Автор: Каменских Оксана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11 "Колобок"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия дошкольного учреждения с музеем"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С
МУЗЕЕМ
Каменских Оксана Александровна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» города Новочебоксарска
Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, появление
новых направлений, связанных с воспитанием детей, показали о необходимости
переосмыслить сущность патриотического воспитания. Идея воспитания
патриотизма и гражданственности одна из государственных задач. Поэтому
проблема взаимодействия дошкольных учреждений с историко-краеведческим
музеем особенно актуальна сегодня. Музей отличное средство интеграции
патриотического воспитания и интеллектуального воспитания дошкольников,
так как музей - это не просто собрание и демонстрация экспонатов, а активно
действующая система с развивающимися целями, интересным планом и
реальными мероприятиями. Патриотическое воспитание применительно к
дошкольному возрасту обозначает – взаимодействие взрослого и ребенка в
совместной деятельности и общении, направленных на формирование и
раскрытие
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
чувства
сопричастности к истории и национальной культуре, родному языку, природе
родного края. Воспитание патриотизма предполагает изначально формирование
любви, привязанности к малой родине, к тому месте, где родился ребенок, а в
дальнейшем – преданности, любви и уважения к своей стране в целом.
Для
расширения
образовательного
пространства
и
возможности
прикоснуться к истории МБДОУ «Детский сад № 11 «Колобок» города
Новочебоксарска и «Историко-художественный музейный комплекс города
Новочебоксарска» разработали проект «О чем малышам расскажет музей»,
который успешно реализуется. Частью данного проекта является программа для
дошкольников
по
ознакомлению
с
историей
города
Новочебоксарска
«Путешествие во времени: от мамонта к городу». Разработанная программа
позволяет использовать специальные методы и средства для приобщения
дошколят к мировому и отечественному культурному наследию. Программа
связана с базовыми программами дошкольного образования и материальными
возможностями музея.
Общение педагога и детей в музейной среде обычно ограничивалось
экскурсиями и тематическими выставками, однако этого не достаточно. В
настоящее время необходимы теоретические и практические навыки освоения
музейно-педагогического пространства, как интегрированной развивающей
среды нового типа. Что мы и пытаемся сделать.
Реализуя намеченные цели, считаем, что наиболее эффективной формой в
ознакомлении с историей родного края – это занятия, в рамках которого
используются
активные
методы:
экспериментирование,
моделирование,
игровые ситуации, игровые упражнения и т.д. большой интерес вызвал у детей
интерактивный экспонат «Раскопки». Под слоем песка зарыт скелет детеныша
тираннозавра. Каждый желающий ребенок становится участником раскопок. В
музее имеются и другие экспонаты, которые можно понюхать, потрогать,
поэкспериментировать. Детям всегда интересно действовать с музейными
предметами. Действуя с предметами, дети быстрее запоминают новые слова,
усваивают понятия.
К числу активных методов относятся и мультимедийные презентации,
которые
используются
на
наших
занятиях.
Эти
методы
способствуют
повышению мыслительной деятельности детей и их речевой активности. Для
закрепления представлений полученных в музее детям предлагаются различные
виды изодеятельности: точечный рисунок, раскрашивание, творческие задания.
Занятия
в
музее
раздвигают
рамки
привычного
образовательного
пространства. В музее ребенок чувствует себя не как на занятии, он более
раскрепощен. Погружение в новую информативную для них среду, безусловно,
привлекают дошкольников. Известно всем, что если что-то вызывает интерес,
то обучение становится более эффективным.
Принимая
во
внимание
возраст
маленьких
посетителей,
занятия
выстраиваются на основе музейно-игровой методике, объединяющей игру,
ритуал,
экранизацию
и
информационно-практическую
часть.
Занятия
проводятся по следующим направлениям:
- этнография;
- история развития города;
- история родного края по археологическим раскопкам.
Для конструктивного взаимодействия разработан раздел «Координация
работы музея и детского сада». В музее проводятся ежемесячные занятия по
определенным темам в течение учебного года, а детском саду организуются
продуктивные
виды
деятельности,
рассматривание
фотоальбомов,
иллюстраций, проведение бесед-диалогов, целевых прогулок, создание мини-
музеев в группах.
Наглядным показателем результата будет являться заключительное
занятие в форме в викторины «Колесо истории».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о перспективном
взаимодействии музея с дошкольными учреждениями в ознакомлении детей
старшего дошкольного возраста с историческим прошлым и настоящим нашего
города.
Думаем, что мы зароним в детские сердца чувства, которые позже, с
возрастом
станут
их
важной
личностной
характеристикой
и
наших
выпускников назовут патриотами.