Напоминание

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ


Автор: Арсентьева Янина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана "Детский сад комбинированного вида №34 "Филиппок"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Подготовила: воспитатель Арсентьева Я.И.

Сенсорное воспитание является ключевым аспектом развития ребенка в среднем

дошкольном возрасте. Этот период, охватывающий возраст от 3 до 6 лет, является

временем

интенсивного

развития

чувственных

способностей,

когда

дети

активно

исследуют мир вокруг себя через ощущения. Восприятие, формируемое в эти годы,

закладывает основу для всех последующих видов обучения и развития личности.

Сенсорное воспитание в данном контексте направлено на развитие и уточнение

чувственных

восприятий

ребенка,

что

способствует

более

глубокому

пониманию

окружающего мира и улучшению когнитивных функций.

Сенсорное воспитание — это направление в образовании, фокусирующееся на

развитии и обучении чувственного восприятия у детей. Основная цель сенсорного

воспитания заключается в стимулировании и уточнении всех пяти основных чувств —

зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Через развитие этих чувств дети учатся лучше

воспринимать и понимать окружающий мир, что способствует их когнитивному развитию,

социальной адаптации и обучению.

Целью

сенсомоторной

деятельности

детей

дошкольного

возраста

является

обеспечение условий для развития их сенсомоторных способностей. Для достижения цели

определены следующие задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать развитию координации движения кистей рук;

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в

пространстве;

-

активизировать

сенсорное

восприятие,

стимулируя

анализаторы

зрительные,

слуховые, осязания, обоняния и вкуса;

-

повышать

педагогическую

компетентность

родителей

по

формированию

представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Родившись и только начиная жить, малыш начинает знакомиться с этим миром,

изучать разные предметы и формы, которые ему хочется потрогать и понять, что это.

После трех лет малыш становиться более самостоятельным, и происходит его более

интенсивное развитие и становление личности.

В среднем дошкольном возрасте происходит значительное развитие нервной системы

и мозга ребенка, что создает уникальные возможности для сенсорного обучения. В этот

период дети обладают высокой пластичностью мозга, что позволяет им быстро и

эффективно усваивать новую информацию через чувственный опыт. Сенсорное воспитание

способствует не только развитию конкретных чувств, но и общему когнитивному

развитию, включая внимание, память, мышление и воображение.

У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания

успешности своей деятельности, оценок своих сверстников, оценок педагогов, одобрения

взрослых и родителей. На данном этапе развития важную роль в жизни ребенка играют

взрослые, помогая познать новое.

Игра является одним из основных механизмов обучения и развития в дошкольном

возрасте.

Через

игровую

деятельность

дети

естественным

образом

исследуют

и

взаимодействуют с окружающим миром, что способствует развитию их чувственных

способностей. Игры, включающие использование различных текстур, звуков, цветов и

форм, позволяют детям учиться через непосредственный чувственный опыт. Таким

образом, сенсорное воспитание через игру не только обучает, но и мотивирует детей к

обучению, делая процесс естественным и интересным.

Имеется

множество

коррекционно-развивающих

игр

для

формирования

представлений о величине, форме, цвете.

Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и

различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине,

форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен и

т.д.

Огромное значение имеют пальчиковые тренинги – такие как: пальчиковый массаж,

игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют мелкую моторику рук, движения

координации руки.

Игры с использованием природного материала (песка) и бытового материала

(карандашей, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую

моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность.

Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и

возрастающей

последовательности,

используют

мозаику,

конструкторы

различных

размеров.

Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой

моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального

напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их

психологическое благополучие.

Широкое применение пальчиковых игровых упражнений «Забодаю, забодаю!»,

«Здравствуй, пальчик!», «Моя семья», и другие позволяют сделать вывод об их

направленности на развитие мелкой моторики руки и речевой активности детей.

Существует прямая взаимосвязь развития речи и уровня развития общей и тонкой

моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребёнка.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют

снятию

напряжения,

учит

соблюдению

речевых

пауз,

помогает

избавиться

от

монотонности речи, нормализовать её темп и формирует правильное произношение.

Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому,

что ребёнок лучше запоминает, его речь становится более выразительной, внятной,

эмоционально

окрашенной,

развивается

детское

воображение

и

активизируется

мыслительная деятельность малыша.

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно

обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому главными задачами по

оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются:

повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и

психологии;

привлечение родителей к совместному участию воспитательно-образовательного

процесса;

оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей

среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности

детей в группе.

С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой

стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада

необходимо применять различные технологии педагогического взаимодействия с семьей.

Мониторинг

изучения

семьи,

особенностей

семейного

микросоциума

позволяет

осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое

сопровождение каждой семьи.

Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами,

помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как

базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников. При

работе с родителями затруднения исходят от одного общего – отсутствие доверия,

взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также

недостаточной их педагогической компетентностью.

Главным в работе с детьми для взрослых – это:

полное принятие ребёнка таким, каков он есть;

пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша;

тесное сотрудничество с семьей.

Для родителей в приемной оформляются уголки, где имеется необходимая

информация по развитию мелкой моторики. Проводятся родительские собрания и

консультации.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, педагоги, прежде всего,

должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить ребенка самые

обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с

их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры детей

положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти,

мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к

продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного

обучения.



В раздел образования