень
Оценка работы преподавателем
каждой подгруппы
Развивать умения работать с
большим объемом информации
Развивать умение
аргументировать свой ответ
Формировать способность
анализировать
Воспитывать чувство
коллективизма
Воспитывать уважение к
истории родного края
Выводы.
Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение
путем трансляции преподавателем информации, то в век динамичных
изменений главным становится формирование умения учиться
самостоятельно. При анализе кейса студенты учатся работать и совместно, и
самостоятельно.
Анкетирование студентов «Что во мне выросло за прошедший
год?» показало позитивный рост следующих учебно-информационных
компетентностей
Умственная работоспособность- 75 %
Критичность и доказательность мышления- 80 %
Умение всегда видеть цель и стремиться к ней – 84 %
Умение планировать свою работу- 66 %
Умение контролировать и анализировать свою работу- 84 %
Умение при необходимости работать без посторонней
помощи-0 75 %
В результате проведенной работы я сделала вывод, что использование
кейс технологии на уроке способствует:
Развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать
решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Выработке коммуникативных качеств учащегося;
Развитию инициативности учащегося.
В перспективе исследуемой проблемы планирую продолжить работу в
выбранном направлении, а именно, применения кейс технологии на уроках
истории и обществознания и разработать кейсы по другим темам.
Приложения.
Задание №1
Кейс первой группы.
1 этап . Использование видеофрагмента на уроках истории.
Цель: повторить структурные компоненты урока.
1.
Просмотрите видеофрагмент по теме «Отечественная война 1812г»
2.
Заполните пропуски в тексте (карточка №1 см. приложение)
3.
На
каком
этапе
урока
можно
использовать
это
задание?
Аргументируйте свой ответ.
Кейс второй группы
1 этап . Использование видеофрагмента на уроках истории.
Цель : повторить структурные компоненты урока.
1.
Просмотрите видеофрагмент по теме «Отечественная война 1812г»
2.
Выберите
правильные
ответы
в
тесте (карточка
№1
см.
приложение)
3.
На
каком
этапе
урока
можно
использовать
это
задание?
Аргументируйте свой ответ.
Кейс третьей группы
1 этап. Использование видеофрагмента на уроках истории.
Цель: повторить структурные компоненты урока.
1.
Просмотрите видеофрагмент по теме «Отечественная война 1812г»
2.
Отметьте на контурной карте населенные пункты упоминаемые в
фильме (карточка №1 см. приложение)
3.
На
каком
этапе
урока
можно
использовать
это
задание?
Аргументируйте свой ответ.
Задание №2
Кейс первой группы
2
этап .
Работа
с
историческими
источниками
и
художественными
произведениями.
Цель :
выявить
формы
работы
с
историческими
источниками
и
художественными произведениямим.
1.
Прочитайте письма и ответьте на вопросы к ним. (карточка №2 см.
приложение)
2.
Какие
формы
работы
можно
организовать
с
историческими
источниками?
3.
Выявите «+» и «-» данной формы работы.
Кейс второй группы
2
этап .
Работа
с
историческими
источниками
и
художественным
произведением.
Цель :
выявить
формы
работы
с
историческими
источниками
и
художественным произведением.
1.
Прочитайте
басню
и
скажите
о
каком
событии
«Отечественной
войны
1812г»
идет
речь
в
каждой
басне. (карточка
№2
см.
приложение)
2.
Какие
формы
работы
можно
организовать
и с п о л ь зуя
художественные произведения(Басни Крылова)
3.
Выявите «+» и «-» данной формы работы.
Кейс третьей группы
2
этап.
Работа
с
историческими
источниками
и
художественными
произведениями.
Цель :
выявить
формы
работы
с
историческими
источниками
и
художественным произведением.
1.
Прочит айте
стихотворения
и
скажите
какое
с о б ы т и е
«Отечественной войны 1812г» отражено в них?. (карточка №2 см.
приложение)
2.
Прочитайте
по
ролям
отрывок
из
стихотворения
Лермонтова
«Бородино».
3.
Укажите какие еще формы работы можно организовать на уроке.
Ответ обоснуйте.
Задание №3
Кейс первой группы
3 этап . Национально-региональный компонент.
Цель : показать межпредметную связь на уроке, используя сведения об
участии башкир в Отечественной войне 1812г
1.
Используя материалы карточки №3, расскажите об Участии башкир
в Отечественной войне 1812г (см. приложение)
2.
Какую роль сыграет семья в воспитании воина башкира?
3.
Какие воспитательные цели реализуются?
4.
Какая межпредметная связь?
Кейс второй группы
3 этап. Национально-региональный компонент.
Цель : показать межпредметную связь на уроке, используя сведения об
участии башкир в Отечественной войне 1812г
1.
Ответьте на вопрос к тексту на с. 73 в учебнике «Живые родники».
2.
Используя текст учебника с. 73 расскажите легенду создания песни
«Любуар»
3.
Какие воспитательные цели реализуются в данном виде работы?
Ответ аргументируйте.
Кейс третьей группы
3 этап . Национально-региональный компонент.
Цель : показать межпредметную связь на уроке, используя сведения об
участии башкир в Отечественной войне 1812г
1.
Рассмотрите
иллюстрации
художника
Орловского (карточка №3
см. приложение)
2.
Используя
иллюстрации,
составьте
рассказ,
как
выглядел
воин-
башкир.
3.
Как еще можно организовать работу с иллюстрациями?
4.
С каким предметом связь. Ответ аргументируйте.
Задание №4
Для всех групп
Цель: выработка способности к анализу.
1.
Знакомство с понятием синквейн и с инструкцией составления.
2.
Составьте синквейн.
3.
С какой целью можно использовать это задание на уроке и на каком
этапе? Ответ аргументируйте.