Автор: Халзанова Арюна Баировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы интонирования на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование
Проблемы интонирования на духовых инструментах
Халзанова Арюна Баировна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу кларнет
Интонация – одно из важнейших музыкально-теоретических и эстетических
понятий. В музыкознании оно имеет несколько взаимосвязанных значений. При
рассмотрении проблем звуковысотного интонирования на духовых инструментах под
интонацией следует понимать степень точности воспроизведения, высоты тонов и их
соотношений
(интервалов)
в
процессе
исполнения
музыки.
При
звуковысотном
интонировании она может быть верной (чистой) или фальшивой. Чистое интонирование
является одним из важных условий раскрытия содержания музыкального произведения.
Известно, что музыкальные инструменты по типу координации высоты звуков делятся на
три группы:
Инструменты, имеющие жёстко-фиксированную равномерно-темперированную
высоту звуков (клавишные, ксилофон и т.п.);
Инструменты со свободной интонацией (смычковые, тромбон);
Инструменты с полуфиксированной или относительно фиксированной
настройкой высоты звуков, к которым относятся духовые инструменты.
Полуфиксированная настройка духовых инструментов зависит как от объективных,
так и от субъективных факторов.
Объективные факторы неточного интонирования на деревянных духовых
инструментах.
Известно, что строй деревянного духового инструмента зависит от точности
изготовления этого инструмента. При этом важнейшими параметрами, влияющими на
звуковысотную интонацию, являются размеры внутреннего канала (линии конуса)
инструмента, а также расположение и диаметр основных боковых отверстий на
инструменте. Если при сверлении звуковых отверстий будут допущены отклонения от
расчётных норм, то увеличение диаметра звукового отверстия приведёт к завышению
тона, а уменьшение – к его занижению. Ухудшает интонацию неточная регулировка
высоты подъёма клапанов и несоответствие подушечек чашечкам клапанов и гнёздам
звуковых отверстий. Так, при слишком высоком положении подушечки над звуковым
отверстием звук будет завышен, а при чрезмерно низком – занижен. Исполнители на
кларнете знают, что если внутренний диаметр мундштука уже канала бочонка, то звуки
второй и третьей октав будут завышены, если шире – занижены. Влияет на строй кларнета
и положение выступов внутри его мундштука. Если выступы ближе к «окну» мундштука –
общий строй ниже, если дальше – выше. Знание этих закономерностей помогает
кларнетистам
и
саксофонистам
выбрать
мундштук,
обеспечивающий
чистое
интонирование. На строй язычковых инструментов влияет также форма и качество трости.
Тонкие (лёгкие) трости дают, как правило, понижение звуков, особенно в верхнем
регистре; толстые (тяжёлые) трости – некоторое повышение звуков, больше на низких,
чем на высоких тонах. Существенное влияние на настройку флейты оказывает положение
подвижной пробки внутри головки инструмента. Пробка служит для настройки звуков
между октавами. Изменение её положения влияет, в основном, на звуки третьей октавы и
в меньшей степени на звуки первой и второй октав. Чем ближе пробка выдвигается к
основанию головки, тем ниже будет звучать верхний регистр инструмента; и, наоборот,
чем глубже пробка задвигается в ствол головки, тем инструмент звучит выше.
Исполнителям на деревянных инструментах довольно часто приходится регулировать
общий строй инструмента путём выдвижения трости (на гобое, фаготе), эса (на фаготе),
бочонка на кларнете, мундштука (иногда подмундштучной трубки) на саксофоне.
Выдвижение этих частей приводит к понижению общего строя инструмента. На высоту
тона при игре на духовых инструментах оказывает влияние динамика. Так, при
увеличении силы звука высота его понижается, при уменьшении повышается (на флейте –
наоборот). Объясняется это тем, что при крещендо усиливающий поток воздуха
заставляет колебаться большие участки трости (большие участки губ у играющих на
амбушюрных инструментах), при этом амплитуда их колебаний увеличивается, а частота
уменьшается, в результате чего звук понижается. На каждом деревянном духовом
инструменте имеются отдельные настройки звука. Как правило они обусловлены
особенностями конструкции данного инструмента. Нестройные звуки не всегда совпадают
у инструментов одной модели, тем более у инструментов разных моделей и разных фирм.
Необходимо отметить, что внедрение в исполнительскую практику гобоев и кларнетов
французской
системы
значительно
улучшило
чистоту
интонирования
на
этих
инструментах. Температура окружающей среды тоже влияет на строй инструмента. В
холодном помещении духовые инструменты звучат, как правило, ниже.
Субъективные факторы.
Например, психическое состояние исполнителя: если он устал, не выспался или
голоден, в его интонации ощущается тенденция к понижению, если наоборот, возбуждён,
взволнован — тенденция к повышению.
Для достижения чистой интонации на духовых инструментах рекомендуется:
- развивать музыкальный слух. Полезно сольфеджирование, упражнения в
определении аккордов на слух, чтение с листа постепенно усложняющегося нотного
материала.
- координировать слух с дыханием и артикуляцией. Например, для преодоления
понижения (детонации) можно выполнять дыхательные упражнения, а для повышения
(дистонации) — упражнения с «низкими» гласными (о, у).
- Играть в ансамбле. Это развивает у музыканта умение слышать и определять роль
своей партии и воспринимать звучание в целом.
Упражнения и слуховой контроль
Для достижения этой цели весьма благоприятны упражнения, построенные на
звуках продолжительной длительности. Они дают исполнителю возможность:
- проконтролировать высоту, устойчивость тембра, плотность динамических
изменений каждого извлекаемого звука;
- укрепить выдержку мышц губного аппарата;
- развить исполнительское дыхание, добиваясь полноты вдоха, постепенного и
ровного выдоха.
Такие упражнения помогают исполнителю выработать координацию действий
губного аппарата и дыхания при извлечении звуков различной высоты. Навык
приготовления губного аппарата должен быть тесно связан с умением сохранять точную
интонацию звука во время его филирования.
Одни педагоги считают, что звуки продолжительной длительности следует
проигрывать
в
диатонической
или
хроматической
последовательности,
другие
рекомендуют
исполнять
эти
звуки
в
виде
ряда
арпеджио
определенной
ладогармонической последовательности.
У
исполнителей
на
духовых
инструментах
имеются
довольно
широкие
возможности в достижении чистоты строя и интонации, нужно лишь уметь своевременно
и правильно пользоваться теми или иными приемами.
Список использованной литературы:
1. Волков Н.В. «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах». М.,
2002
2. Гержев В.Н. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М., «Лань»
2015
3. Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М., 1963
4. Красавин В. «Амбушюр кларнетиста». М., 1964