Автор: Селецкая Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №93 "Капитошка" г. Норильск
Населённый пункт: Красноярский край, город Норильск.
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по финансовой грамотности "Школа экономики""
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия с детьми по финансовой грамотности
"Юные экономисты"
Воспитатель: Селецкая Наталья Геннадьевна
Возрастная группа детей: подготовительная к школе.
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими
терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое
мышление, память, внимание.
-Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического
опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической
деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты,
доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не
настоящая), карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не
настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10,
50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям,
конверты с заданиями. Жетоны, столы и стулья –по количеству детей.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,
носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине -
это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это
количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу,
договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и
проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: семейный бюджет, зарплата, стипендия, пенсия, экономика,
экономный, потребности, цена, деньги (купюры, монеты).
Ход занятия
1. Приветствие
Воспитатель: Ребята смотрите, какая интересная баночка у нас появилась в
группе, глядя на эту улыбку, хочется передать эту улыбку всем вам.
- Давайте возьмемся за руки и передадим, друг другу хорошее настроение и
скажем пожелания и добрые слова.
(дети говорят пожелания и передают баночку).
Воспитатель: Посмотрите что - то написано? Прочитайте? (Копилка)
- А что такое копилка?
- Для чего она нужна?
- Интересно а, чья эта копилка, посмотрим что внутри?
- Есть записка, а давайте я вам её прочитаю, вам интересно? (ответы детей)
«Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает Петя сын,
Три копейки он даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: А вы поняли, кому принадлежит копилка? (Пети)
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое
количество товара? Почему? (ответы детей)
-А нужно ли Пети покупать всё сразу? (ответы детей)
-А как нужно поступить Пети? (ответы детей)
-Скорее всего, Петя не умеет расходовать деньги, ребята, скоро и вы пойдёте в
школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями
на обеды, на продукты для семьи, на проезд. Сможете ли вы правильно
потратить их по назначению? (Ответы детей)
Воспитатель: В этом нам поможет Экономика!
- А вы знаете, что такое экономика?
— это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно
тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным? (Ответы детей)
- Вы бы хотели стать экономными и правильно расходовать денежные средства
(ответы детей)
- А у вас есть копилки, и скорее всего вы очень хотите их потратить? (ответы
детей)
-Для того что бы вы их потратили экономно, приглашаю вас в школу
«Экономики». Где вы не только научитесь правильно расходовать свои деньги,
но и заработать монеты за правильные ответы?
- Ну как, согласны? (Да)
- Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно
закрыть глаза, взять по одному жетону, пропуску, открыть глаза и посмотреть
номер на жетоне, и пройти к столу с таким же номером.
-Вот мы и в школе.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот ваши копилки, сюда мы будем складывать заработанные
вами монеты.
1.Речевая игра «Семейный бюджет»
Воспитатель: Первое задание, перед нами схема, и для того что бы заработать
монеты, вам необходимо заполнить пропуски вот в этой схеме. Давайте
прочитаем (дети читают, читают: «семейный бюджет»)
- А вы знаете, что такое семейный бюджет? (Ответы детей)
- Семейный бюджет это деньги семьи, которые расходуются на потребности
семьи, а из каких денег состоит семейный бюджет, мы узнаем, если ответим на
вопросы.
- Начнём?
(1 вопрос) Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
(2 вопрос) Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за
неделю, за один день. Зарплата родителей один из пунктов семейного бюджета.
(Приклеиваем слово «зарплата родителей»)
- Кроме родителей, кто является членом семьи?
Ответы детей (Бабушки и дедушки)
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если
они живут вместе с нами? (ответы детей).
- Как называются деньги, которые получают бабушки и дедушки? (ответы
детей)
-Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. И
это тоже является частью семейного бюджета. (Приклеиваем слово «Пенсия»)
Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу,
обучающиеся в училищах, институтах, получают денежные средства -
стипендию. (Приклеивает слово «стипендия»)
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия. И это одним словом называется
«Семейный бюджет», молодцы, справились с заданием, и вы получаете первые
заработанные монеты в свой бюджет.
2 практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Следующие задание в нашей школе «Экономика» вам будет
нужно посчитать семейный бюджет. Готовы? (Да) Я вам прочитаю условие
задачи, а вам будет нужно выложить математическое действие с помощью цифр
(счётных палочек) на столе и узнать какой же общий бюджет у семьи.
Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой
— пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и
получают число 10)
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо вы умеете подсчитывать «Семейный
бюджет». Вот и вам монетка, в вашу копилку.
3. практическое задание.
Воспитатель:. (Дети выбирают конверт с заданиями)
1–конверт. У каждой команды на столе на столе лежат конверты с заданиями,
сейчас мы озвучим задание каждой команды, и по сигналу вы должны начать его
выполнять, на задание будет дано 30 секунд, после сигнала все дети отходят от
столов. (Воспитатель читаем задание)
1- конверт. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены
на товар.
2–конверт. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.
3–конверт. Детям надо выбрать карточки с товарами первостепенной
потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую
очередь)
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы справились, и зарабатываете монеты.
(Воспитатель кладёт монету в копилку).
Физ.минутка.
4. Практическое задание. «Найди российские деньги».
Воспитатель: Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня карточек с изображением разных денег. Я вот что –
то запуталась, помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши
магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши
российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют
металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги
называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или
купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может, мы это проверим? Давайте пройдем в мини
лабораторию. Давайте вспомним правило, как надо вести себя в лаборатории?
Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать,
что удобней монеты или купюры.
- Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в
карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры,
для эксперимента? (бумагу)
Ответы детей
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом
бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем
порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке
напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие
качества.
2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
Ответы детей
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод
сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету
и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки.(купюры в один кошелёк,
монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее
хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а
по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое
средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать
при оплате?
Ответы детей
Воспитатель: Так как мыс вами ещё не доросли до собственных банковских
карт, спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей, удобно ли им пользоваться картой.)
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу, получаете монеты (дети
возвращаются за столы)
Мы с вами находимся в школе экономики и мы уже знаем что такое «Семейный
бюджет», но нам его нужно экономить, что бы деньги всегда оставались в семье.
Что для этого мы можем сделать? (ответы детей)()
А вы знали, что и у нас в саду тоже есть бюджет? А как вы думаете, на что
садик тратит бюджет?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество,
одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду,
не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удастся сэкономить деньги
детского сада и так же семейный бюджет! Вот вам монеты за ваши знания. Мы
справились с заданиями школы «Экономики»? (ответы детей). Интересно вам
сколько вы заработали? Давайте снимем жетоны и вернемся в нашу группу и
посчитаем монеты. (Дети проходят на ковер и встают в круг)
Итог. Рефлексия.
- Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг и посмотреть, сколько вы
заработали?
-Если мы объединим все монеты вместе, у нас будет больше? (складываем
монеты в одну коробку).
- А давайте мы и Пети расскажем, что мы сегодня узнали и что, вам
понравилось, мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу:
«Сегодня мне понравилось и запомнилось…». Я включу запись на телефоне, и
мы ему запишем голосовое, а когда он придёт я ему дам послушать, я думаю что
он тоже научиться правильно, расходовать свой бюджет.
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое
в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить,
но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и для вас сюрприз
от школы экономики. (из коробки с двойным дном достаём шоколадные
монетки)