Напоминание

Игровые технологии помогающие педагогам проводить логопедическую работу с детьми ТНР интересной и эффективной.


Автор: Петлина Юлия Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 17 "Ладушки"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, город НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: Игровые технологии помогающие педагогам проводить логопедическую работу с детьми ТНР интересной и эффективной.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс для педагогов ДОУ

Провела Петлина Ю.Н.

«Игровые технологии помогающие педагогам проводить логопедическую работу с

детьми ТНР интересной и эффективной.

При взаимосвязи логопеда и педагогами ДОУ коррекционно-развивающей работы

представлены ряд методических технологий с использованием игровых приемов

на

логопедических

занятиях,

музыкальных

и

групповых

занятий.

Подобраны

игрушки,

дидактические и компьютерные игры, логоритмические упражнения, ритмические и звуковые

игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую

ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе

«приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть

на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела,

бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки

погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь

героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия

они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства

детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его

любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня

используются

сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные

речевые реакции у

неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок

вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги,

которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь

появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических

пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство

побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и

ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в

учебную

деятельность

вводится

элемент

соревнования,

который

переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится

дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с

заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения

упражнений

по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены,

путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети

могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины,

соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в

команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно

себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе.

Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети

поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей

группе - тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я

учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень

нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой

сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся

в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного

материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в

которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для

обозначения

этапов

занятия,

последовательность

выполнения

упражнений,

заданий

изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются

рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются

взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко

используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Ребенка

привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить

активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если

участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены

обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам,

содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• игрушки,

реальные

предметы

(предметы

обихода,

орудия

труда,

произведения

декоративно-

прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные

задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

2

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение,

классификация),

• Совершенствовать речь,

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-

инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя

в

играх

типа

«Магазин».

В

таких

играх

воспитывается

терпение,

настойчивость,

сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также

являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в

отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр —

неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного

поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших

дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами,

оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире,

систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр:

лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи

осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного

возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками,

перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы,

если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.

Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы

проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию

игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь.

Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые

действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в

группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко

используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для

решения

узкой

коррекционной

задачи.

Большое

внимание

уделено

разделу

«Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука

и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая

мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны,

игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного

произношения,

т.к.

увлёкшись

игровым

сюжетом,

ребёнок

перестаёт

контролировать

3

произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах

одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку

самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр

проводится работа по закреплению навыков

словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные

навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др.,

используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация

словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного

возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для

работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в

логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки

С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха,

восприятия,

произношения,

связной

речи,

грамматического

строя

используются

логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр

в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте

логопедического пункта.

4



В раздел образования