Напоминание

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»


Автор: Ксения Александровна Трубчанина
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: п.Гигант
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» п. Гигант

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ

«СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

Выполнила:

Трубчанина Ксения Александровна

преподаватель отделения изобразительного искусства

МБУ ДО ДШИ п. Гигант

(первая квалификационная категория)

2025 г.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» является составной частью дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет.

Класс – 3 класс

Тема урока: «Стилизация природных форм в творческой работе учащихся младших классов».

Продолжительность занятия - 2 академических часа (1час 20 минут).

Учащиеся уже знакомы с элементарными понятиями о стилизации

Цель урока:

сформировать знания, умения и навыки учащихся в работе над стилизацией природных форм.

Задачи урока:

Образовательные:

изучить средства выразительности и приемы стилизации;

сформировать навык применения новых знаний в практической творческой работе;

выполнить творческую работу, используя разные приёмы стилизации.

Развивающие.

развить творческое воображение в технике работы силуэтной графики;

стимулировать навыки самостоятельной последовательной творческой деятельности;

формировать эмоциональное восприятие окружающего мира через изображение элементов природы;

развивать творческую активность и внимание;

развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для выразительности и

целостности работы;

развивать технические умения и навыки владения художественными материалами.

Воспитательные:

продолжать воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Здоровьесберегающие:

2

создать комфортные условия урока.

Планируемые результаты:

Учащиеся знают:

-

средства выразительности стилизации: точка, линия, пятно;

-

виды стилизации: линейная, силуэтная, геометрическая, орнаментальная;

-

приёмы стилизации.

Учащиеся умеют:

использовать разнообразный графический материал при работе над стилизацией;

использовать разнообразные виды и приёмы стилизации на заданный сюжет.

На уроке созданы психолого-педагогические и здоровьесберегающие условия для учебной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование и учебно-методический материал:

для преподавателя:

компьютер;

наглядные пособия, дидактический материал, презентация.

для учащихся:

книги: сказки А.С. Пушкина, русские народные сказки;

бумага формата А3, простой карандаш, ластик, графический материал (линеры, маркеры, перьевые фломастеры).

Межпредметные связи:

литература;

беседы об искусстве;

композиция прикладная.

Форма работы:

индивидуально-групповая.

3

Методы обучения:

– объяснительно-иллюстративный; словесный (рассказ, объяснение);

– наглядный;

– практический.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные

(анализируют и

оценивают

результат

своего

труда, самостоятельно планируют пути

достижения цели);

познавательные (знакомятся с понятием «стилизация» и её видами, с этапами работы и материалом);

логические (анализ с целью выявления связи теоретических знаний с практическими умениями, осознание

содержания своих действий);

личностные (демонстрирует способность визуального восприятия);

коммуникативные (сотрудничает с учителем, с одноклассниками; адекватно воспринимает оценку учителя и

высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке)

Литература:

1.

Дитман Н. В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! /Н.В. Дитман. – М.: Просвещение, 1999.

2.

Кузин В. С. Психология живописи: учебное пособие для вузов / В.С. Кузин. – М.: ОНИКС 21век, 2005.

3.

Пушкин А.С. Сказки / А.С. Пушкин; худож. А. Лебедев. – М.: РОСМЭН, 2018.

4.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М.

Сокольникова. – М.: Академия, 2003.

5.

Русские сказки / под ред. А. Скворцова, В. Грищенко. – Ростов н/Д.: Эксмо-Аст, 2018.

Технологическая карта урока

4

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Результаты

1.

Организационный

момент.

Мотивация

учебной

деятельности

3 мин

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Рада всех приветствовать.

Сегодня у нас новая тема: «Стилизация

природных форм в творческой работе»

Настраиваемся на работу. Всем желаю

продуктивной работы и творческих успехов.

Приветствуют

преподавателя.

Садятся на места.

Демонстрируют наличие

принадлежностей.

Уровень готовности

к уроку.

2.

Актуализация

знаний, повторение

7 мин

- Дети, вы замечали, что мир вокруг нас

многогранен. Окружающая нас природа служит

прекрасным объектом для художественного

изображения. Один и тот же объект можно

изучать и отображать бесконечное множество

раз, постоянно открывая новые его стороны.

Художники не стали останавливаться только на

реалистичном изображение окружающего мира, а

искали новые средства и приёмы, стали изменять

образ природных форм, изменять форму

предметов, изменять стиль изображения, но при

этом старались сохранить узнаваемость и

выразительность предметов. Этот процесс стали

называть СТИЛИЗАЦИЯ.

Давайте посмотрим картинки и убедимся в том,

насколько по-разному можно изобразить одни и

те же предметы.

Постановка вопросов, подводящих к основной

теме урока.

-Что нарисовал художник? (слайд 7)

-Как вы это поняли?

Слушают

преподавателя. Выражают

своё мнение.

Отвечают на вопросы.

Знания элементарных

понятий о стилизации.

5

-Кого вы видите на этих изображениях?

-Чем отличаются эти изображения? (слайд 8). Что

такое стилизация? Кто может рассказать, что это

такое? (слайд 9 ).

3.

Постановка

учебной проблемы

2 мин

Создание проблемной ситуации: как вы будете

стилизовать иллюстрацию? («Сказка о царе

Салтане» А.С. Пушкина).

Учащиеся пытаются

отвечать на базе

имеющихся знаний, но

понимают, что не владеют

набором средств для

полной стилизации

картины.

Готовность учащихся

к изучению новой темы.

4.

Постановка

учебной задачи

3 мин

-Ребята, как вы помните, мы с вами уже

знакомились с понятием «стилизация», когда

работали над эскизами животных (слайд).

Кто может рассказать, что это такое?

-Верно, и чтобы стилизовать рисунок, нужно

отобрать основные, характерные черты

изображаемого предмета, отделить и убрать всё

ненужное, лишнее и второстепенное.

Итак, исходя из темы урока, перед нами стоит

следующая задача – изучить средства и приемы

стилизации и научиться применять эти знания в

практической творческой работе.

- Стилизация – это

упрощение или

усложнение какого-либо

предмета

или изображения.

Упрощенность – главная

черта стилизованного

объекта.

Слушают и принимают

поставленные задачи.

Уровень понимания

и принятия учебной

задачи.

6

5

Изучение нового

материала

20 мин

Так как с понятием «стилизация» вы уже

знакомы, давайте вспомнить её виды. Итак,

стилизация бывает КАКАЯ?

- Линейная.

- Силуэтная.

- Геометрическая.

- Орнаментальная. (слайды 11-15)

Это те виды, с которыми мы работали на

прошлом уроке. Но для того, чтобы стилизовать

полную картину с природными формами, нам

потребуется подробное изучение приёмов

стилизации. Графические приёмы стилизации:

Постепенное обобщение формы, превращение

объемной формы в плоскую;

упрощение или усложнение конструкции;

выделение силуэта;

насыщение формы графическими элементами

(слайд 16).

Исходя из приемов стилизации, мы подробнее

изучим применение основных графических

элементов.

-Кто напомнит, какие это элементы? Ещё по

другому их называют средствами

выразительности графики (слайд 17)

-Верно, а теперь рассмотрим эти элементы на

примере стилизации природных форм (слайды

18-21).

Итак, как вы уже догадались, эти элементы и

будут основными компонентами нашей будущей

работы.

Определяют виды

стилизации.

-Точка, линия, штрих,

пятно

Знают средства

выразительности

стилизации: точка,

линия, пятно;

Знают виды стилизации:

линейная, силуэтная,

геометрическая,

орнаментальная;

Знают приёмы

стилизации.

6

Закрепление

полученных

знаний

и умений

Перед тем, как приступить к работе, давайте

сыграем в игру (слайды 22- 27).

-Вы готовы?

-Делимся на две команды по 4 человека.

Выполнение

поставленных задач

в игре.

Умеют использовать

разнообразные виды

и приёмы стилизации

на заданный сюжет.

7

5 мин

Пред вами 2 конверта, внутри которых находятся

геометрические фигуры разной формы.

Правила игры:

При составлении изображения используем весь

комплект деталей.

Детали геометрического конструктора

присоединяются друг к другу при помощи

липучки на планшет, таким образом, вы сможете

собрать фигуру животного.

Ваша задача – прослушать загадку, согласовать

ответ с командой и собрать стилизованную

фигуру животного на планшете.

Итак, поехали:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна (медведь)

Комок пуха- Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Хитрая плутовка-

Рыжая головка. В лесу живет,

В деревне кур крадет (лиса).

- Да!

Слушают, кивают

Предлагают свои

ассоциации

7

Творческая

практическая

деятельность

учащихся

35 мин

Для того, чтобы закрепить пройденный материал,

нам нужно выполнить стилизованный рисунок с

применением разных графических средств

выразительности (точка, линия, штрих, пятно).

Для изображения объекта стилизации выбираем

какой- либо персонаж из сказки А. С. Пушкина

или русской народной сказки и помещаем его в

Учащиеся выполняют

творческое задание.

Задают вопросы.

Вовлекаются в процесс.

Умеют использовать

разнообразный

графический материал

при работе над

стилизацией;

8

природную

среду

(«Сказка

о

рыбаке

и

рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о царе-

Салтане»,«Царевна-лягушка» и др.) (слайд 30).

Материалы: формат бумаги А3, простой

карандаш, ластик, фломастеры, линеры,

маркеры.

Ход работы:

1.Выполнить стилизованный рисунок животного

по эскизу с привязкой к сюжету (природной

среде). Например, золотая рыбка – море, берег,

камни …

-Ребята, какая ассоциация складывается с вашим

персонажем? (слайды 31-32)

2.Последовательная прорисовка главного и

второстепенного. Например, намечаем главного

персонажа – животное, и второстепенное –

природа вокруг него (слайды 33-35).

3. Работа фломастерами с применением

графических элементов выразительности (точка,

линия, штрих, пятно) (слайды 36-37).

Выбор сюжета, вида

и приёмов стилизации.

Учащиеся выполняют

творческое задание.

Задают вопросы.

Вовлекаются в процесс.

Предлагают свои

ассоциации

8

Подведение итогов

урока

5 мин

Оформление выставки.

Анализ и оценка работ учащихся по заданным

критериям: компоновка в формате листа,

передача пропорций, построение формы,

тональный разбор, владение техническими

приёмами и навыками используемого материала

(слайд 38).

-Ребята, вот и подошёл к концу наш урок.

Предлагаю организовать выставку работ и

обсудить наши результаты..

-Выходите все вперед с работой.

Давайте каждый посмотрит на свою работу.

Возникли

ли

у

вас

трудности

при

выполнении практической работы?

Самооценка

и взаимооценка

творческих работ

учащихся по заданным

критериям.

Учащиеся

отвечают на вопросы.

Дети осуществляют анализ

Уровень

сформированности

навыка самооценки

собственной

деятельности.

9

Домашнее задание .

Выполнить стилизованную зарисовку отдельных

элементов природы (дерево, ёлка, трава, вода,

небо) с применением средств выразительности

(точка, линия, пятно, штрих).

Материал: бумага формата А5, фломастеры,

линеры, маркеры (слайд 39).

Мы с вами прекрасно потрудились Всем спасибо

за внимание!

и самооценку собственной

деятельности.

Убирают рабочее место.

ВЫВОДЫ

Данная методическая разработка является универсальным инструментом для проведения учебной деятельности.

Учитывая специфику предмета, предложенный сценарий-презентация дает возможность включать у учащихся все

каналы восприятия (визуальный, слуховой, тактильный), оперативно актуализировать собственные знания, эффективно

осваивать новый материал. Ценность такого подхода заключается в том, что он открывает широкие возможности в

выборе сюжета, позволяет упрощать или усложнять учебный материал, распределять учебное время в зависимости от

уровня готовности детей.

10

11



В раздел образования