Автор: Саввинова Мирослава Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Мальжагарская СОШ им.В.И.Максимова"
Населённый пункт: Бысыттах Нюрбинский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: ВУД" Музыка вокруг нас" 3 класс
Тема: "Музыка вокруг нас".
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«__________________ средняя общеобразовательная школа»
МО «_______________ улус» Республики Саха (Якутия)»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей нач.классов
_________________/_____________/
Протокол №
от « » _________- 2024 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________/______________/
Протокол №
« »___________2024г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
_____________/______________/
Приказ №
от « » _________2024г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
"Музыка вокруг нас"
Класс: 3
Направление: общекультурное
Учебный год: 2024-2025
Количество часов: 34
Программа разработана
…………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и
личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их
личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 34 часа -1 час в неделю
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической
формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией школы и родителями обучающихся по внедрению программы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно –
воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи,
окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в
начальной школе.
Программа имеет тематическое построение: одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека -
от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные
явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно -
интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной
музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое
пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения
под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при
условии:
- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- мотивации детской деятельности;
- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
- Тематические занятия, мероприятия;
- Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
- Игры – викторины, игры – загадки;
- Творческие мастерские;
- Музыкальные путешествия.
- Художественные акции учащихся в школьном социуме.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных
видов: музыкально - дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно - ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты,
сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных
форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы
работы: ·
- Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
- Создание коллективных творческих проектов;
- Публичные выступления;
- Участие в творческих конкурсах различного уровня;
- Школьные фестивали искусств.
Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка
тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того,
чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10 - 11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе
нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани,
образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается
небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса
необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2.
Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и
последовательности (метод “шаг за шагом”).
Содержание учебной программы
1.Введение. Летние впечатления
Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время
пения. Петь приятно и удобно.
2.Маленькая страна – школа моя.
Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
3.Осень: поэт, художник, композитор
Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов,
художников композиторов об осени.
4.Песни об осени
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
5.Озорные песенки из мультфильмов..
Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
6.Занятие- путешествие
«Музыкальные инструменты»
Интегрированное занятие. Беседа
«Музыкальные инструменты»
7.Великие композиторы мира
Беседа. Великие композиторы мира
8.Занятие – исследование.
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
9
Звуки и краски голоса.
Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота
звука и звуковысотный слух.
10
Разучивание песни
11
.Песни детских кинофильмов.
Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни
12
Викторина «Угадай мелодию».
Занятие – путешествие (игровая деятельность).
13
. Зима: поэт, художник, композитор
Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов о зиме
14
Песни о зиме
интегрирование музыки, живописи, литературы).
15
Новогодний калейдоскоп.
Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в
разных странах встречают и празднуют Новый Год.
16
Песни о Новом годе
Комплексно – интегрированное занятие.
17
Якутские народные песни.
Песни якутского народа. Вокальное исполнение якутских народных песен песен с сопровождением их музыкально-ритмическими
движениями, которые поясняют действия героев.
18
Якутский танец – осуохай. .
Запевала, слова осуохай, воспевание красоты природы, разучивание движения в осуохай
19
Якутские музыкальные инструменты
Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
20
Мой любимый певец
Рассказ о своих любимых певцах. Прослушивание аудиозаписи
21
Военно-патриотические песни
Беседа «Из истории военных песен» Разучивание песни.
22
Маршевая песня
Подготовка к смотру песни и строя
23
Мамин праздник – 8 марта.
Песни о маме
24
Весна: поэт, художник, композитор.
Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов,
художников, композиторов о весне.
25
Песни о весне
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
26
Музыкальная шкатулка
Музыкальный концерт из изученных песен. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться
на исполнении.
27
Россия – Родина моя.-
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов о России
28
Гимн РФ
Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ
29
Дружба. Песни о дружбе
Беседа «Что такое дружба?». . Подбор песен и мелодий о дружбе.
30
Лето: поэт, художник, композитор.
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов,
художников композиторов о лете
31
Песни о лете
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
32. Музыкальная игра
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
33
Итоговое занятие «Наши любимые песни»
Подготовка к итоговому концерту
34
Музыкальный марафон
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе,
ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении.
Планируемые результаты обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение
в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение
голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом,
пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать
сценическое мастерство.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Колич
часов
Содержание занятия
Дата
план
Дата факт
1
Введение. Летние
впечатления
1
Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и
стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь
приятно и удобно.
2
Маленькая страна –
школа моя.
1
Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и
переменках.
3
Осень: поэт,
художник,
композитор
1
Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма
времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов об осени.
4
Песни об осени
1
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
5
Озорные песенки из
мультфильмов..
1
Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные
песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
6
Занятие- путешествие
«Музыкальные
инструменты»
1
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
Беседа
«Музыкальные инструменты»
7
Великие
1
Беседа.
Великие композиторы мира
композиторы мира
8
Занятие –
исследование.
1
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
9
Звуки и краски
голоса.
1
Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса.
Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и
звуковысотный слух.
10
Разучивание песни
1
11
.Песни детских
кинофильмов.
1
Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов,
детские современные песни
12
Викторина «Угадай
мелодию».
1
Занятие – путешествие (игровая деятельность).
13
. Зима: поэт,
художник,
композитор
1
Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма
времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов о зиме
14
Песни о зиме
1
интегрирование музыки, живописи, литературы).
15
Новогодний
калейдоскоп.
1
Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки,
музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в
разных странах встречают и празднуют Новый Год.
16
Песни о Новом годе
1
Комплексно – интегрированное занятие.
17
Якутские народные
песни.
1
Песни якутского народа. Вокальное исполнение якутских народных
песен песен с сопровождением их музыкально-ритмическими
движениями, которые поясняют действия героев.
18
Якутский танец –
осуохай. .
1
Запевала, слова осуохай, воспевание красоты природы, разучивание
движения в осуохай
19
Якутские
музыкальные
инструменты
1
Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
20
Мой любимый певец
1
Рассказ о своих любимых певцах. Прослушивание аудиозаписи
21
Военно-
патриотические
1
Беседа «Из истории военных песен»
Наши любимые песни.
песни
22
Маршевая песня
1
Подготовка к смотру песни и строя
23
Мамин праздник – 8
марта.
1
Песни о маме
24
Весна: поэт,
художник,
композитор.
1
Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма
времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников,
композиторов о весне.
25
Песни о весне
1
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
26
Музыкальная
шкатулка
1
Музыкальный концерт из изученных песен. Умение петь вместе,
ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на
исполнении.
27
Россия – Родина
моя.-
1
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере
музыкальных сочинений русских композиторов о России
28
Гимн РФ
1
Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ
29
Дружба. Песни о
дружбе
1
Беседа «Что такое дружба?». . Подбор песен и мелодий о дружбе.
30
Лето: поэт, художник,
композитор.
1
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы.
Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов,
художников композиторов о лете.
31
Песни о лете
1
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
Музыкальная игра
1
Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
32
Итоговое занятие
«Наши любимые
песни»
1
Подготовка к итоговому концерту
33
Музыкальный
марафон
1
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных
песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на
звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении.