Автор: Тагирова Райля Римовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Ишимбая
Наименование материала: конспект занятия
Тема: СПП с придаточным определительным
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Выполнил учитель
русского языка
Дагирова Б.М.
1
План-конспект урока
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные
предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений,
закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над
постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за
употреблением этих предложений в
речи, будем учиться уместному
употреблению сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.
Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.
А девизом нашего урока будут служить следующие слова:
Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…
И. Николаев
II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные
предложения».
Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже
известно о СПП. Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах,
умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело. Для
этого вам предлагаются следующие задания.
Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)
Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в
графическом виде. Расскажите о классификации сложных предложений.
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению
систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)
Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее
и правильнее сделает? (Каждая группа получает карточку с заданием –
Приложение 1.)
2
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам.
Соедините их между собой стрелками.
1. Простые предложения
–
...это такие сложные предложения, в которых
одна часть по смыслу подчинена другой и
связана с ним подчинительным союзом или
союзным словом.
2. Сложные предложения
–
...это такие сложные предложения, которые
обходятся без союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные
предложения –
...это предложения, в которых имеется только
одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные
предложения –
...это предложения, состоящие из двух или
нескольких простых предложений.
5. Бессоюзные
предложения –
...это сложные предложения, в которых
простые предложения равноправны по смыслу
и связываются сочинительной связью.
(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы,
помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания
различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так
называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать
неправильно усвоенное).
Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях
сделайте запись: виды сложных предложений.
Простые Бессоюзные ССП СПП
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а
школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5.
1.
Переходить дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий.
2.
Мать поняла, что ребёнок заболел.
3
3.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
4.
Я всегда просыпался часа два до зари и любил встречать без свечки
рассвет.
5.
Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими
сотрудниками.
I.
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Вспомните второстепенные члены предложения?
На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные
с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными
определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с
дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по
подгруппы.
II.
Изучение, осмысление и усвоение нового материала.
1.
Работа с таблицей
1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО
ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.
КАКУЮ?
…СУЩ.
, (КОТОРАЯ…)
2. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.
КАКОМУ?
…СУЩ.
, (ГДЕ…)
3. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ
ВНУТРИ САДА.
…СУЩ.
, (КУДА…)
КАКОЙ?
4.
МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ
ПАРКА.
КАКУЮ?
…СУЩ.
, (ЧТО…)
1.Анализ предложений по вопросам:
Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего
вы можете отметить в строении этих предложений?
Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
Списать два любых предложения со схемами.
4
Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом
или союзным словом?
2.
Работа с учебником.
Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 69-70), самостоятельно
заполнить таблицу в соответствии с планом.
ПЛАН
ОТВЕТЫ
1.
Вид придаточного.
2.
На какой вопрос отвечает?
3.
К чему прикрепляется в
главном?
4.
Средства связи.
5.
Есть ли указательные слова?
6.
Позиция по отношению к
главному?
7.
Схема или пример
предложения.
1. Определительное.
2. Какой?
3. К существительному.
4. Союзные слова (который, что, где,
куда и др.)
5. Да (тот, такой и др.)
6. Фиксированная (всегда после
определяемого слова)
какой?
7.
…+/- ук. слово+сущ.
, (союзное
слово который, куда, , где, что…).
3. Учитель обращает внимание на запись, сделанную на доске. Нужно
сравнить эти предложения.
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые
различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
5
Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и
придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.
? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или
сферой употребления)
? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться
предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)
? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными
определительными? (как в книжной, так и в разговорной речи)
Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные
предложения с союзным словом который, избегал их.
Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.
3.
Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного» и примера (по
слайдам)
4.
Указательные слова в СПП с придаточным определительным.
5.
Выводы (по слайдам)
III.
Первичное закрепление.
Учитель:
1.
В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить
причастным оборотом?
1-3 предложения на слайде
4)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся
перелётные птицы!
2. Редактирование:
6
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется
«Весна».
2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась
эвакуироваться из Москвы.
(Проверь себя:
1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на
стене.
2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться
из Москвы, раненым.)
IV.
Знакомство с местоимённо-определительными придаточными
(слайды)
V. Рефлексия
Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование
информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем
Форма деятельности: Индивидуальная работа
Стимул:
Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался
вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными
определительными. О чём бы вы рассказали?
Задание: Составьте план рассказа.
Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами.
Домашнее задание.
1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану
2. Задание по выбору:
1. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с
придаточными определительными.
2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным. (приложение 2)
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает
всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после
полного развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н.
Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом
Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов,
употребленных в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)
Урок окончен. До свидания.
7
8
Приложение 1.
1. Простые предложения
–
...это такие сложные предложения, в которых
одна часть по смыслу подчинена другой и
связана с ним подчинительным союзом или
союзным словом.
2. Сложные предложения
–
...это такие сложные предложения, которые
обходятся без союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные
предложения –
...это предложения, в которых имеется только
одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные
предложения –
...это предложения, состоящие из двух или
нескольких простых предложений.
5. Бессоюзные
предложения –
...это сложные предложения, в которых
простые предложения равноправны по смыслу
и связываются сочинительной связью.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего
несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного
развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив
простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных
в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего
несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного
развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив
простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных
в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего
несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного
развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив
простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных
в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего
несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного
развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив
простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных
в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего
несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного
развёртывания листвы деревьев.
10
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив
простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных
в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
11