Напоминание

Мастер класс для родителей по финансовой грамотности


Автор: Венско Татьяна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "центр развития ребёнка детский сад 33"
Населённый пункт: Приморский край г. Находка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер класс для родителей по финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Предметно-развивающая среда как средство интеллектуального

развития детей с ОВЗ»

Подготовила педагог-психолог Гнебедюк И.А.

МБДОУ «Детский сад №34»

город Курган

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала

бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»

Елизавета Ивановна Тихеева

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт

эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками

в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности

получения такого опыта расширяются при условии создания в ДОУ

предметно-развивающей среды. Организация предметно-пространственной

среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы

дать

возможность

наиболее

эффективно

развивать

индивидуальность

каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Хорошо

продуманная

и

организованная

развивающая

предметно-

пространственная

среда

стимулирует

развитие

социальных

и

коммуникативных

компетентностей,

креативности,

любознательности,

исследовательского

интереса,

ответственности,

интеллектуальной

и

познавательной сферы, т.е. всех тех характеристик ребенка, которые должна

сформироваться на этапе завершения дошкольного образования

Термин «среда» появляется в педагогике в 1920г: в работах Шацкого С.Т., в

трудах Макаренко. Научные основы организации РС обозначены в трудах

Выготского, Запорожца. Гогоберидзе (1990) считал, что условия, в которых

происходит

развитие

человека,

называют

средой,

а

среда

развития

дошкольника - семья и детский сад. Составной частью развивающей среды

является

предметно

-

развивающая

среда.

Определенным

образом

упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется

развивающее обучение и развитие ребенка. Можно назвать развивающая

предметно - пространственная среда.

Предметно-развивающая

среда

это

совокупность

условий,

оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка

в детском саду, состояние его физического и психического здоровья,

успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех

участников образовательных отношений в дошкольном учреждении или

РППС

часть

образовательной

среды,

представленная

специально

организованным

пространством

(помещениями,

участком

и

т.д.),

материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного

возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с

учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья. ПРС

состоит

из

нескольких

компонентов,

содержательный

компонент

определяется целью и задачами каждого вида деятельности дошкольников

(центры

активности):СРИ,

Игры-экспериментирования,

игры-

конструирование, музыкальный центр и др

Требования

к

созданию

предметно-развивающей

среды

в

ДО:

1.Развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства

Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или

находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации

Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для

развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями

каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета

особенностей

и

коррекции

недостатков

их

развития.

2.РППС

должна

обеспечивать

возможность

общения

и

совместной

деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,

двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных

программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые

для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в

которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных

особенностей

детей.

4. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной.

Требования

ФГОС

ДО

к

организации

развивающей

предметно-

пространственной игровой среде в ДОУ (детском саду) изложены в п.3.3

приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г:

Вариативность среды предполагает:

наличие различных пространств;

периодическую сменяемость игрового материала;

разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора

детьми;

появление новых предметов.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где

осуществляется образовательная деятельность;

свободный

доступ

детей,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности.

Предметно – развивающая среда в ДОУ должна:

иметь привлекательный вид;

снимать утомляемость;

положительно влиять на эмоциональное состояние;

помогать индивидуально познавать окружающий мир;

давать возможность заниматься самостоятельной деятельностью .

Функции предметно-развивающей среды

информационная;

стимулирующая;

развивающая.

Принципы РППС:

принцип постоянного изменения окружения;

принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

принцип разнообразия пространства;

гендерный принцип;

эстетический принцип;

принцип комплексирования и гибкого зонирования;

принцип активности, самостоятельности, творчества;

принцип стабильности – динамичности; принцип сочетания привычных и

неординарных элементов.

Создавая

предметно-развивающую

среду

необходимо

помнить:

1.

Среда

должна

выполнять

образовательную,

развивающую,

воспитывающую,

стимулирующую,

организованную,

коммуникативную

функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда

должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст

детей.

4.

Элементы

декора

должны

быть

легко

сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской

экспериментальной

деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо

учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,

коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными

тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо

учитывать

ведущую

роль

игровой

деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных

особенностей

детей,

периода

обучения,

образовательной

программы.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ осуществляется согласно АОП ДО для

детей с ЗПР, АОП ДО для детей с ТНР.

Развивающая предметно-пространственная среда групп компенсирующей

направленности должна способствовать реализации цели, задач и содержания

программ. Создание специальной РППС позволяет воспитаннику с ОВЗ

полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской

деятельности с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,

реализации задач АОП ДО.

Для успеха образовательной деятельности немаловажное значение

имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции

отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание РППС (перечень оборудования), используемый в практике

работы с детьми с ОВЗ.

Коррекция

и

развитие

психомоторных

функций:

- дары Фребеля;

- настенные тактильные доски.

Комплексы

на

развитие

вестибулярно-моторной

активности:

- сухой бассейн;

- использование балансиров;

- работа на световом столе.

Развитие познавательной деятельности:

- дары Фребеля;

-развивающие игры с Монтессори – материалом;

- компьютерно-техническое оснащение;

-интерактивная песочница.

Формирование высших психических функций:

- мини - бизиборды, лабиринты;

- авторские дидактические игры и упражнения.

Коррекция эмоциональной сферы:

- фибероптический модуль «Тучка»;

- сенсорная комната;

- яйцо Совы, уголок уединения.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь,

который обеспечить достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения

этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся

инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные

решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в

течение всей жизни.

Все эти навыки формируются с детства, учитывая индивидуальность

каждого ребенка, его возможности и ресурсы.



В раздел образования