Автор: Светлана Александровна Сафронова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом творчества
Населённый пункт: село Шира
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности в объединении "Волшебные нити"
Раздел: дополнительное образование
Организация проектной деятельности
в Объединении «Волшебные нити».
Преимущества проектной деятельности в дополнительном образовании – нет
жесткого
регламентирования
предмета,
приветствуется
инициативность,
фантазия,
творчество, креативность, есть возможность обучающимся проживать различные роли и
самим преобразовывать окружающую действительность.
Я работаю по нескольким программам. Одна из программ называется «Академия
проектов».
Из
названия
программы
понятно,
что
мы
занимаемся
проектной
деятельностью.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по
словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда
обучащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный
процесс,
самостоятельно
формулирует
учебную
проблему,
осуществляет
сбор
необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает
выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и
приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на
различных этапах обучения в работе с обучающимися и при работе с материалом
различной сложности.
В начале учебного года, в процессе работы, мы совместно с обучающимися
проектируем индивидуальные образовательные маршруты. Разработка индивидуального
образовательного маршрута осуществляется поэтапно. От выбора темы до презентации
проекта.
На начальном этапе, я предлагаю детям различные темы. Например: «В гостях у
сказки» или «Мой любимый уголок». Это общие темы. Но на основе этих тем
обучающиеся должны найти проблему и сформулировать свою тему проекта.
Семья
наиболее заинтересована в развитии способностей ребенка. Из нее идет запрос на
организацию деятельности учащегося. Полезной становится работа по привлечению
родителей к ведению портфолио. Выбираю формы занятий, методы и приемы, технологии
которые могут быть наиболее продуктивными для выполнения проекта.
Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения, игровые, технологию
сотрудничества, технологию проблемного обучения, технологию группового обучения,
ИКТ, методы активного обучения, коммуникативные игры.
Стараюсь разнообразить методы, используемые на занятиях:
- мозговая атака;
- поисковый,
- метод ассоциации,
- проблемный и другие.
Метод «Мозговая атака» применяю при выборе техник выполнения деталей проекта,
проблемный – при выборе темы проектной работы.
На занятиях практикую работу творческих мастерских, работу по индивидуальным
планам, работу в группах, организую выставки внутри группы
- организую взаимопроверку, а также обсуждение выполненных работ;
- игровые ситуации (активизируя детей, поддерживая интерес, развиваю речь, обращаю
внимание на доброжелательное отношение друг к другу, на умение выслушивать
товарища до конца и адекватно воспринимать его точку зрения);
Кроме этого стараюсь создавать и поддерживать творческую атмосферу (подобран
материал для творческих заданий, которые мы используем на каждом занятии).
Ежегодно организую участие детей в конкурсах и выставках различного уровня.
Муниципальный уровень – выставки «Мир твоих увлечений» . Так в 2023-24 учебном
году призовые места были у 15 обучающихся.
В 2024 году 4 призовых места за участие в конкурсах Томского областного института
повышения квалификации работников образования, в 2023 году: Скрябина Анастасия со
своей проектной работой «Жилет», участвовала в международном конкурсе декоративно –
прикладного творчества и заняла 1 место. Клочкова Полина заняла 2 место в
международном конкурсе «Декоративно – прикладного творчества».
В учреждении проводится конкурс «Лучший проект и исследование года», в
котором оценивание работ осуществляется профессионалами. В этом конкурсе мы
принимаем участие и занимаем призовые места. Так в 2022 году Спруга Светлана заняла 1
место со своей проектной работой «Новогодний снеговик».
Дети в дополнительном образовании посещают не один, а несколько кружков. Поэтому
некоторые проекты мы делаем совместно с другими объединениями.
Например: проект «Русский сад» изготовлен совместно с изостудией «Радуга».
А проект парк «Сказка детства моего» совместно с двумя объединениями: изостудией
«Радуга» и объединением «Мастера – умельцы».
В заключение хочу сказать что в проектной деятельности обучающиеся:
- овладевают навыками работы с источником информации, технологиями, овладевают
навыками самоорганизации;
- учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;
- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.
В ходе работы над проектом у обучающихся развиваются навыки работы в группе,
формируется культура публичного выступления и т.д.
Проектное обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения
(как в основной школе на всех уровнях, так и в рамках дополнительного образования).