Автор: Федотова Нина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Невинномысск Ставропольский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет"
Раздел: дошкольное образование
Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет
Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии
"кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать на некоторые
выходки изменившегося ребёнка, а главное, как помочь малышу справиться с самим
собой.
Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет назад, исчез.
Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет нервы на
прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя. Это кризис трёх лет.
Первые два – кризис новорожденности и года – прошли незаметно и благополучно, а
вот что делать с этим? Не обращать внимания, жить как раньше – невозможно. Что с
ребёнком? Всё в норме. Дитятко прожило достаточно времени, ориентируясь на вас:
ваше настроение, поведение, действия, манеры воспринимались ребёнком как его
собственные. И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но
эту находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться,
только проявляя в поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает
истерики, выражает строптивость.
В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же психологи говорят,
что кризис развития нужен для формирования личности ребёнка. А вот как пройдёт
этот кризис и каким после станет ребёнок, зависит от взрослых. Поэтому вот вам
руководство к действию. Наберитесь терпения. Упрямство, строптивость, негативизм,
своеволие,
бунт,
деспотизм,
обесценивание
человеческих
норм
поведения
–
характерные черты этого периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребёнок,
он просто ещё не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».
- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или плохая.
Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача родителей – не
скупиться
на
одобрения,
не
критиковать
без
веских
причин.
- Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить зубы – так
развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и независимость, а значит
– важно и решения самому принимать. Уступайте ребёнку, выстраивайте общение так,
чтобы он имел возможность переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для
вас, а для ребёнка всё существенно.
- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на корню, идите на
разумные компромиссы.
- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребёнку проявлять
упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог реализовать эти свои черты,
выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь, запрещая есть из моей тарелки.
Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь
сразу становится востребована. Берите ребёнка «на слабо» (тебе это всё не съесть!).
Запрещая что-либо понарошку, не будьте слишком серьёзны, развлекитесь вместе,
посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно понимал,
где игра, а где реальные требования.
- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека, который
ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от отца, бабушек,
нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!». И понятно, ведь всё
предшествующее время малыш жил именно мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому
сейчас
противопоставляет
себя
данному
человеку
с
особым
усердием.
- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова на
хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень хотите узнать,
в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очу ооок?
Чулок!»
Скажет
как
следует
–
получит
своё.
- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте внимания,
пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное – пусть. От вас не
должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте
это происшествие. Симулянт должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ
ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если ситуация не позволяет «оставить истерику без
внимания», попробуйте отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось –
пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж.
(Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и
отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И помните –
все
наладится.
Результат
прохождения
кризиса
–
становление
воли,
самостоятельности, гордости за свои достижения. Успехов вам!