Автор: Литке Елена Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО ЦОПП СПб
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Профориентация – ключ к успешному выбору профессии»
Раздел: полное образование
Литке Е.В.,
Методист ГБУ ДПО ЦОПП СПб
«Профориентация – ключ к успешному выбору профессии»
Профориентация — это помощь выпускникам с определением их
навыков и карьерных целей, а также с выбором подходящей профессии или
направления
обучения. Благодаря
профориентации
выпускники
могут
избежать неприятных ситуаций, когда выбранная ими профессия не совпала
с их интересами и способностями, а также построить маршрут развития
качеств, необходимых для успешной работы в желаемой сфере, и получить
полезную
информацию
о
требованиях
и
перспективах
в
различных
профессиональных областях.
В целом профориентация направляет выпускников, создаёт фундамент
для успешной карьеры и самореализации.
Цель профориентации
Главная цель — помочь выпускникам лучше понять себя, свои способности,
интересы
и
ценности,
а
также
ознакомить
их
с
различными
профессиональными
возможностями.
Благодаря
профориентации
выпускники
принимают
осознанные
решения
о
своём
будущем
профессиональном пути на основе своих особенностей, а также потребностей
общества и рынка труда.
Методы профориентации
Множество мероприятий позволяют прикоснуться к различным профессиям
и узнать о них самую актуальную информацию. Среди таких методов можно
назвать:
прохождение профориентационных тестов;
встречи со специалистами конкретных профессий;
просветительские
и
познавательные
лекции
на
тему
проблем
самоопределения;
занятия в школах, посвящённые той или иной профессии;
просмотр обучающих фильмов;
«ярмарки» профессий, которые проводят профориентационные учреждения;
дни открытых дверей в учебных заведениях.
Важно не ограничиваться лишь одним методом, например прохождением
тестов, а сочетать теоретическое изучение профессии с практикой —
посещать экскурсии на предприятиях и в вузах, где этому обучают.
Специалист по профориентации
В общеобразовательной школе миссию специалиста по профориентации
выполняет школьный психолог. В его нагрузку чаще всего не входит
обязательное индивидуальное консультирование каждого выпускника о
профессиональном пути, однако к нему можно записаться на такую
консультацию по своему желанию. По умолчанию школьный психолог
проводит со старшеклассниками работу по методике Е. А. Климова и
поясняет результаты.
Во многих городах также есть государственные центры профориентации, в
которых
можно
получить
как
индивидуальную,
так
и
групповую
консультацию. В таких центрах проводятся лекции и практикумы по
профориентации, а также экскурсии, игры и тренинги, куда можно
записаться от школы или самостоятельно. Такие центры можно найти по
запросам
«государственный
профориентационный
центр»
или
«центр
содействия занятости молодёжи» вашего города. Например, в Санкт-
Петербурге это профориентационный центр «Вектор». Такие центры, как
правило, размещают на своих сайтах расписание мероприятий на весь год, и
можно выбрать из списка подходящие именно вам.
Какие возможности открывает профориентация
Профориентация
позволяет
собрать
воедино
все
факты
о
ваших
способностях, интересах и сильных сторонах и выстроить один или
несколько профессиональных маршрутов. Она также помогает снизить
уровень тревоги, вызванный мыслями, правильно ли выбраны профессия и
конкретный вуз: вы ознакомитесь со всеми возможными вариантами для
поступления и выберете наиболее подходящий именно вам.
Важно помнить, что в настоящее время даже ошибочный выбор
профессии не приговор. Например, можно перевестись на другой факультет
во время обучения или пройти платную переподготовку, когда вы захотите
заняться чем-то ещё. Главное — оставаться чутким к своим желаниям и
интересам и не откладывать решения, связанные с обучением профессии, на
потом.
Основной
целью
школы
должно
быть
создание
условий
для
организации
эффективной
системы
предпрофильной
подготовки,
способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых
ими
профилей
дальнейшего
обучения
и
выбору
способа
получения
дальнейшего образования.
Список используемой литературы:
1.Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение,
1986. – 187 с.