Напоминание

Разработка урока на тему "Совесть- внутренний голос человека"


Автор: Ильина Мария Владимировна
Должность: директор школы, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: АНО "Средняя общеобразовательная православная школа "Звонница"
Населённый пункт: г.Москва, г.Зеленоград
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Разработка урока на тему "Совесть- внутренний голос человека"
Раздел: дополнительное образование





Назад





АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА «ЗВОННИЦА»

Методическая разработка урока

Тема разработки: «
Совесть – внутренний голос человека
».

Форма проведения дела:
(урок, классный час, библиотечное занятие).
Адресат:
(учащиеся 1-2 класса)
Автор, разработчик, составитель
: Ильина Мария Владимировна, директор школы, педагог доп.образования
Москва

2016


Конспект урока на тему:

«Совесть – внутренний голос человека»

Цель

урока
: познакомить ребят с картиной мироздания
,
помочь найти и объяснить нравственные понятия - «совесть», «поступок», «обман», «раскаяние», научить осмысливать и обдумывать свои поступки.
Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему.
Сколько лет вы живёте на свете? – Семь… Этого времени, достаточно, чтобы узнать, понять и почувствовать, как окружающий мир прекрасен и удивителен. Прекрасные поля, луга, леса, бескрайние моря и океаны, бесконечное голубое небо – всё это нас окружает. Везде, в каждой природной среде есть живые существа. Красавицы бабочки, голосистые птицы, дарят нам много радости и счастья. Во всём мире природы среди живых организмов существует строгий порядок. Ничто и никто не хочет эту гармонию и порядок нарушить. И всё это мы может наблюдать с вами каждый день в любое время года. Но есть, то, что мы с вами не видим, но это тоже часть мира. Только невидимая. Послушайте рассказ «Про Ангела Хранителя». Ещё когда Лиза была такой маленькой, что не умела ни говорить, ни ходить её Ангел хранитель уже прилетал к ней и невидимо стоял у её кровати, ограждая Лизу от всякого зла. Когда Лиза подросла, мама рассказала ей об этом. - А можно его увидеть,- спрашивала Лиза.
- Обыкновенные люди его не могут его видеть,- отвечала мама. – Ангелов можно только чувствовать, да и то в редкие минуты. - В какие минуты? Как чувствовать? – хотела знать Лиза. - Видишь ли, - сказала мама, ангелов можно чувствовать, как запах цветов или тепло вокруг себя, и в самом себе. Во всём прекрасном – в голубом небе, в музыке, в улыбке людей, в лунном свете – во всём этом можно иногда уловить, как пролетает Ангел. В глубине сердца также можно слышать голос Ангела. Но ты ещё маленькая и вряд ли можешь понять. - Я не маленькая, - подумала Лиза. – Мне скоро будет шесть лет. На другой день, когда Лиза пошла гулять с тётей Аней, она закинула голову и долго-долго смотрела в голубое небо, но ничего не увидела. Узнав об этом, мама рассмеялась. Лизе стало досадно, и она решила, что больше не будет стараться увидеть своего Ангела. Каждый вечер она обращалась к нему, но всё остальное время не думала о нём. И все-таки Лиза увидели его. Конечно, не так, как мы видим друг друга, а глазами своей души.
3.Работа по рассказу.
- О чём или о ком Лиза узнала от мамы? - Чего очень хотелось Лизе? Рассмотрите иллюстрацию ангела.
- На кого похож ангел? Да, ангел очень похож на человека, но есть существенное отличие. У ангела есть крылья, чтобы мгновенно помогать человеку. С помощью крыльев птицы летают по небу, и ангелы тоже летают, только невидимо сокрыто для нас… в невидимом небесном мире. - Почему же Лизе так хотелось увидеть своего Ангела Хранителя? Ребята, хотите вы знать, как же Лиза увидела своего Ангела? Тогда слушайте рассказ дальше…
4.Чтение рассказа «Совесть».
Гулять Лиза ходила с тетёй Аней. Они всегда шли на бульвар, к своей любимой скамейке, около которой росла сирень. Сюда же приходила со свое бабушкой одна девочка, Инночка, с которой Лиза скоро подружилась. О д н а ж д ы И н н о ч к а п р и н е с л а н а б у л ь в а р замечательную вещь. Это был небольшой негритёнок, весь чёрный, с белыми блестящими зубами, с курчавой
головой, в ярко-красном костюмчике. Лизе он так понравился, как никто никогда не нравился. Она была готова отдать за него все свои игрушки, но Инна, конечно, и не думала меняться. Мама отказалась купить Лизе такого негритёнка, попросила подождать Лизу до её именин. Лиза чуть не плакала. Она представляла себе, как хорош был бы негритёнок в кукольной коляске. А как приятно было бы посадить негритёнка в уголке среди других кукол… За два дня до того, как ехать на дачу, Лиза как всегда пошла с тетёй Аней на бульвар. Пришло время собираться домой, тетя Аня поднялась и стала прощаться с Инночкиной бабушкой. Обе они, разговаривая, не смотрели на скамейку и не видели, что под ней на земле лежит упавший негритёнок. В это время, как нарочно, Инночка уронила мячик и побежала за ним. Лиза быстро нагнулась, схватила негритёнка и сунула его в сумку. Это была клетчатая сумка, в которой тётя Аня носила на бульвар свои очки и Лизины игрушки. Никто ничего не заметил. В первую минуту, Лизе было очень весело и интересно, но чем ближе она подходила к дому, тем больше начинала бояться, что тётя Аня заглянет в сумку. Какой-то внутренний голос, который она помнила ещё на бульваре, говорил ей: «А ведь очень гадкое, бесчестное дело ты делаешь», слышался ей громче и громче. Как только они вошли в переднюю, тетю Аню позвали к телефону, и Лиза успела вынуть негритёнка из сумки, так что никто ничего не увидел. Она принесла его в свой уголок и посадила, как раньше мечтала, среди всех остальных игрушек. Но теперь это почему-то не доставило ей никакой радости. Даже наоборот, дома негритёнок показался ей совсем другим, вовсе не таким красивым, и играть с ним уже не хотелось. К тому же его нельзя было оставить на виду – ведь мама или тётя Аня сразу его заметят и спросят, откуда он взялся. Лиза спрятала негритёнка под подушку. «Может быть, потом я с ним поиграю», - думала она. Но и потом ей не только не хотелось играть с негритёнком, но даже вспоминать о нём было противно. «Самое лучшее выкинуть его куда-нибудь»,- решила Лиза. Но сделать это тоже было невозможно, тогда его заметят. Так ничего не
придумав, Лиза засунула негритёнка в шкаф тёти Ани, в её узел с разноцветными лоскутками. Лиза надеялась, что теперь она отделалась от него, – но нет! Негритёнок всё время ей вспоминался. Хорошее настроение к ней не возвращалось. «Зачем, зачем я это сделала»,- повторяла она. На следующий день в два часа дня Лиза как всегда пошла гулять. Лиза ни за что не хотела идти к любимой скамейке и тянула тётю Аню в сторону. Когда же они встретились с Инниной бабушкой, то бабушка сразу же рассказала, что пропал любимый Иннин негритёнок,и спросила, не попал он случайно в сумку тёти Ани вместе с Лизиными игрушками. Дома, однако, было ещё хуже Лизе. Вдруг стало казаться, что все догадываются о том, что она сделала, и как-то особенно на неё смотрят. А когда тётя Аня подходила к шкафу, сердце у Лизы так и замирало. Тот, внутренний голос, который удерживал её от воровства, теперь тихо говорил: «Это скверно. Это стыдно. Это большой грех. Теперь ты не только воровка, но ещё и обманщица. Ты должна признаться, попросить прощения, и тогда тебе, может быть, снова будет легко». Лиза чувствовала, что так и надо было сделать, но она не могла на это решиться. Так прошёл второй день. Весь этот день мама как будто не замечала Лизы, а вечером, когда Лиза легла, мама подошла к ней и, посмотрев её пристально в глаза, прямо спросила: «Ты ничего не хочешь мне сказать?»
Лиза задрожала, уткнулась лицом в подушку и зарыдала. Оказалось, что мама уже всё знает, потому что днём, после прогулки, тётя Аня собиралась шить и заглянула в узел с лоскутками. Долго плакала Лиза, и долго мама разговаривала с ней. «Неужели,- говорила мама, - ты не знала, как надо было поступить? Неужели не слышала голоса в своей душе? Ведь это и был голос Ангела Хранителя! Вот ты хотела его видеть. Видеть его могут только святые, но ты слышала его голос. Всегда слушайся этого голоса и поступай так, как он велит. Ведь, правда, что эти два дня у тебя было очень плохо на душе? Это потому, что Ангел Хранитель отошёл от тебя. Когда он увидел, что ты сделала, он отвернулся и заплакал. Да, Ангела нельзя видеть, но его можно чувствовать. Лиза давно раскаялась от всего сердца, но всё не могла успокоиться. Больше в тот год Лиза не ходила гулять на бульвар и не видела Инночки, потому что пришло время переезжать на дачу. Негритёнка, однако, Лиза запомнила на всю жизнь, и хотя она не раз после этого бывала непослушной и поступала плохо, но уже никогда не брала чужого. Лиза
старалась слушать тихий голос Ангела, а когда делала не то, что он ей советовал, всегда потом жалела об этом.
5.Работа по рассказу.
- Какой поступок совершила Лиза? - Почему она так сделала? - Что принёс поступок, который сделала Лиза? - Осознала ли Лиза, что она совершила зло? - Кто напоминал Лизе о содеянном? - Почему Лиза не могла сама сразу во всём сознаться? - Кто помог Лизе открыть свою душу и раскаяться в плохом поступке?
6. Практическая работа.
Записываем в тетради важные понятия: СОВЕСТЬ, ПОСТУПОК, РАСКАЯНИЕ В тетради приклеиваем картинки и раскрашиваем рисунок к рассказу.
7.Подведение итогов.
У каждого человека есть внутренний голос – голос совести, который помогает человеку делать правильный выбор в отношении поступков. От того, какие поступки мы совершаем, зависит и наше настроение, наше самочувствие. Помните, что «всё тайное всегда становиться явным», а значит рано или поздно о наших поступках узнают. И тогда станет ещё горше, ещё более стыдно.
Список используемой литературы:
1. Твой Ангел Хранитель. – Москва.: «Изд-во «Отчий дом»,2004.


В раздел образования