Напоминание

СПП с придаточным определительным


Автор: Тагирова Райля Римовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Ишимбая
Наименование материала: конспект занятия
Тема: СПП с придаточным определительным
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Выполнил учитель

русского языка

Дагирова Б.М.

1

План-конспект урока

Ход урока

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные

предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений,

закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над

постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за

употреблением этих предложений в

речи, будем учиться уместному

употреблению сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова:

Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…

И. Николаев

II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные

предложения».

Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже

известно о СПП. Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах,

умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело. Для

этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в

графическом виде. Расскажите о классификации сложных предложений.

(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению

систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее

и правильнее сделает? (Каждая группа получает карточку с заданием –

Приложение 1.)

2

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам.

Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения

...это такие сложные предложения, в которых

одна часть по смыслу подчинена другой и

связана с ним подчинительным союзом или

союзным словом.

2. Сложные предложения

...это такие сложные предложения, которые

обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные

предложения –

...это предложения, в которых имеется только

одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные

предложения –

...это предложения, состоящие из двух или

нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные

предложения –

...это сложные предложения, в которых

простые предложения равноправны по смыслу

и связываются сочинительной связью.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы,

помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания

различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так

называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать

неправильно усвоенное).

Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях

сделайте запись: виды сложных предложений.

Простые Бессоюзные ССП СПП

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а

школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5.

1.

Переходить дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий.

2.

Мать поняла, что ребёнок заболел.

3

3.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

4.

Я всегда просыпался часа два до зари и любил встречать без свечки

рассвет.

5.

Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими

сотрудниками.

I.

Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

Вспомните второстепенные члены предложения?

На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные

с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными

определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с

дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по

подгруппы.

II.

Изучение, осмысление и усвоение нового материала.

1.

Работа с таблицей

1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО

ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

…СУЩ.

, (КОТОРАЯ…)

2. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

…СУЩ.

, (ГДЕ…)

3. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ

ВНУТРИ САДА.

…СУЩ.

, (КУДА…)

КАКОЙ?

4.

МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ

ПАРКА.

КАКУЮ?

…СУЩ.

, (ЧТО…)

1.Анализ предложений по вопросам:

Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего

вы можете отметить в строении этих предложений?

Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.

Списать два любых предложения со схемами.

4

Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом

или союзным словом?

2.

Работа с учебником.

Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 69-70), самостоятельно

заполнить таблицу в соответствии с планом.

ПЛАН

ОТВЕТЫ

1.

Вид придаточного.

2.

На какой вопрос отвечает?

3.

К чему прикрепляется в

главном?

4.

Средства связи.

5.

Есть ли указательные слова?

6.

Позиция по отношению к

главному?

7.

Схема или пример

предложения.

1. Определительное.

2. Какой?

3. К существительному.

4. Союзные слова (который, что, где,

куда и др.)

5. Да (тот, такой и др.)

6. Фиксированная (всегда после

определяемого слова)

какой?

7.

…+/- ук. слово+сущ.

, (союзное

слово который, куда, , где, что…).

3. Учитель обращает внимание на запись, сделанную на доске. Нужно

сравнить эти предложения.

А предложения на доске – грамматические синонимы, которые

различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

5

Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и

придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.

? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или

сферой употребления)

? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться

предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)

? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными

определительными? (как в книжной, так и в разговорной речи)

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные

предложения с союзным словом который, избегал их.

Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.

3.

Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного» и примера (по

слайдам)

4.

Указательные слова в СПП с придаточным определительным.

5.

Выводы (по слайдам)

III.

Первичное закрепление.

Учитель:

1.

В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить

причастным оборотом?

1-3 предложения на слайде

4)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся

перелётные птицы!

2. Редактирование:

6

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется

«Весна».

2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась

эвакуироваться из Москвы.

(Проверь себя:

1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на

стене.

2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться

из Москвы, раненым.)

IV.

Знакомство с местоимённо-определительными придаточными

(слайды)

V. Рефлексия

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование

информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

Форма деятельности: Индивидуальная работа

Стимул:

Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался

вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными

определительными. О чём бы вы рассказали?

Задание: Составьте план рассказа.

Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами.

Домашнее задание.

1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану

2. Задание по выбору:

1. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с

придаточными определительными.

2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным

определительным. (приложение 2)

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает

всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после

полного развёртывания листвы деревьев.

3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н.

Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом

Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов,

употребленных в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)

Урок окончен. До свидания.

7

8

Приложение 1.

1. Простые предложения

...это такие сложные предложения, в которых

одна часть по смыслу подчинена другой и

связана с ним подчинительным союзом или

союзным словом.

2. Сложные предложения

...это такие сложные предложения, которые

обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные

предложения –

...это предложения, в которых имеется только

одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные

предложения –

...это предложения, состоящие из двух или

нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные

предложения –

...это сложные предложения, в которых

простые предложения равноправны по смыслу

и связываются сочинительной связью.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным

определительным.

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего

несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного

развёртывания листвы деревьев.

3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив

простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных

в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным

определительным.

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего

несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного

развёртывания листвы деревьев.

3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив

простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных

в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным

определительным.

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего

несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного

развёртывания листвы деревьев.

3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив

простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных

в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным

определительным.

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего

несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного

развёртывания листвы деревьев.

3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив

простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных

в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным

определительным.

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего

несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного

развёртывания листвы деревьев.

10

3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив

простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных

в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

11



В раздел образования