Напоминание

"Приёмы смыслового чтения на уроках математики в условиях обновлённых ФГОС"


Автор: Мокрушина Светлана Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы смыслового чтения на уроках математики в условиях обновлённых ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы смыслового чтения на уроках математики

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования рассматривает процесс обучения не только как усвоение системы знаний,

умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но

и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

В соответствии с этим особую значимость приобретает важность обучения смысловому

чтению, которое в современном информационном обществе носит «метапредметный» или

«надпредметный» характер, а его составляющие входят в структуру всех универсальных

учебных действий.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования.

Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, который подразумевает

успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих

дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности и

т.п. В связи с чем создавать благоприятные условия для овладения школьниками

приёмами понимания текстов разных стилей и жанров необходимо не только в рамках

предметов гуманитарного цикла, но и на уроках математики.

Обучение учащихся «постижению смысла», «раскрытию смысла» абстрактных

математических понятий представляет собой сложную методическую задачу. Как научить

детей эффективно читать тексты на уроках математики? Какие приёмы формирования

правильной читательской деятельности можно применять на уроках математики?

Математический язык – многоуровневый. Математические тексты имеют такие

особенности как абстрактность освещаемых вопросов,

лаконичность изложения,

логическое построение, использование символики, наличие графической информации.

Однако, развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием

умений

смыслового

и

функционального

чтения.

Скрытые

смыслы

всегда

таят

возможность нового взгляда на вещи, способного выявить еще непознанные их свойства.

Значит, урок математики является благодатной почвой для формирования смыслового

чтения.

В данной статье представлены лишь некоторые варианты приемов работы с текстом

и примеры заданий, которые позволят расширить предметную область и будут

способствовать формированию важнейших метапредметных умений.

Для того, чтобы успешно справиться с решением задач на уроках математики

ученик должен пройти все три фазы процесса чтения:

восприятие текста, раскрытие его содержания,

извлечение и анализ информации, полученной в тексте,

создание собственного нового смысла, присвоение новых знаний в результате

размышления.

Тексту отводится приоритетная роль. Текст читают, пересказывают, анализируют,

трансформируют, интерпретируют, учащиеся дискутируют, сочиняют.

Известно, что восприятие информации происходит в три этапа: до чтения (стадия

вызова), во время чтения (стадия осмысления) и после чтения (стадия рефлексии).

На этапе предтекстовой работы

необходимо внутренне включить каждого

ребенка в чтение. Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на

дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем

помочь ученикам поставить цель к изучению нового. Одним из эффективных приёмов на

данном этапе является приём «Математические загадки». Берем такие загадки, в которых

ответ не рифмуется, а нужно догадаться по смыслу. Например,

Там, где числа и деленья,

Получается…….. (шкала )

Длина каждого деления –

Единица измерения .

Приём «Верите ли Вы?» проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и

создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы. Например, будем говорить о

правильных многоугольниках. Даны утверждения:

- если стороны многоугольника равны, то он правильный;

- если углы многоугольника равны, то он правильный;

- квадрат – правильный четырехугольник;

- правильный четырехугольник – это ромб;

- правильный треугольник – равносторонний;

- если стороны многоугольника равны и углы многоугольника равны, то он

правильный.

Ученикам предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая

свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по

данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их

достоверность, используя полученную на уроке информацию.

На этапе работы с текстом важен сам процесс чтения. Основными целями чтения

на данном этапе могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном

фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в

различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что

знали

ранее,

отыскание

примеров,

подтверждение

научных

фактов,

работа

с

иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

На этом этапе хорошо работает прием «перепутанные определения», с учетом того

факта, что одно из определений хорошо знакомо учащимся, но оно сегодня не нужно, а

вот оставшееся нужно получить впервые. Простое биссектриса угла число луч , который

это натуральное выходит из вершины число, которое угла имеет только два и делит его

натуральных делителя пополам. (биссектриса угла – луч, который выходит из вершины

угла и делит его пополам. Простое число – это натуральное число, которое имеет только

два натуральных делителя)

Также на этом этапе хорошо работает прием «перепутанные определения», с учетом

того факта, что одно из определений хорошо знакомо учащимся, но оно сегодня на уроке

не будет использовано, а вот новое определение они формулируют самостоятельно

впервые.

Например,

учащимся

можно

предложить

такой

вариант

задания:

«Из

предложенных слов, составьте два определения». Слова в списке: «простое, биссектриса

угла, число, луч , который, это, натуральное, выходит, из, вершины, число, которое, угла,

имеет, только, два, и, делит, его, натуральных, делителя, пополам. (Ответ: биссектриса

угла – луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам; простое число – это

натуральное число, которое имеет только два натуральных делителя)

Прием составления краткой записи, который постоянно применяется на уроках,

формирует умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы,

вести обсуждение в группе, указав, что на уроках математики существует алгебраический

язык, который позволяет сокращать обычную запись теоремы, решения примеров, под т.е.

происходит перевод обычной записи (на естественном русском языке) в математическую

запись (на формальном языке)

На этапе послетекстовой работы хотелось бы отметить и прием составления

вопросов к задаче. Данный прием требует более серьезной работы с текстом, дополнением

его, если недостаточно данных или есть лишние, когда указано количество действий,

необходимых при решении задачи. Например, 1кг яблок стоит 85 рублей, 1 кг конфет 215

рублей. 500 рублей. Какой вопрос нужно задать, чтобы задача решалась в два действия, в

четыре? Постепенное усложнение вопросов настраивает учащихся на вдумчивую работу

и с такими текстами.

Прием

составления

задачи

по

ее

решению

формирует

не

только

умение

анализировать, но и интерпретировать информацию.

Отдельного внимания требует работа с диаграммами и таблицами, текст на которых

представлен в свернутом виде. Представленные ниже вопросы к диаграмме, позволяют

учащимся овладевать навыками понимания и интерпретации информации.

На диаграмме представлены некоторые из крупнейших по численности населения

стран мира.

Численность населения какого государства занимает 5 место?

На сколько численность населения, государства, занимающего 5 место, меньше

численности населения, государства, занимающего 1 место?

Численность населения какого государства примерно в 6 раз меньше численности

населения Китая?

Численность населения каких государств отличается примерно в 5 раз?

Современные диаграммы не всегда точно отображают соотношение между данными.

Особенность математического текста из разряда «НЕ верь своим глазам , а читай и

считай!»

Одно из заданий исследований PISA звучало так: «В телепередаче журналист

показал диаграмму и сказал, что в 1999 году по сравнению с 1998-м резко возросло число

ограблений. Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод?»

1998 год

1999 год

504

506

508

510

512

514

516

518

Кол-во ограблений

Нужный ответ — «нет, такой вывод сделать нельзя». Его дали лишь 3% (!) россиян.

Ученики «купились» на наглядность диаграммы – видно, что правый столбик выше

левого! Но при этом не учли, что число ограблений увеличилось за год всего на 8 (1,5%),

что нельзя считать резким ростом.

Эффективность

процесса

обучения

зависит

от

умения

правильно

выбрать

технологические приёмы, удачно комбинировать их для достижения поставленных задач.

В рамках работы на уроках математики учителям необходимо особое внимание уделить

следующим аспектам:

- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового

материала;

- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм

и методов работы текстом;

- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной

деятельности;

- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения

вперед;

- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них

творческого мышления;

- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Рассмотренные приёмы работы с текстом обеспечивают не только усвоение

учебного материала, учат работать с учебником, но и активизируют умственную

деятельность учащихся, прививают интерес к изучаемому предмету, в конечном счете

учат учиться.

Литература:

1. Н. Н .Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать

ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011 г.

2. ФГОС ООО.

3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:

пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:

от действия к мысли [Текст]. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.

Бурменская, И. А. Володарская и др. Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010

— 159 с.



В раздел образования