Напоминание

"Учитель и проблемы дисциплины"


Автор: Лариса Григорьевна Дорохина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ" Чапаевская СОШ"
Населённый пункт: г Абакан , Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Учитель и проблемы дисциплины"
Раздел: среднее образование





Назад




Дорохина Л.Г.

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чапаевская общеобразовательная школа»

(Россия, Республика Хакасия)

Dorokhina Larisa Grigoryevna

Primary school teacher

The highest qualification category

Teacher and discipline problems

Учитель и проблемы дисциплины

Все педагоги, и молодые, и опытные, обязательно сталкиваются в своей

работе с проблемами дисциплины. Все мы задаем себе вопросы: как

прекратить неподходящее поведение, как уберечь хороших учеников от

влияния дурных и убедить их вести себя в соответствии с правилами.

Чтобы ответить на возникающие вопросы важно разобраться какие

условия влияют на выбор ребёнка при предпочтении позитивного или

негативного поведения. Я бы выделила три основных условия:

- особенности отношения между ним и учителем;

-

атмосфера

класса,

ориентированная

на

успех

или

наоборот,

деструктивная;

- место ученика в структуре класса.

Существует базовая потребность ученика занять свое место в общности.

Ученики пытаются добиться этого любыми способами. Если им этого не

удается, то они используют то, что мы называем плохим поведением.

Тогда возникает следующий вопрос - как прекратить это «неподходящее»

поведение?

И тут уместно вспомнить, по моему мнению, известные

каждому, кто готовиться стать учителем, законы, которым подчинено

поведение учеников кем бы они не были.

1 закон:

Ученики выбирают определенное поведение в определенных

обстоятельствах.

Учителям не дано возвращаться в прошлое своих учеников так же, как

изменить их жизнь вне школы, а источниками каких - то действий

учащихся

могут быть порядки, заведенные в семье или в компании

сверстников или просто какие – то детские впечатления. Но когда мы

говорим, что конкретное поведение – это один из выборов человека, мы тем

самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на учеников. Право выбора

должно быть признано каждым учителем за каждым из учеников. Нельзя без

ущерба для личности ребенка лишать его этого права, ставя в безвыходную

ситуацию. Надо найти способы взаимодействовать с учениками, чтобы они

захотели

выбирать

адекватное

поведение

взамен

несоответствующего

правилам.

2 закон:

Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя

принадлежащим к жизни коллектива.

Или, другими словами, чувствовать свою важность и значимость – эта

потребность естественна для любого человека. И когда им не удается

ощущать свою интеллектуальную, коммуникативную состоятельность или

состоятельность

в

коллективной

деятельности,

то

ученики

пытаются

достигнуть этих целей всеми доступными способами. Если им неизвестны

или недоступны способы приемлемые, то они используют то, что мы

называем плохим поведением.

3 закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно,

но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4 целей:

привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Далее уместно рассмотреть разные подходы к тому, как реагируют

учителя на «неподходящее» поведение своих воспитанников.

Некоторые учителя выбирают стратегию невмешательства, когда учитель, в

лучшем случае, разъясняет ученику, что случилось, рассчитывая, что он сам

постепенно научиться управлять своим поведением.

Другие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют и

направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если не

замолчишь, я …» (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее

знание «слабых мест» ученика)

Самая правильная, на мой взгляд, это стратегия взаимодействия. Учителя

берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего

ребенка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они

включают самих ребят в процесс установления правил.

Их программа

дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью

стратегии поддержки.

Начать работу следует с описания плохого поведения без его оценки.

Когда мы обсуждаем с учеником его поведение, необходимо придерживаться

объективного стиля, объясняя почему его поступок так огорчают вас.

Необходимо избегать таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-

хамски». Субъективные оценочные слова только вызывают раздражение

ученика, заводят нас самих и в итоге уводят от решения проблемы. Ведя

разговор, говорите только о том, что случилось здесь в данный момент.

Обращение к прошлому или будущему ученика наводит его на мысль, что

его поступок – что – то неизбежное, неисправимое. Какой - то тупик. Девиз

«здесь и сейчас» должен стать точкой опоры.

В ситуации конфронтации необходимо придерживаться правил:

- Научиться акцентировать внимание на поступках, а не на личности

ученика (не ты плохой, а поступок).

Начать работу следует с описания плохого поведения без его оценки. Когда

мы обсуждаем с учеником его поведение, придерживайтесь объективного

стиля, объясняя почему его поступки так огорчают вас. Избегайте таких слов,

как «плохо», «глупо», «по-хамски». Субъективные оценочные слова только

вызывают раздражение ученика, заводят нас самих и в итоге уводят от

решения проблемы.

- Научиться управлять

своими негативными эмоциями, тем самым не

усиливать напряжение ситуации.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,

оставляем

последнее

слово

за

собой,

используем

уничижительные,

оскорбительные, унижающие выражения или сарказм, втягиваем в конфликт

других людей, непричастных к нему, сравниваем одного ученика с другим.

Продуктивнее будет провести обсуждение, когда каждый успокоится и

учитель будет в состоянии описать нарушение поведения объективно,

причем, именно того, что произошло, а не того, кто виноват.

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не настаивайте на немедленном и

полном подчинении, то есть на том, чтобы ученик не только делал то, что вы

хотите, но и вашим способом. Примените в момент конфронтации одну из

миротворческих, разряжающих атмосферу акций, а воспитание отложите на

то время, когда вы будете абсолютно спокойны.



В раздел образования