Автор: Шумкова Наталья Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 Населённый пункт: Республика Татарстан, Казань Наименование материала: Методическая разработка классного часа Тема: Этих дней не смолкнет слава. Раздел: начальное образование
Никому! Ни за что! Никогда!
(на доске)
(Звучит песня "Прадедушка")
- Я хочу, ребята, чтобы сегодняшний классный час мы начали с вами с замечательной
песни "Прадедушка".
-Начали мы сегодняшний разговор с этой песни не случайно.
-
О чем она? О каких событиях мы вспоминаем в этой песне?
( Правильно. Мы вспоминаем о Великой Отечественной войне. Мы вспоминаем о ее
участниках- ваших прадедушках и прабабушках.)
-В преддверии какой даты мы ведем с вами этот разговор?
(Да. Скоро весь наш народ будет праздновать День Победы.)
-Какая годовщина Победы будет праздноваться?(70 лет со дня победы, со дня великой
победы.)
-Над кем была одержана эта победа?(Над фашистской Германией).
-Ребята, а у кого в семьях есть участники войны, труженики тыла? (Вижу, что есть.) Кто
может рассказать о своем прадедушке?
-Эта война коснулась каждой советской семьи. Вглядитесь в лица ваших прадедушек и
прабабушек, в лица тех кто вынес все тяготы этой страшной войны на своих плечах.
(Презентация. Музыка из к/ф "Офицеры")
-В каком году Великая Отечественная война?(1941 год)
- Кто может назвать дату начала войны? (22 июня)
(Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро», голос Левитана.)
- Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная,
самая кровавая из всех Великих войн. Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем
вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах,
угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
-Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и
потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная
война.
-На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу.
-Что так преданно они защищали? (Дом, семью, детей, город, Родину)
(Кадры на экране о Родине.)
Родина – улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Луг, чтоб бежать по траве босиком,
Речка со светлым зеленым леском.
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом…
Родина…
- Что значит для вас Родина? (Ответы детей)
Наша Родина – Россия.
Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить
маму? Разве можно бросить ее в беде?
Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат
детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины.
Все это, наверное, и создало русский характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь
всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро,
Красоту, Правду.
Поэтому и встали как один на защиту своей земли.
( Презентация. Начало войны. Священная война.)
Сколько лет прошло со Дня Победы!
Сколько мирных и счастливых лет!
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам «Нет!»
- Какие чувства вы сейчас испытали? К чему обратила вас память? (Ответы детей.)
-Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной Войне. Это значит каждый 8-
ой житель нашей страны погиб смертью храбрых. Если бы каждому погибшему в этой войне
посвятить минуту Молчания, то население всей земли замолчало бы на 30 лет .
- Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на
Земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать!
(Метроном. Минута молчания)
Земной поклон, солдат, от жизни,
От всех, кого ты заслонил.
Ты спас свободу, честь Отчизны,
В потомках память заслужил!
-Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами
за хлебом… Мы не знали, что такое похоронки. Но когда мы расспрашиваем взрослых о
войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен.
Фашисты разрушили и сожгли 70 тысяч городов, сел и деревень, 84 тысяч школ,
32 тысячи
взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. 27 миллионов жизней унесла эта война.
Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, - это
подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
- Давайте подумаем, какие они, защитники нашей Родины?
(Ответы детей: храбрыми, мужественными, выносливыми.
)
- Да. И вместе с тем, это были совсем обычные люди, ничем внешне не похожие на богатырей.
Все богатырское они носили в себе, в глубине сердца: горячий патриотизм, несгибаемое
мужество, непреклонную стойкость.
-К сожалению совсем мало остается тех, кто прошел всю войну, вынес на своих богатырских
плечах все ее тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет.
- У детей война отняла детство. Тысячи мальчишек и девчонок трудились в тылу врага
наравне с взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
- Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, а землянка – их кров,
А мечта - до Победы дожить .
Что они помнят о войне?
Прочитаем воспоминания детей.
«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год
войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки
и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в
госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили
зажигательные бомбы».
«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления,
света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была
светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня
– ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть.
Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и
чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»
«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»… До какого-
то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли
осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и
конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом мы
становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и
смеяться, даже плакать».
«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года.
Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя
солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и
меня зачислили воспитанником, сыном полка».
«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало
тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные
растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями
погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против
фашистских захватчиков».
-Что вас поразило в этих воспоминаниях? Что мы сейчас услышали? Жалобы, хныканье
маленьких детей? Нет дети войны, рано повзрослевшие, стойко, наравне со взрослыми,
переносили все тяготы войны. И они, как и взрослые, старались внести свой посильный вклад
в победу над врагом.
-В то время ваши прадедушки были молоды, юны, и также как весь народ нашей страны
приближали День Победы.
(Фонограмма "День Победы")
Ответьте мне, пожалуйста
- Когда закончилась Великая Отечественная война?
- Как долго длилась война? ( 4 года, 1418 дней и ночей)
- Почему войну 1941-1945 гг. называют Отечественной?
(На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ, в борьбе против захватчиков
участвовали не только регулярная армия, флот, партизанские отряды, но и все
трудоспособное население, даже старики и дети. «Все для фронта! Все для Победы!» -
таков был девиз тружеников тыла. Огромная тяжесть легла на плечи женщин.)
- А что мы можем сделать сегодня для тех, кто защищал нашу Родину? ( Ответы детей)
- Самая главная наша задача - помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим детям,
внукам, бережно хранить ее!
( Дети читают стихи )
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем
Вновь придет война.
Нам нужен мир – тебе и мне
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!
(Клип"Мир, который нужен мне".)
Итог:
- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас?
-Почему?
- Хотелось бы вам узнать о своих близких, защищавших нашу страну от фашистских
захватчиков?
- Я думаю, что этот разговор мы обязательно продолжим.