Автор: Логачева Елена Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ Детский сад №122
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: «Познавательная активность дошкольников через экспериментальную деятельность»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Познавательная активность дошкольников через экспериментальную
деятельность».
Актуальностью
проблемы
исследования
является
то,
что дошкольник осуществляет освоение мира в процессе познавательного
развития,
целью
которой
является
приобщение
ребенка
к опыту,
накопленному
человечеством. Познавательное
развитие должно
являться
главным образцом в удовлетворении потребности дошкольника в освоении
нового.
Учитывая
возрастные
особенности,
у
детей
старшего дошкольного возраста процесс экспериментирования протекает
продуктивно, так как он направлен не только на процесс познания, но и на
результат, а это всегда является стремлением к постановки цели, решению
проблем, преодолением трудностей, проявление усилий и интереса.
Рассмотрением проблемы познавательного развития у дошкольников в
разные периоды времени занимались такие ученые как: Н. Н. Поддъяков, Л.
И. Божович, В. В. Давыдов, Я. А. Коменский.
Дети дошкольного
возраста
любопытны
и
любознательны,
на
протяжении всего дня ребенок задает много интересующих его вопросов. На
протяжении всего дошкольного возраста на ряду с игровой деятельностью
важное
значение
в
развитии личности
детей
занимает познавательная
деятельность. Одним из ведущих видов познавательного развития является
детское экспериментирование.
Согласно
определению
Н.
Н.
Поддьякова,
экспериментирование
представляет собой определенный способ духовно-практического освоения
действительности, направленный на создание таких условий, в которых
предметы наиболее ярко определяют свою сущность.
Познавательная
активность по
Поддьякову
–
это
поисковая
направленность в учении, которая проявляет стремление удовлетворить
интерес при помощи различных источников как во время занятий, так и в
процессе самостоятельной деятельности.
Психолог Н. Н. Поддьяков выделил два вида поисковой деятельности у
дошкольников :
- на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед
собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок
удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю.
- по второму виду он высказывается так: что когда ориентировочно -
исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те
результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в
первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает
итог, таким какой он получается; то на втором этапе не может быть никакого
другого итога, только который запланировали взрослые по данному
эксперименту.
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения
знаний о явлениях и закономерностях действий.
Удивление – одна из первичных, базисных эмоций, направляющих
восприятие, информационное освоение мира в условиях неопределенности,
встречи с новым и неизвестным. Удивление является первым шагом в
процессе познания.
Воспитатели, родители должны помогать детям удивляться, используя
различные методы и способы. Экспериментирование является одним из
методов создающих эмоции, интерес ребенка к предстоящему делу.
Детское
экспериментирование
–
это
основа
поисково-
исследовательской деятельности
дошкольников.
Основанием
поведения
ребенка является проявление любознательности, наблюдательности, интереса
к новым впечатлениям.
Обращение
к
экспериментированию
позволяет
ребенку
глубже познать суть явлений и предметов окружающего мира, выявлять
свойства и качества.
Личностный опыт подтверждает
эффективность
использования
экспериментирования. В своей работе как воспитатель я активно использую
одно из направлений в детском экспериментировании – опыт. Опыт – всегда
увлекательно, интересно и весело, он вызывает у детей восторг.
Проводимые в детском саду опыты чем-то напоминают детям фокус,
они ощущают себя маленькими волшебниками. Работа с детьми строится на
основе партнерства, дети сами учатся ставить цель и находить решение.
Дети дошкольного возраста испытывают большую радость, удивление от
своих открытий.
Проводя опыты с детьми нужно всегда помнить и следить за правилами
техники безопасности:
- нужно внимательно изучить проведение опыта;
- выбрать наиболее безопасный вариант проведения;
- использовать прочный и надежный раздаточный материал;
- не оставлять детей без присмотра;
- следить за порядком в группе;
- по окончанию опыта провести уборку.
Рассмотрим несколько примеров проведения опыта в детском саду.
1. Создание мыльных пузырей, включающие в себя два опыта.
Целью данного опыта является закрепление знаний о свойствах воды,
мыла.
Рассмотрим проведения опыты
1. Дети берут стаканчик, в него добавляют 150 гр. воды, затем 2-3
чайных ложки сахара, тщательно перемешиваем и добавляем житкое мыло.
Раствор медленно перемешиваем. Рядом с ребятами на столах находятся
пустые баночки от мыльных пузырей, мы предлагаем открыть их, и взять
палочку,
попробовать
надуть
мыльные
пузыри
раствором,
который
приготовили мы.
Возьмите трубочки, опустите их в стаканчик и подуйте в них, что
происходит? (в нашем стаканчики появляются пузыри).
Опыт 2. С помощью мыльных пузырей можно рисовать? Сейчас мы с
вами этому научимся, в нашем опыте «Рисование мыльными пузырями».
Для этого мы сейчас с вами возьмем гуашь, кисточку и сделаем наш
мыльный раствор цветным. Выбирайте какой цвет вы добавите. Теперь мы
снова берем нашу трубочку и надуваем пузыри в нашем стаканчики, когда
пузырей станет так много, что они будут выходить за бортики стаканчика,
мы с вами берем чистый листок и накрываем наш стаканчик и смотрим что у
нас получилось.
Эффективность данного опыта в развитие познавательной активности
является, то что дети знакомятся с чем-то новым, принимают сами решения,
размышляют
над
тем,
что
должно
получится,
с
чего
им
нужно
начать, развивают свои мысли и речь.
2. Радуга в стакане.
Дети, посмотрите, что вы видит на столах? (Фломастеры, салфетки,
стаканчики с водой и ножницы, правильно все это нам понадобиться для
нашей радуги. Для начала мы с вами возьмем салфетку и отрежем от неё
небольшую полоску, ребята не забывайте про осторожность с ножницами.
Молодцы, теперь нам с вами нужно взять фломастеры и вспомнить
нашу фразу-запоминалку. Ребята, кто помнит? (Каждый Охотник Желает
Знать Где Сидит Фазан). Теперь нам с вами нужно, с каждой стороны
салфетки, нанести фломастерами все цвета радуги. Молодцы, ребята! Ну, а
теперь нужно тихонько опускать края в стаканчики с водой. Что вы видите?
Что происходит? Салфетка начинает мокнуть и цвета с двух сторон,
движутся друг к другу, и образуется радуга.
Таким
образом,
смело
можно
сказать,
что
включение
экспериментирования
и опытов
в
образовательную
деятельность
способствует познавательному развитию дошкольников. В наше время
образование направлено на развитие у детей познавательной активности и
желания
учиться,
для
этого
как
нельзя
лучше
подходит опытно-
экспериментальная деятельность.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. :
Просвещение, 2018. 464 с.
2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в
процессе дошкольного воспитания / М. : Просвещение, 1986. – 224 с.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. — СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
4. Поддъяков Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания,
помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - 152 с.
5. Захарова Н. В. Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация
экспериментирования и исследовательской деятельности» / Н. В. Захарова. -
Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - №
11 (48). - С. 96-100.