Автор: Венско Татьяна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "центр развития ребёнка детский сад 33"
Населённый пункт: Приморский край г. Находка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер класс для родителей по финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование
«Предметно-развивающая среда как средство интеллектуального
развития детей с ОВЗ»
Подготовила педагог-психолог Гнебедюк И.А.
МБДОУ «Детский сад №34»
город Курган
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала
бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Елизавета Ивановна Тихеева
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт
эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками
в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности
получения такого опыта расширяются при условии создания в ДОУ
предметно-развивающей среды. Организация предметно-пространственной
среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Хорошо
продуманная
и
организованная
развивающая
предметно-
пространственная
среда
стимулирует
развитие
социальных
и
коммуникативных
компетентностей,
креативности,
любознательности,
исследовательского
интереса,
ответственности,
интеллектуальной
и
познавательной сферы, т.е. всех тех характеристик ребенка, которые должна
сформироваться на этапе завершения дошкольного образования
Термин «среда» появляется в педагогике в 1920г: в работах Шацкого С.Т., в
трудах Макаренко. Научные основы организации РС обозначены в трудах
Выготского, Запорожца. Гогоберидзе (1990) считал, что условия, в которых
происходит
развитие
человека,
называют
средой,
а
среда
развития
дошкольника - семья и детский сад. Составной частью развивающей среды
является
предметно
-
развивающая
среда.
Определенным
образом
упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется
развивающее обучение и развитие ребенка. Можно назвать развивающая
предметно - пространственная среда.
Предметно-развивающая
среда
–
это
совокупность
условий,
оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка
в детском саду, состояние его физического и психического здоровья,
успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех
участников образовательных отношений в дошкольном учреждении или
РППС
–
часть
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями,
участком
и
т.д.),
материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с
учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья. ПРС
состоит
из
нескольких
компонентов,
содержательный
компонент
определяется целью и задачами каждого вида деятельности дошкольников
(центры
активности):СРИ,
Игры-экспериментирования,
игры-
конструирование, музыкальный центр и др
Требования
к
созданию
предметно-развивающей
среды
в
ДО:
1.Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей
и
коррекции
недостатков
их
развития.
2.РППС
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных
программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые
для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных
особенностей
детей.
4. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
Требования
ФГОС
ДО
к
организации
развивающей
предметно-
пространственной игровой среде в ДОУ (детском саду) изложены в п.3.3
приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г:
Вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств;
периодическую сменяемость игрового материала;
разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми;
появление новых предметов.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный
доступ
детей,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности.
Предметно – развивающая среда в ДОУ должна:
иметь привлекательный вид;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность заниматься самостоятельной деятельностью .
Функции предметно-развивающей среды
информационная;
стимулирующая;
развивающая.
Принципы РППС:
принцип постоянного изменения окружения;
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип разнообразия пространства;
гендерный принцип;
эстетический принцип;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности – динамичности; принцип сочетания привычных и
неординарных элементов.
Создавая
предметно-развивающую
среду
необходимо
помнить:
1.
Среда
должна
выполнять
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организованную,
коммуникативную
функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст
детей.
4.
Элементы
декора
должны
быть
легко
сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо
учитывать
ведущую
роль
игровой
деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных
особенностей
детей,
периода
обучения,
образовательной
программы.
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ осуществляется согласно АОП ДО для
детей с ЗПР, АОП ДО для детей с ТНР.
Развивающая предметно-пространственная среда групп компенсирующей
направленности должна способствовать реализации цели, задач и содержания
программ. Создание специальной РППС позволяет воспитаннику с ОВЗ
полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской
деятельности с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,
реализации задач АОП ДО.
Для успеха образовательной деятельности немаловажное значение
имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции
отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание РППС (перечень оборудования), используемый в практике
работы с детьми с ОВЗ.
Коррекция
и
развитие
психомоторных
функций:
- дары Фребеля;
- настенные тактильные доски.
Комплексы
на
развитие
вестибулярно-моторной
активности:
- сухой бассейн;
- использование балансиров;
- работа на световом столе.
Развитие познавательной деятельности:
- дары Фребеля;
-развивающие игры с Монтессори – материалом;
- компьютерно-техническое оснащение;
-интерактивная песочница.
Формирование высших психических функций:
- мини - бизиборды, лабиринты;
- авторские дидактические игры и упражнения.
Коррекция эмоциональной сферы:
- фибероптический модуль «Тучка»;
- сенсорная комната;
- яйцо Совы, уголок уединения.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь,
который обеспечить достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения
этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни.
Все эти навыки формируются с детства, учитывая индивидуальность
каждого ребенка, его возможности и ресурсы.