Напоминание

Конспект занятия по финансовой грамотности "Школа экономики""


Автор: Селецкая Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №93 "Капитошка" г. Норильск
Населённый пункт: Красноярский край, город Норильск.
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по финансовой грамотности "Школа экономики""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия с детьми по финансовой грамотности

"Юные экономисты"

Воспитатель: Селецкая Наталья Геннадьевна

Возрастная группа детей: подготовительная к школе.

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими

терминами.

- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое

мышление, память, внимание.

-Закреплять умение выполнять математические вычисления.

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического

опыта.

Воспитательные:

- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической

деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Форма работы: групповая, подгрупповая.

Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты,

доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не

настоящая), карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не

настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10,

50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям,

конверты с заданиями. Жетоны, столы и стулья –по количеству детей.

Планируемый результат:

Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,

носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине -

это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это

количество денег, которое надо отдать.

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу,

договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и

проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной

деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работа: семейный бюджет, зарплата, стипендия, пенсия, экономика,

экономный, потребности, цена, деньги (купюры, монеты).

Ход занятия

1. Приветствие

Воспитатель: Ребята смотрите, какая интересная баночка у нас появилась в

группе, глядя на эту улыбку, хочется передать эту улыбку всем вам.

- Давайте возьмемся за руки и передадим, друг другу хорошее настроение и

скажем пожелания и добрые слова.

(дети говорят пожелания и передают баночку).

Воспитатель: Посмотрите что - то написано? Прочитайте? (Копилка)

- А что такое копилка?

- Для чего она нужна?

- Интересно а, чья эта копилка, посмотрим что внутри?

- Есть записка, а давайте я вам её прочитаю, вам интересно? (ответы детей)

«Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает Петя сын,

Три копейки он даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

Воспитатель: А вы поняли, кому принадлежит копилка? (Пети)

- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое

количество товара? Почему? (ответы детей)

-А нужно ли Пети покупать всё сразу? (ответы детей)

-А как нужно поступить Пети? (ответы детей)

-Скорее всего, Петя не умеет расходовать деньги, ребята, скоро и вы пойдёте в

школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями

на обеды, на продукты для семьи, на проезд. Сможете ли вы правильно

потратить их по назначению? (Ответы детей)

Воспитатель: В этом нам поможет Экономика!

- А вы знаете, что такое экономика?

— это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно

тратить деньги, экономить их.

- А что значит быть экономным? (Ответы детей)

- Вы бы хотели стать экономными и правильно расходовать денежные средства

(ответы детей)

- А у вас есть копилки, и скорее всего вы очень хотите их потратить? (ответы

детей)

-Для того что бы вы их потратили экономно, приглашаю вас в школу

«Экономики». Где вы не только научитесь правильно расходовать свои деньги,

но и заработать монеты за правильные ответы?

- Ну как, согласны? (Да)

- Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно

закрыть глаза, взять по одному жетону, пропуску, открыть глаза и посмотреть

номер на жетоне, и пройти к столу с таким же номером.

-Вот мы и в школе.

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот ваши копилки, сюда мы будем складывать заработанные

вами монеты.

1.Речевая игра «Семейный бюджет»

Воспитатель: Первое задание, перед нами схема, и для того что бы заработать

монеты, вам необходимо заполнить пропуски вот в этой схеме. Давайте

прочитаем (дети читают, читают: «семейный бюджет»)

- А вы знаете, что такое семейный бюджет? (Ответы детей)

- Семейный бюджет это деньги семьи, которые расходуются на потребности

семьи, а из каких денег состоит семейный бюджет, мы узнаем, если ответим на

вопросы.

- Начнём?

(1 вопрос) Ребята, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей

(2 вопрос) Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей

Воспитатель: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за

неделю, за один день. Зарплата родителей один из пунктов семейного бюджета.

(Приклеиваем слово «зарплата родителей»)

- Кроме родителей, кто является членом семьи?

Ответы детей (Бабушки и дедушки)

Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если

они живут вместе с нами? (ответы детей).

- Как называются деньги, которые получают бабушки и дедушки? (ответы

детей)

-Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. И

это тоже является частью семейного бюджета. (Приклеиваем слово «Пенсия»)

Кто ещё живёт в семье?

Ответы детей

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу,

обучающиеся в училищах, институтах, получают денежные средства -

стипендию. (Приклеивает слово «стипендия»)

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия. И это одним словом называется

«Семейный бюджет», молодцы, справились с заданием, и вы получаете первые

заработанные монеты в свой бюджет.

2 практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»

Воспитатель: Следующие задание в нашей школе «Экономика» вам будет

нужно посчитать семейный бюджет. Готовы? (Да) Я вам прочитаю условие

задачи, а вам будет нужно выложить математическое действие с помощью цифр

(счётных палочек) на столе и узнать какой же общий бюджет у семьи.

Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой

— пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.

Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и

получают число 10)

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо вы умеете подсчитывать «Семейный

бюджет». Вот и вам монетка, в вашу копилку.

3. практическое задание.

Воспитатель:. (Дети выбирают конверт с заданиями)

1–конверт. У каждой команды на столе на столе лежат конверты с заданиями,

сейчас мы озвучим задание каждой команды, и по сигналу вы должны начать его

выполнять, на задание будет дано 30 секунд, после сигнала все дети отходят от

столов. (Воспитатель читаем задание)

1- конверт. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены

на товар.

2–конверт. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.

3–конверт. Детям надо выбрать карточки с товарами первостепенной

потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую

очередь)

Воспитатель: Молодцы, хорошо вы справились, и зарабатываете монеты.

(Воспитатель кладёт монету в копилку).

Физ.минутка.

4. Практическое задание. «Найди российские деньги».

Воспитатель: Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?

Ответы детей

Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?

- Посмотрите сколько у меня карточек с изображением разных денег. Я вот что –

то запуталась, помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши

магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши

российские рубли)

- Как называются наши деньги? (Рубль).

Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют

металлические деньги, по-другому?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги

называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или

купюры?

Ответы детей

Воспитатель: А может, мы это проверим? Давайте пройдем в мини

лабораторию. Давайте вспомним правило, как надо вести себя в лаборатории?

Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать,

что удобней монеты или купюры.

- Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в

карту, которая находится на доске.

- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры,

для эксперимента? (бумагу)

Ответы детей

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом

бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем

порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)

ВЫВОД

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке

напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие

качества.

2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.

Ответы детей

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Ответы детей

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод

сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.

ВЫВОД плюс монетке.

А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету

и купюру – бумажку. Что тяжелее?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

4 Эксперимент

Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки.(купюры в один кошелёк,

монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее

хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Ответы детей

Воспитатель: А что значит ничья?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а

по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое

средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать

при оплате?

Ответы детей

Воспитатель: Так как мыс вами ещё не доросли до собственных банковских

карт, спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

(Дети спрашиваю гостей, удобно ли им пользоваться картой.)

Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу, получаете монеты (дети

возвращаются за столы)

Мы с вами находимся в школе экономики и мы уже знаем что такое «Семейный

бюджет», но нам его нужно экономить, что бы деньги всегда оставались в семье.

Что для этого мы можем сделать? (ответы детей)()

А вы знали, что и у нас в саду тоже есть бюджет? А как вы думаете, на что

садик тратит бюджет?

Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).

Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?

Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество,

одежду, книги, мебель).

Воспитатель: Правильно, а как это сделать?

Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду,

не ломать игрушки, не рвать книги).

Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удастся сэкономить деньги

детского сада и так же семейный бюджет! Вот вам монеты за ваши знания. Мы

справились с заданиями школы «Экономики»? (ответы детей). Интересно вам

сколько вы заработали? Давайте снимем жетоны и вернемся в нашу группу и

посчитаем монеты. (Дети проходят на ковер и встают в круг)

Итог. Рефлексия.

- Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг и посмотреть, сколько вы

заработали?

-Если мы объединим все монеты вместе, у нас будет больше? (складываем

монеты в одну коробку).

- А давайте мы и Пети расскажем, что мы сегодня узнали и что, вам

понравилось, мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу:

«Сегодня мне понравилось и запомнилось…». Я включу запись на телефоне, и

мы ему запишем голосовое, а когда он придёт я ему дам послушать, я думаю что

он тоже научиться правильно, расходовать свой бюджет.

Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое

в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить,

но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и для вас сюрприз

от школы экономики. (из коробки с двойным дном достаём шоколадные

монетки)



В раздел образования