Напоминание

«Познавательная активность дошкольников через экспериментальную деятельность»


Автор: Логачева Елена Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ Детский сад №122
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: «Познавательная активность дошкольников через экспериментальную деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Познавательная активность дошкольников через экспериментальную

деятельность».

Актуальностью

проблемы

исследования

является

то,

что дошкольник осуществляет освоение мира в процессе познавательного

развития,

целью

которой

является

приобщение

ребенка

к опыту,

накопленному

человечеством. Познавательное

развитие должно

являться

главным образцом в удовлетворении потребности дошкольника в освоении

нового.

Учитывая

возрастные

особенности,

у

детей

старшего дошкольного возраста процесс экспериментирования протекает

продуктивно, так как он направлен не только на процесс познания, но и на

результат, а это всегда является стремлением к постановки цели, решению

проблем, преодолением трудностей, проявление усилий и интереса.

Рассмотрением проблемы познавательного развития у дошкольников в

разные периоды времени занимались такие ученые как: Н. Н. Поддъяков, Л.

И. Божович, В. В. Давыдов, Я. А. Коменский.

Дети дошкольного

возраста

любопытны

и

любознательны,

на

протяжении всего дня ребенок задает много интересующих его вопросов. На

протяжении всего дошкольного возраста на ряду с игровой деятельностью

важное

значение

в

развитии личности

детей

занимает познавательная

деятельность. Одним из ведущих видов познавательного развития является

детское экспериментирование.

Согласно

определению

Н.

Н.

Поддьякова,

экспериментирование

представляет собой определенный способ духовно-практического освоения

действительности, направленный на создание таких условий, в которых

предметы наиболее ярко определяют свою сущность.

Познавательная

активность по

Поддьякову

это

поисковая

направленность в учении, которая проявляет стремление удовлетворить

интерес при помощи различных источников как во время занятий, так и в

процессе самостоятельной деятельности.

Психолог Н. Н. Поддьяков выделил два вида поисковой деятельности у

дошкольников :

- на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед

собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок

удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю.

- по второму виду он высказывается так: что когда ориентировочно -

исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те

результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в

первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает

итог, таким какой он получается; то на втором этапе не может быть никакого

другого итога, только который запланировали взрослые по данному

эксперименту.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения

знаний о явлениях и закономерностях действий.

Удивление – одна из первичных, базисных эмоций, направляющих

восприятие, информационное освоение мира в условиях неопределенности,

встречи с новым и неизвестным. Удивление является первым шагом в

процессе познания.

Воспитатели, родители должны помогать детям удивляться, используя

различные методы и способы. Экспериментирование является одним из

методов создающих эмоции, интерес ребенка к предстоящему делу.

Детское

экспериментирование

это

основа

поисково-

исследовательской деятельности

дошкольников.

Основанием

поведения

ребенка является проявление любознательности, наблюдательности, интереса

к новым впечатлениям.

Обращение

к

экспериментированию

позволяет

ребенку

глубже познать суть явлений и предметов окружающего мира, выявлять

свойства и качества.

Личностный опыт подтверждает

эффективность

использования

экспериментирования. В своей работе как воспитатель я активно использую

одно из направлений в детском экспериментировании – опыт. Опыт – всегда

увлекательно, интересно и весело, он вызывает у детей восторг.

Проводимые в детском саду опыты чем-то напоминают детям фокус,

они ощущают себя маленькими волшебниками. Работа с детьми строится на

основе партнерства, дети сами учатся ставить цель и находить решение.

Дети дошкольного возраста испытывают большую радость, удивление от

своих открытий.

Проводя опыты с детьми нужно всегда помнить и следить за правилами

техники безопасности:

- нужно внимательно изучить проведение опыта;

- выбрать наиболее безопасный вариант проведения;

- использовать прочный и надежный раздаточный материал;

- не оставлять детей без присмотра;

- следить за порядком в группе;

- по окончанию опыта провести уборку.

Рассмотрим несколько примеров проведения опыта в детском саду.

1. Создание мыльных пузырей, включающие в себя два опыта.

Целью данного опыта является закрепление знаний о свойствах воды,

мыла.

Рассмотрим проведения опыты

1. Дети берут стаканчик, в него добавляют 150 гр. воды, затем 2-3

чайных ложки сахара, тщательно перемешиваем и добавляем житкое мыло.

Раствор медленно перемешиваем. Рядом с ребятами на столах находятся

пустые баночки от мыльных пузырей, мы предлагаем открыть их, и взять

палочку,

попробовать

надуть

мыльные

пузыри

раствором,

который

приготовили мы.

Возьмите трубочки, опустите их в стаканчик и подуйте в них, что

происходит? (в нашем стаканчики появляются пузыри).

Опыт 2. С помощью мыльных пузырей можно рисовать? Сейчас мы с

вами этому научимся, в нашем опыте «Рисование мыльными пузырями».

Для этого мы сейчас с вами возьмем гуашь, кисточку и сделаем наш

мыльный раствор цветным. Выбирайте какой цвет вы добавите. Теперь мы

снова берем нашу трубочку и надуваем пузыри в нашем стаканчики, когда

пузырей станет так много, что они будут выходить за бортики стаканчика,

мы с вами берем чистый листок и накрываем наш стаканчик и смотрим что у

нас получилось.

Эффективность данного опыта в развитие познавательной активности

является, то что дети знакомятся с чем-то новым, принимают сами решения,

размышляют

над

тем,

что

должно

получится,

с

чего

им

нужно

начать, развивают свои мысли и речь.

2. Радуга в стакане.

Дети, посмотрите, что вы видит на столах? (Фломастеры, салфетки,

стаканчики с водой и ножницы, правильно все это нам понадобиться для

нашей радуги. Для начала мы с вами возьмем салфетку и отрежем от неё

небольшую полоску, ребята не забывайте про осторожность с ножницами.

Молодцы, теперь нам с вами нужно взять фломастеры и вспомнить

нашу фразу-запоминалку. Ребята, кто помнит? (Каждый Охотник Желает

Знать Где Сидит Фазан). Теперь нам с вами нужно, с каждой стороны

салфетки, нанести фломастерами все цвета радуги. Молодцы, ребята! Ну, а

теперь нужно тихонько опускать края в стаканчики с водой. Что вы видите?

Что происходит? Салфетка начинает мокнуть и цвета с двух сторон,

движутся друг к другу, и образуется радуга.

Таким

образом,

смело

можно

сказать,

что

включение

экспериментирования

и опытов

в

образовательную

деятельность

способствует познавательному развитию дошкольников. В наше время

образование направлено на развитие у детей познавательной активности и

желания

учиться,

для

этого

как

нельзя

лучше

подходит опытно-

экспериментальная деятельность.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. :

Просвещение, 2018. 464 с.

2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в

процессе дошкольного воспитания / М. : Просвещение, 1986. – 224 с.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. — СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.

4. Поддъяков Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания,

помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - 152 с.

5. Захарова Н. В. Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация

экспериментирования и исследовательской деятельности» / Н. В. Захарова. -

Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - №

11 (48). - С. 96-100.



В раздел образования