Напоминание

"Организация и руководство творческими играми детей"


Авторы: Коваль Ольга Юрьевна, Ольга Юрьевна Коваль
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 20"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Организация и руководство творческими играми детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Организация и руководство творческими

играми детей»

Подготовила: старший воспитатель

Коваль О.Ю.

Дошкольное

детство

возрастной

этап,

в

решающей

степени

определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это

период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил

ребёнка,

становления

основ

индивидуальности.

Важнейшим

условием

развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы.

Нельзя

играть

по

принуждению.

Пожалуй,

для

дошкольника

эта

единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может

выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие

игрушки брать.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие

группы. Одни созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые

правила - это игры с правилами. Другие игры создаются самими детьми под

руководством воспитателя - это творческие игры.

Педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.

Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и

дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку

взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного

творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и

содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических

игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается

детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком

сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет

развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые

связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие

игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и

подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх

правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они

живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают

именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В

этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры,

развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них

наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на

ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном

общении ребенка с другими детьми.

Творческими их

называют

потому,

что

дети

самостоятельно

определяют цель, содержание и правила игры. Они помогают ребенку во

всестороннем развитии, поскольку через игровые действия дети стремятся

удовлетворить интерес к окружающей жизни. В зависимости от характера

творчества

детей,

от

игрового

материала,

который

используется

в

играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые,

театрализованные, игры со строительным материалом.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет

большое значение для методики руководства ими. При руководстве

творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;

помочь сделать нужную для игры постройку;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

например младший дошкольный возраст - внесение новой

игрушки и внесение игровых материалов;

старший дошкольный возраст- советы, вопросы.

непосредственное

участие

в

игре

(младший

и

старший

дошкольный возраст).

В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность

самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как

лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более

детального

ознакомления

с

внешним

видом

того

или

иного

героя,

рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек с

возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал

является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или

даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди

творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом

зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со

строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется

от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя

строительными играми, воспитатель должен:

обогащать содержание игры;

развивать конструктивные способности детей;

учить их строить из разного материала.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

постройка по замыслу;

по условиям;

по предложенной теме.

В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми

воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих

вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как: помощь в организации постройки,

т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут

строить, распределить между собой работу.

Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими

играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми,

легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются

созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и

на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки

руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к

«стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если

вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и

ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь

воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в

этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и

определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым

определить характер руководства.



В раздел образования