Напоминание

Роль Общешкольных проектов в решении воспитательных задач подрастающего поколения


Автор: Бахтегузина Нина Романовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 44
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль Общешкольных проектов в решении воспитательных задач подрастающего поколения
Раздел: среднее образование





Назад




Роль Общешкольных проектов в решении воспитательных задач

подрастающего поколения

Бахтегузина Нина Романовна, учитель истории и

обществознания МАОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга

В данной статье автор продолжает рассматривать общешкольный проект

как

один

из

главных

интеллектуально-творческих

ресурсов

для

формирования у обучающихся

патриотизма, гражданственности, чувства

долга перед Отечеством.

Тема общешкольного проекта: «Расскажи мне о

войне…» представлена в виде краткого (тезисного) плана организации

совокупности мероприятий, объединенных единой темой. Проект, в случае

необходимости,

легко

поддается

коррекции.

Общешкольный

проект

посвящен 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной

войне. Эпиграфом к проекту взята восточная мудрость «Хочешь победить

врага – воспитай его детей».

Тема: «Расскажи мне о войне…»

Актуальность проекта.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация

в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по

защите традиционных ценностей (ст.12).

Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность

экстремистских

и

террористических

организаций,

отдельных

средств

массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных

Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда

транснациональных

корпораций

и

иностранных

некоммерческих

организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на

территории России (ст.13).

Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к

насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского

общества системы идей и ценностей (далее - деструктивная идеология),

включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности,

отрицание

идеалов

патриотизма,

служения

Отечеству,

естественного

продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности,

созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и

культуру, разрушение традиционной семьи… (ст.14).

Реализация позитивного сценария борьбы с деструктивной идеологией

предполагает усиление защищенности российского общества от угроз и

рисков для традиционных ценностей. Он ориентирован на формирование

высоконравственной

личности,

воспитанной

в

духе

уважения

к

традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями,

способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,

готовой к мирному созиданию и защите Отечества… (ст.21).

Одной из целей государственной политики является реализация

стратегического

национального

приоритета

"Защита

традиционных

российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической

памяти", которая предполагает решение (среди прочих) и таких задач, как:

сохранение

исторической

памяти,

противодействие

попыткам

фальсификации

истории,

сбережение

исторического

опыта

формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую

историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей

России;

реализация

государственной

информационной

политики,

направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом

сознании

и

противодействие

распространению

деструктивной

идеологии;

воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой

инструмент государственной политики в области образования и

культуры, необходимый для формирования гармонично развитой

личности;

поддержка

общественных

проектов

и

институтов

гражданского

общества в области патриотического воспитания и сохранения

историко-культурного наследия народов России.

Реализация общешкольного проекта «Расскажи мне о войне…» полностью

соответствует

требованиям

Стратегии

национальной

безопасности

Российской Федерации и направлена на достижение ее целей посредством

решения поставленных задач.

Содержание общешкольного проекта и сроки его реализации (по

этапам):

Этап, время

реализации

Тема внеклассных

мероприятий ОП

Ответственные

классы/параллель

Ответственные

участники

образовательного

процесса

Мотивационный,

октябрь 2024

«Они сражались за Родину»

Бессмертный

полк

МАОУ

СОШ № 44

Все участники

образовательного

процесса

Администрация

и

педагоги

ОО,

Совет

старшеклассников

I этап – ноябрь,

декабрь 2024

1. Трагическое начало

Великой Отечественной

войны. Подвиг советских

пограничников.

2. Московская битва.

5 – 6 классы.

Администрация,

педагоги –

организаторы,

классные

руководители,

родители

обучающихся

II этап –

январь 2025

1.Блокада Ленинграда.

2. Холокост.

7-8 классы.

Администрация,

педагоги

организаторы,

классные

руководители,

родители

обучающихся

III этап –

февраль 2025

1.Коренной перелом в войне.

Сталинградская

и

Курская

битвы.

2. Партизанское и подпольное

движение.

9 классы

Администрация,

педагоги

организаторы,

классные

руководители,

родители

обучающихся

IV этап –

март 2025

1.Урал

в

годы

войны.

Труженики тыла.

2. Подвиг разведчика (Н.

Кузнецов и др.)

10 класс

Администрация,

педагоги

организаторы,

классные

руководители,

родители

обучающихся

V этап –

апрель май 2025

1.Освобождение

стран

Восточной Европы.

2.

Падение

Берлина.

Капитуляции

Германии

и

Японии. Цена Победы.

11 класс

Администрация,

педагоги

организаторы,

классные

руководители,

родители

обучающихся

VI этап –

май 2025

Итоговое

мероприятие

«Расскажи мне о войне…»

Сборная

старшеклассников

Администрация,

педагоги-

организаторы,

Совет

старшеклассников

VII этап

рефлексии

Участие в параде Победы, в шествии Бессметного полка с фотографиями

своих родных героев

Стадии работы над проектом

Проект – это «пять П»

1.

Проблема

2.

Проектирование (планирование)

3.

Поиск информации

4.

Продукт

5.

Презентация

По содержательной сути общешкольный проект «Расскажи мне о

войне…» является совокупностью мини проектов, объединенных в одно

значимое мероприятие – глобальный проект.

Возможные

виды

и

формы

мероприятий,

проводимых

в

ходе

общешкольного проекта (мини продукты):

подготовка и транслирование по радио школы небольших рассказов о

значимых событиях, произошедших в данную (текущую) дату в

параллелях времен, о пионерах - героях СССР, военной музыки, песен

о войне, чтение военной поэзии и т.д.;

демонстрация

в

актовом

зале

школы

документальных

и

художественных фильмов о войне с последующим обсуждением

сюжета на классных часах;

организация конкурсов рисунков, поделок, эпистоляций, стенгазет,

листовок и т.д.;

подготовка тематических устных журналов;

тематические выступления агитбригад;

проведение

военно-спортивных

игр,

интеллектуально-спортивных

квестов;

организация литературно-музыкальных вечеров памяти;

представление исторических литературно-музыкальных композиций и

т.д.

Алгоритм работы на каждом этапе общешкольного проекта:

1.

Подготовка (проблематизация, целеполагание).

2.

Планирование (определение ресурсов и ближайших шагов).

3.

Реализация плана (исследование).

4.

Выводы (сравнение полученного результата со своим замыслом)

5.

Рефлексия (этап осмысления и свмооценки).

6.

Представление

результатов

исследования

и

создания

интеллектуального

проектного

продукта

(презентация,

выставка

рисунков, выпуск тематической литературной газеты и др.).

Главная

организационная

задача

общешкольного

проекта

-

задействовать максимальное количество участников образовательного процесса,

особенно обучающихся. Администрация школы и учителя выступают в роли

организаторов

и

координаторов.

Подбирают

материал,

помогают

его

обрабатывать и преобразовывать в мероприятие. Ведут рассказ о войне сами

дети. В этом ценность общешкольного проекта, который направлен на

формирование всех видов УУД обучающихся: предметных, метапредметных, но

в большей степени личностных.

Нормативное сопровождение:

1.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению

и укреплению традиционных российских духовно-нравственных

ценностей».

2.

Приказ по ОО по реализации общешкольного проекта «Расскажи мне о

войне…».

3.

Положение по реализации общешкольного проекта «Расскажи мне о

войне…» в 2024 – 2025 учебном году.



В раздел образования