Напоминание

"Формы взаимодействия дошкольного учреждения с музеем"


Автор: Каменских Оксана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11 "Колобок"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия дошкольного учреждения с музеем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С

МУЗЕЕМ

Каменских Оксана Александровна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» города Новочебоксарска

Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, появление

новых направлений, связанных с воспитанием детей, показали о необходимости

переосмыслить сущность патриотического воспитания. Идея воспитания

патриотизма и гражданственности одна из государственных задач. Поэтому

проблема взаимодействия дошкольных учреждений с историко-краеведческим

музеем особенно актуальна сегодня. Музей отличное средство интеграции

патриотического воспитания и интеллектуального воспитания дошкольников,

так как музей - это не просто собрание и демонстрация экспонатов, а активно

действующая система с развивающимися целями, интересным планом и

реальными мероприятиями. Патриотическое воспитание применительно к

дошкольному возрасту обозначает – взаимодействие взрослого и ребенка в

совместной деятельности и общении, направленных на формирование и

раскрытие

общечеловеческих

нравственных

качеств

личности,

чувства

сопричастности к истории и национальной культуре, родному языку, природе

родного края. Воспитание патриотизма предполагает изначально формирование

любви, привязанности к малой родине, к тому месте, где родился ребенок, а в

дальнейшем – преданности, любви и уважения к своей стране в целом.

Для

расширения

образовательного

пространства

и

возможности

прикоснуться к истории МБДОУ «Детский сад № 11 «Колобок» города

Новочебоксарска и «Историко-художественный музейный комплекс города

Новочебоксарска» разработали проект «О чем малышам расскажет музей»,

который успешно реализуется. Частью данного проекта является программа для

дошкольников

по

ознакомлению

с

историей

города

Новочебоксарска

«Путешествие во времени: от мамонта к городу». Разработанная программа

позволяет использовать специальные методы и средства для приобщения

дошколят к мировому и отечественному культурному наследию. Программа

связана с базовыми программами дошкольного образования и материальными

возможностями музея.

Общение педагога и детей в музейной среде обычно ограничивалось

экскурсиями и тематическими выставками, однако этого не достаточно. В

настоящее время необходимы теоретические и практические навыки освоения

музейно-педагогического пространства, как интегрированной развивающей

среды нового типа. Что мы и пытаемся сделать.

Реализуя намеченные цели, считаем, что наиболее эффективной формой в

ознакомлении с историей родного края – это занятия, в рамках которого

используются

активные

методы:

экспериментирование,

моделирование,

игровые ситуации, игровые упражнения и т.д. большой интерес вызвал у детей

интерактивный экспонат «Раскопки». Под слоем песка зарыт скелет детеныша

тираннозавра. Каждый желающий ребенок становится участником раскопок. В

музее имеются и другие экспонаты, которые можно понюхать, потрогать,

поэкспериментировать. Детям всегда интересно действовать с музейными

предметами. Действуя с предметами, дети быстрее запоминают новые слова,

усваивают понятия.

К числу активных методов относятся и мультимедийные презентации,

которые

используются

на

наших

занятиях.

Эти

методы

способствуют

повышению мыслительной деятельности детей и их речевой активности. Для

закрепления представлений полученных в музее детям предлагаются различные

виды изодеятельности: точечный рисунок, раскрашивание, творческие задания.

Занятия

в

музее

раздвигают

рамки

привычного

образовательного

пространства. В музее ребенок чувствует себя не как на занятии, он более

раскрепощен. Погружение в новую информативную для них среду, безусловно,

привлекают дошкольников. Известно всем, что если что-то вызывает интерес,

то обучение становится более эффективным.

Принимая

во

внимание

возраст

маленьких

посетителей,

занятия

выстраиваются на основе музейно-игровой методике, объединяющей игру,

ритуал,

экранизацию

и

информационно-практическую

часть.

Занятия

проводятся по следующим направлениям:

- этнография;

- история развития города;

- история родного края по археологическим раскопкам.

Для конструктивного взаимодействия разработан раздел «Координация

работы музея и детского сада». В музее проводятся ежемесячные занятия по

определенным темам в течение учебного года, а детском саду организуются

продуктивные

виды

деятельности,

рассматривание

фотоальбомов,

иллюстраций, проведение бесед-диалогов, целевых прогулок, создание мини-

музеев в группах.

Наглядным показателем результата будет являться заключительное

занятие в форме в викторины «Колесо истории».

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о перспективном

взаимодействии музея с дошкольными учреждениями в ознакомлении детей

старшего дошкольного возраста с историческим прошлым и настоящим нашего

города.

Думаем, что мы зароним в детские сердца чувства, которые позже, с

возрастом

станут

их

важной

личностной

характеристикой

и

наших

выпускников назовут патриотами.



В раздел образования