Автор: Бахтегузина Нина Романовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 44
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль Общешкольных проектов в решении воспитательных задач подрастающего поколения
Раздел: среднее образование
Роль Общешкольных проектов в решении воспитательных задач
подрастающего поколения
Бахтегузина Нина Романовна, учитель истории и
обществознания МАОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга
В данной статье автор продолжает рассматривать общешкольный проект
как
один
из
главных
интеллектуально-творческих
ресурсов
для
формирования у обучающихся
патриотизма, гражданственности, чувства
долга перед Отечеством.
Тема общешкольного проекта: «Расскажи мне о
войне…» представлена в виде краткого (тезисного) плана организации
совокупности мероприятий, объединенных единой темой. Проект, в случае
необходимости,
легко
поддается
коррекции.
Общешкольный
проект
посвящен 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной
войне. Эпиграфом к проекту взята восточная мудрость «Хочешь победить
врага – воспитай его детей».
Тема: «Расскажи мне о войне…»
Актуальность проекта.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация
в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по
защите традиционных ценностей (ст.12).
Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность
экстремистских
и
террористических
организаций,
отдельных
средств
массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных
Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда
транснациональных
корпораций
и
иностранных
некоммерческих
организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на
территории России (ст.13).
Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к
насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского
общества системы идей и ценностей (далее - деструктивная идеология),
включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности,
отрицание
идеалов
патриотизма,
служения
Отечеству,
естественного
продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности,
созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и
культуру, разрушение традиционной семьи… (ст.14).
Реализация позитивного сценария борьбы с деструктивной идеологией
предполагает усиление защищенности российского общества от угроз и
рисков для традиционных ценностей. Он ориентирован на формирование
высоконравственной
личности,
воспитанной
в
духе
уважения
к
традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Отечества… (ст.21).
Одной из целей государственной политики является реализация
стратегического
национального
приоритета
"Защита
традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической
памяти", которая предполагает решение (среди прочих) и таких задач, как:
сохранение
исторической
памяти,
противодействие
попыткам
фальсификации
истории,
сбережение
исторического
опыта
формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую
историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей
России;
реализация
государственной
информационной
политики,
направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом
сознании
и
противодействие
распространению
деструктивной
идеологии;
воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой
инструмент государственной политики в области образования и
культуры, необходимый для формирования гармонично развитой
личности;
поддержка
общественных
проектов
и
институтов
гражданского
общества в области патриотического воспитания и сохранения
историко-культурного наследия народов России.
Реализация общешкольного проекта «Расскажи мне о войне…» полностью
соответствует
требованиям
Стратегии
национальной
безопасности
Российской Федерации и направлена на достижение ее целей посредством
решения поставленных задач.
Содержание общешкольного проекта и сроки его реализации (по
этапам):
Этап, время
реализации
Тема внеклассных
мероприятий ОП
Ответственные
классы/параллель
Ответственные
участники
образовательного
процесса
Мотивационный,
октябрь 2024
«Они сражались за Родину»
Бессмертный
полк
МАОУ
СОШ № 44
Все участники
образовательного
процесса
Администрация
и
педагоги
ОО,
Совет
старшеклассников
I этап – ноябрь,
декабрь 2024
1. Трагическое начало
Великой Отечественной
войны. Подвиг советских
пограничников.
2. Московская битва.
5 – 6 классы.
Администрация,
педагоги –
организаторы,
классные
руководители,
родители
обучающихся
II этап –
январь 2025
1.Блокада Ленинграда.
2. Холокост.
7-8 классы.
Администрация,
педагоги
–
организаторы,
классные
руководители,
родители
обучающихся
III этап –
февраль 2025
1.Коренной перелом в войне.
Сталинградская
и
Курская
битвы.
2. Партизанское и подпольное
движение.
9 классы
Администрация,
педагоги
–
организаторы,
классные
руководители,
родители
обучающихся
IV этап –
март 2025
1.Урал
в
годы
войны.
Труженики тыла.
2. Подвиг разведчика (Н.
Кузнецов и др.)
10 класс
Администрация,
педагоги
–
организаторы,
классные
руководители,
родители
обучающихся
V этап –
апрель май 2025
1.Освобождение
стран
Восточной Европы.
2.
Падение
Берлина.
Капитуляции
Германии
и
Японии. Цена Победы.
11 класс
Администрация,
педагоги
–
организаторы,
классные
руководители,
родители
обучающихся
VI этап –
май 2025
Итоговое
мероприятие
«Расскажи мне о войне…»
Сборная
старшеклассников
Администрация,
педагоги-
организаторы,
Совет
старшеклассников
VII этап
рефлексии
Участие в параде Победы, в шествии Бессметного полка с фотографиями
своих родных героев
Стадии работы над проектом
Проект – это «пять П»
1.
Проблема
2.
Проектирование (планирование)
3.
Поиск информации
4.
Продукт
5.
Презентация
По содержательной сути общешкольный проект «Расскажи мне о
войне…» является совокупностью мини проектов, объединенных в одно
значимое мероприятие – глобальный проект.
Возможные
виды
и
формы
мероприятий,
проводимых
в
ходе
общешкольного проекта (мини продукты):
подготовка и транслирование по радио школы небольших рассказов о
значимых событиях, произошедших в данную (текущую) дату в
параллелях времен, о пионерах - героях СССР, военной музыки, песен
о войне, чтение военной поэзии и т.д.;
демонстрация
в
актовом
зале
школы
документальных
и
художественных фильмов о войне с последующим обсуждением
сюжета на классных часах;
организация конкурсов рисунков, поделок, эпистоляций, стенгазет,
листовок и т.д.;
подготовка тематических устных журналов;
тематические выступления агитбригад;
проведение
военно-спортивных
игр,
интеллектуально-спортивных
квестов;
организация литературно-музыкальных вечеров памяти;
представление исторических литературно-музыкальных композиций и
т.д.
Алгоритм работы на каждом этапе общешкольного проекта:
1.
Подготовка (проблематизация, целеполагание).
2.
Планирование (определение ресурсов и ближайших шагов).
3.
Реализация плана (исследование).
4.
Выводы (сравнение полученного результата со своим замыслом)
5.
Рефлексия (этап осмысления и свмооценки).
6.
Представление
результатов
исследования
и
создания
интеллектуального
проектного
продукта
(презентация,
выставка
рисунков, выпуск тематической литературной газеты и др.).
Главная
организационная
задача
общешкольного
проекта
-
задействовать максимальное количество участников образовательного процесса,
особенно обучающихся. Администрация школы и учителя выступают в роли
организаторов
и
координаторов.
Подбирают
материал,
помогают
его
обрабатывать и преобразовывать в мероприятие. Ведут рассказ о войне сами
дети. В этом ценность общешкольного проекта, который направлен на
формирование всех видов УУД обучающихся: предметных, метапредметных, но
в большей степени личностных.
Нормативное сопровождение:
1.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2.
Приказ по ОО по реализации общешкольного проекта «Расскажи мне о
войне…».
3.
Положение по реализации общешкольного проекта «Расскажи мне о
войне…» в 2024 – 2025 учебном году.