Напоминание

"Формирование внутренней позиции школьника. Объединяем усилия семьи и школы"


Автор: Симонова Диана Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Материал для проведения родительского собрания
Тема: "Формирование внутренней позиции школьника. Объединяем усилия семьи и школы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление педагога-психолога на родительском собрании

первоклассников на тему:

«Как формируется внутренняя позиция школьника? Объединяем усилия семьи

и школы»

Цель: создать условия для ознакомления родителей с технологиями воспитания

внутренней позиции школьника у первоклассника.

Задачи:

1.

Познакомить родителей с понятием внутренней позиции школьника;

2.

Проинформировать родителей об особенностях адаптации ребенка к школе;

3.

Формировать понимание важности и значимости правильной организации

жизни ребенка в адаптационный период.

Ход родительского собрания

1.

Вступительное слов

Уважаемые родители! Давайте разберемся, что такое внутренняя позиция школьника.

Внутренняя позиция школьника – это центральное в личностном развитии ребенка

системное образование, обозначающее наличие потребностей и стремлений стать

(быть) школьником. Без сформированности такого ядра у ребенка не наступает

уверенность, а точно ли надо ежедневно ходить в школу и посвящать столько

времени урокам.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало

школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру

сменяются

жизнью,

наполненной

множеством

требований,

обязанностей

и

ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, подчиняться

разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя,

заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно

выполнять домашние задания, добиваться результатов в учебной работе.

В этот же период жизни, в 6 -7 лет, меняется и весь психологический облик

ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности,

сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно

чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его

новое положение.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое

значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности

школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых

этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал

объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в

учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе,

посещение

дошкольных

лицеев,

гимназий

зачастую

приводит

к

тому,

что

поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить

значимость этого события.

В поддержании первоклассника неоценимая роль принадлежит родителям. Их

серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам,

терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка

помогают

первокласснику

почувствовать

значимость

своей

деятельности,

способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

- Как вы думаете, какие первые признаки будут показывать заинтересованность

ребёнка к школе? (беседа, обсуждение)

Первые признаки заинтересованности ребенка школой проявляются:

в вопросах о школе и учениках;

в предпочтении сюжетно-ролевых игр школьной тематики («Лесная школа»,

«Уроки-переменки» и пр.);

в стремлении заблаговременно наполнять свой рюкзачок, подражая старшему

брату-школьнику или сестре;

в желании выводить каракули в тетрадках;

в пристальном рассматривании энциклопедий и других иллюстрированных

детских книг.

Новые правила.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно»,

«неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с

организацией самой школьной жизни, таки с включением ребенка в новую для него

учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и

побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство

учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно

согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в

себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных

проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка

сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости,

восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают

тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели

посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон,

аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети,

казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным

требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один

месяц, у других – полгода, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое

зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него

предпосылок овладения учебной деятельностью.

Внимание учащихся 1 классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой

объем,

плохо

распределяемо,

неустойчиво.

У

первоклассников

(как

и

у

дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующие яркие,

эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная

память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в

том

числе

приемов

логической

и

смысловой

обработки

материала,

для

первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих

мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно – образное. Это

значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа,

логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия

«в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно

сформированного внутреннего лана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в

развитии

произвольности,

регуляции

действий)

также

нередко

отличается

неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьниками, и приступив к овладению премудростями учебной

деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою

деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе

еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном

развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с

порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж. Являются более

зрелыми в плане развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети,

при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность

и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь

ребенка.

В

этот

период

школьник

под

руководством

взрослых

совершает

чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Родители должны знать, насколько ребенок готов к школе.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не

неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно

длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем

организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны,

осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к

выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребенку принять требования

учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться

новому режиму дня, распорядку занятий. Несмотря на то, что выполнение многих

правил

достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и

неизбежные.

Что привлекает ребенка в школе? Как правило, это внешние моменты школьной

жизни: ранец, тетради. Учебники, сама школа, новые дети, новые друзья. Все это,

конечно, еще не отношение к новому виду деятельности, к учебе, как таковой, не

желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания

изменить свое место в обществе. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает

с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в

новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей

этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы

ребенок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять

специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы мог отличить

учителя от бабушки, с которой можно покапризничать. Ребенку нужно помочь

понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Малышу необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться

работать коллективно и в определенном темпе.

Воспитание воли и волевых качеств

«Конечная цель воспитания – научить человека преодолевать самого себя, ибо

личность формируется в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя –

помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе.» (Ш.Амонашвили.)

Воля – это сознательное регулирование человеком своих поступков, без этого

жизнь человека невозможна. Воля проявляется в умении преодолевать трудности при

достижении целей. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности,

решительности, настойчивости, выдержке и самообладании. Отсутствие воли может

влиять на качество учебы.

Если у вашего ребенка слабая воля, то ваша задача – помочь ему. Как это

сделать?

Любое волевое действие начинается с постановки цели. При этом важно, чтобы

цель была поставлена ребенком самостоятельно.

Следующий этап – планирование. Помогите ребенку составить план действий

для достижения поставленной цели.

Желательно, чтобы ребенок проговорил этапы выполнения действия.

При отсутствии воли лучше начинать не со сложных дел, а с формирования

простых волевых привычек (например, гигиенических или дисциплинарных), а уже

потом перейти к главной цели – воспитанию высокой организованности.

Не все будет получаться у ребенка, но не стоит фиксировать внимание

недостатках, лучше обсудить то, что уже получается, похвалить за малейшее

достижение.

Можно считать, что волевая привычка образовалась, если ребенок без всяких

усилий стремится к выполнению деятельности, испытывает неудобство, если почему-

то не может выполнять эту деятельность осуществлять.

Очень полезно использовать для воспитания воли хронометраж. Любое

действие, ограниченное во времени, выполняется более четко.

Воспитанием воли не следует заниматься отдельно, эту работу нужно включать

в процесс повседневной жизни ребенка.

- Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего

ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе,

отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные

оптимистические

рассказы

о

школе,

развитый

познавательный

интерес

к

окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой — всё

это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались

объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед

школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями,

развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и

конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок

должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый

любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

- Вашему вниманию предлагаю памятки, которые будут полезны вам.

Спасибо за внимание!

Памятка родителям первоклассников.

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя

заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым

достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость

его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе.

Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может

что – то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения

учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы,

постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе

обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и

эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно

повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что –то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь

обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Памятка родителям первоклассников.

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя

заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым

достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость

его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе.

Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может

что – то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения

учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы,

постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе

обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и

эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно

повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что –то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь

обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.



В раздел образования