Авторы: Коваль Ольга Юрьевна, Ольга Юрьевна Коваль
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 20"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Организация и руководство творческими играми детей"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Организация и руководство творческими
играми детей»
Подготовила: старший воспитатель
Коваль О.Ю.
Дошкольное
детство
–
возрастной
этап,
в
решающей
степени
определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это
период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил
ребёнка,
становления
основ
индивидуальности.
Важнейшим
условием
развития ребёнка является освоение игровой деятельности.
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы.
Нельзя
играть
по
принуждению.
Пожалуй,
для
дошкольника
эта
единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может
выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие
игрушки брать.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие
группы. Одни созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые
правила - это игры с правилами. Другие игры создаются самими детьми под
руководством воспитателя - это творческие игры.
Педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.
Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и
дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку
взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного
творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и
содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических
игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается
детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком
сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет
развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые
связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие
игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и
подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх
правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они
живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают
именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В
этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры,
развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них
наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на
ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном
общении ребенка с другими детьми.
Творческими их
называют
потому,
что
дети
самостоятельно
определяют цель, содержание и правила игры. Они помогают ребенку во
всестороннем развитии, поскольку через игровые действия дети стремятся
удовлетворить интерес к окружающей жизни. В зависимости от характера
творчества
детей,
от
игрового
материала,
который
используется
в
играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые,
театрализованные, игры со строительным материалом.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет
большое значение для методики руководства ими. При руководстве
творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:
помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
помочь сделать нужную для игры постройку;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
например младший дошкольный возраст - внесение новой
игрушки и внесение игровых материалов;
старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
непосредственное
участие
в
игре
(младший
и
старший
дошкольный возраст).
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность
самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как
лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более
детального
ознакомления
с
внешним
видом
того
или
иного
героя,
рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек с
возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал
является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или
даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди
творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом
зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со
строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется
от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя
строительными играми, воспитатель должен:
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
постройка по замыслу;
по условиям;
по предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми
воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих
вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как: помощь в организации постройки,
т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут
строить, распределить между собой работу.
Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими
играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми,
легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются
созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и
на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки
руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к
«стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если
вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и
ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь
воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в
этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и
определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым
определить характер руководства.