Автор: Шилина Олеся Федоровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Свердловская CШ № 6"
Населённый пункт: г. Свердловск, Луганская Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ В СУДЬБЕ УЧИТЕЛЯ – МОЯ ИСТОРИЯ
Раздел: дополнительное образование
ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ В СУДЬБЕ УЧИТЕЛЯ – МОЯ ИСТОРИЯ
Учитель, будь солнцем, излучающим
человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств и сей
знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в их душах и сердцах.
Ш. Амонашвили
Вопрос выбора профессии встает рано или поздно перед каждым. Кто-то
становится художником или музыкантом, кто-то – врачом или инженером. А для
меня с детства красивее, теплее и душевнее звучало только слово-учитель.
Педагогические династии – это что–то удивительное! Это особый образ
жизни.
Это
не
просто
выбор
специальности,
а
внутренняя
потребность,
передаваемая из поколения в поколение. Профессия педагога нелегка, но дети и
внуки учителей идут по этому пути несмотря на трудности и препятствия.
Наша учительская династия - это мои бабушки, дедушки, тёти, дядя и я.
Общий педагогический стаж нашей семьи – 95 лет. А начиналось всё так…
В 1912 году в Кировоградской области в семье Семенюк родился сын
Константин. Семья была очень большая – 8 детей, а дедушка был последним
ребёнком.
Было тяжело в селе… Большая семья пережила страшный голод, и ещё
маленький Костик очень хорошо запомнил, как они с братьями ходили ранней
весной по полю и собирали корешки и прошлогодние зёрна. Было очень тяжело…
Проходит время, молодой Константин Захарович – красавец-мужчина-
встречает свою судьбу. Избранницей стала Лидия Фёдоровна Постоенко – надёжная
спутница и подруга. Она всегда была окружена множеством детских глаз, улыбок и
ручонок. В 1931 году Лидия Фёдоровна закончила педагогическое училище и очень
любила свою работу!
В молодой семье появилось два ангелочка – Адель и Витольд (имена дали
такие, потому что в моде были немецкие имена). И вроде бы всё хорошо…
1941 год… 22 июня… Начало Великой Отечественной войны. Константин
Захарович вместе со своими братьями уходят на войну. К сожалению, вернулись
домой не все. Старший брат Левко так и остался на поле боя. Дедушка был тяжело
ранен, получил очень много наград за мужество, проявленное во время боевых
действий. Но главной наградой стал орден «Великой Отечественной войны» ІІ
степени.
Жизнь в тылу не была простой. Адель Константиновна рассказывала, как
дети прятались от немцев, прятали домашних животных, как им было очень
страшно, когда снаряды летали над крышей их дома. Лидия Фёдоровна ни на день
не оставляла свою работу. В доме всегда было много детей. Те, кто не мог добраться
домой, оставались у молодой учительницы на ночь.
Но всё это рано или поздно должно было закончиться … и закончилось.
Отец семейства вернулся к своим родным. В семье стало больше ещё на
одного человечка – малышку Тамару.
Константин Захарович и его старший брат Семён Захарович посвятили свою
жизнь профессии педагога. Оба были учителями истории, оба заслужили звание
директора школы. Семён Захарович был директором 11 школы, долгое время
работал в Городском отделе образования нашего города. Константин Захарович
работал директором поселковой школы. Ещё 4 человека из семьи Семенюк-
Постоенко работали на славном учительском поприще.
Дети продолжили великолепную династию. Адель Константиновна Морозова
со
своим
супругом
Николаем
Фёдоровичем
тоже
представители
славной
учительской профессии. Адель Константиновна работала в средней школе № 23,
Николай Фёдорович – учитель математики в специализированном интернате для
слабослышащих детей г. Червонопартизанска.
2023 год… Специализированная школа № 6 г. Свердловска… Там работает
учитель - Шилина Олеся Фёдоровна. УЧИТЕЛЬ…
А кем же могла стать девочка, которая тайком от взрослых забиралась на
чердак, где лежал «клад»: тетради, которые были исписаны чернилами, старые
записи - конспекты уроков бабушки Лиды?
«Здравствуйте, дети! Присаживайтесь! Начинаем урок»,- раздавалось с
чердака. Молоденькая учительница с улыбкой входила в воображаемый класс…
Начинала свой урок, выводила красивым почерком пятёрки в дневниках своих
учеников.
«Ты должна любить то, чем будешь заниматься в будущем!» - однажды
сказала Лидия Фёдоровна внучке. «Обязательно!» - ответила Олеся.
Луганский педагогический институт – ожидаемо! И уже (в этом году) 20 лет в
школе…
Я часто задаюсь вопросом: «Какова же миссия педагога в современном мире?»
Я понимаю, что это самая прекрасная, но и самая трудная профессия. Ни в одной
другой сфере деятельности человека внутренний мир, его характер, моральные
качества, нравственные убеждения не имеют такого важного решающего значения,
как в профессии учителя.
Недостаточно иметь в кармане учительский диплом, нужно еще владеть
«великим искусством» - любить детей! Л. Н. Толстой своими словами подтверждает
мои мысли: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того
учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный
учитель».
Лично меня профессия учителя-словесника привлекает еще и своей
нравственностью и гуманностью. Ведь очень важно, чтобы ученики уходили с моих
уроков, не только получив знания, но и став хоть немного добрее, умнее,
воспитаннее! В современном мире особенно остро стоит вопрос о воспитании
подрастающего поколения, и кому, как не мне, взять на себя эту сложную, но
почетную миссию приобщения детей к нравственным идеалам и ценностям через
литературные образы и сюжеты. Именно на уроках русского языка и литературы
воспитывается у обучающихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Учитель
сам
должен
занимать
активную
жизненную
позицию,
обладать
гражданской ответственностью и приучать к этому своих воспитанников.
Профессия
учителя
многогранна…
Наставник,
педагог,
тьютор,
руководитель, гувернер, ментор, репетитор, классный руководитель…
Классный руководитель… Кто это? Наставник, помощник, авторитет?
Проработав почти два десятка лет в школе, я пришла к выводу, что это образ жизни.
Это совесть и доверие, ответственность и доброта, честность и порядочность.
Классный руководитель – это часть моей жизни. Надо прожить ее достойно, ведь
само значение слова «классный» говорит о том, что мы должны быть лучшими,
примерами для подражания во всем.
А это не так и просто! Однажды я услышала такую мудрую мысль, что
обладать умением создавать единый и сплочённый коллектив из таких разных
ребят– это искусство, видеть в каждом ребенке личность – это профессионализм, а
уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это
талант. Вот, что стало для меня самым главным в работе учителя-классного
руководителя.
Учительство - это огромная ответственность. Ведь от меня зависит, каким
увидят окружающий мир дети – жестоким или человечным, равнодушным или
интересным, холодным или искренним. Увидеть прекрасное в обыденном…
Радоваться своим успехам и успехам своих друзей… Знать и чтить историю своей
семьи, своей Родины… Быть ЧЕЛОВЕКОМ…
Учащиеся моего класса сейчас открывают врата большого и светлого мира…
Я не знаю, какую профессию выберут ребята, кем станут, но я верю, что они будут
хорошими родителями, заботливыми детьми и внуками, верными друзьями и просто
порядочными людьми, готовыми отозваться на чужую боль, протянуть руку
помощи. Я уверена, что для моих выпускников такие слова, как: семья, традиции,
историческая память, малая Родина, «Я помню! Я горжусь!» - не будут пустыми.
На пороге своего педагогического юбилея вспоминаю слова Михаила
Светлова: «Настоящий учитель не тот, кто постоянно воспитывает, а тот, кто
помогает тебе стать самим собой». Это, пожалуй, главное руководство к действию.