Автор: Байкова Мария Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 8",г.о.г. Арзамас
Населённый пункт: г.о.г Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: «Использование игровых форм для обучения игры в шахматы»
Раздел: дошкольное образование
1 слайд
Добрый день коллеги. Представляю вашему вниманию консультацию по
теме «Использование игровых форм для обучения игры в шахматы».
2 слайд
Определений, что такое шахматы, шахматная игра очень много приведу
лишь некоторые из них.
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую
историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым
народом в Индии в шестом веке нашей эры.
Шахматы — это не просто игра, шахматы - это увлекательный мир, одна из
популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна
и доказана многочисленными примерами и результатами.
3 слайд
Игра в шахматы выполняют сразу несколько функций.
Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически
рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника,
сравнивать.
Воспитательная. Шахматы вырабатывают выдержку, собранность,
внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и
спокойнее относиться к неудачам.
Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим
запасом сил и выносливости. Таким образом, играя с 5-6-летним ребенком в
шахматы, вы закладываете "фундамент" для обучения в школе.
4 слайд
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шахматам — 5 лет
(то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже
довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное
мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность
решать достаточно сложные задачи.
Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в
указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в
подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное
утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше
заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить
такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне
достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети,
действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шахматы чаще по своему
желанию.
5,6 слайд
Процесс обучения непременно должен проходить в интересной,
ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру,
правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения,
которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть
ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про
приключения фигур.
Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с помощью
которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.
Помогут нам в этом книги или пособии которых сейчас очень много в
доступной форме.
Где уже вы можете выбрать любой сюжет или мотивацию к игре в шахматы
и уже адаптировать под свою группу. Например книга Игоря Сухина
«Приключения в шахматной стране». Где со сказочными персонажами
Юрой, Клеточкой и дедом Загадаем вмести с детьми будете путешествовать
по шахматной стране, и знакомиться с шахматами.
7,8,9 слайды
Вместе со сказочными персонажами: мальчиком Юрой, Клеточкой и дедом Загадаем
герои вместе с ребятами отправляемся в путешествие по шахматной стране.
Вместе продолжили знакомство с шахматной доской:
- вспомнили, понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ;
-узнали, что такое шахматная нотация, что каждое шахматное поле на шахматной доске
находится на пересечении горизонтали и вертикали,
- с помощью стихотворения Игоря Сухина "Мы сидели на крыльце…" запоминали
латинские буквы:
Мы сидели на крыльце,
Повторяли - а, бэ, цэ.
А потом спросили: "Где
Буква дэ и буква е?"
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем - эф, жэ, аш.
По горизонтали латинские буквы от а до h;
по вертикали цифры от 1 до 8.
А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, Е-го ф-амилия Ж-е а-ш.
10,11,12,13 слайд
В этой стране - Король с королевой живут без корон, ладья без весел, без хобота
слон, конь без копыт, седла и уздечки, а рядовые - не человечки.
Дальше
отправляемся
в
путешествие
по шахматной стране
знакомиться
с шахматными фигурами. Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни
фигуры от других не всегда легко, в этом помогут такие игры как:
- «Кубик»: обклеить старый кубик самоклеящейся пленкой, на гранях приклеить
изображения фигур и по очереди бросать, называя фигуру, которая выпадет на верхней
грани кубика.
- «Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек спрятать фигуры и по очереди на
ощупь определять их название. Придумали разновидность этой игры, используя,
картонную коробку, сшили два рукава (черный и белый, в которые смогут запустить руки
сразу двое детей и найти одну заданную фигуру, кто быстрей.
Дидактические
игры: «Шахматный
веер», «Запретная
фигура», «Угадай-
ка», «Секретная
фигура», «Фигура
по
кругу», «Большая
и
маленькая», «Что
общего» также способствовали запоминанию шахматных фигур.
- «Узнай по силуэту» (узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на
силуэт, назвать ее)
- «Нади половинку» (из предложенных вариантов найти половинки и соединить их)
- «Найди пару» (найти пару «Рисунок-схема», «Фотография фигуры – сказочное
изображение», «Фигура-буква» и т. П.); «Шахматное домино», «Шахматное лото».
В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто можно
устраивать шахматные спектакли по сказкам
«Шахматный Колобок», «Шахматная
репка», «Шахматный теремок». На закрепление ходов шахматных фигур и начальной
позиции шахматных фигур перед началом шахматной партии. Например, «Шахматная
репка». Посадите «репку» - клубок. Около него малыши по росту выстраивают белые или
черные фигуры, поясняя: «Дедка»-это король, «бабка»-ферзь, «внучка»-ладья, «Жучка»-
слон, «кошка»-конь, «мышка»-пешка. К концу данного этапа дети знают названия всех
шахматных фигур и могут найти заданную фигуру
Художественное слово, загадки про шахматные фигуры:
Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу.
(Ладья).
Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).
14 слайд
Далее, вместе со сказочными героями узнали о порядке, в котором располагаются
фигуры перед началом игры.
Быстрому и прочному запоминанию расположения фигур в начальном положении нам
поможет стихотворения И. Сухина «Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены наши храбрые слоны.
И еще два поля есть, а на них король и ферзь.
А теперь без спешки идут на место пешки.
Это стихотворение можно использовать каждый раз, когда проверяем расстановку
фигур.
15,16,17,18,19,20,21 слайды
Далее мы знакомимся с ходами это происходит в стихотворной форме. Здесь мы также
закрепляем знания названия фигур.
Самая главная фигура в шахматах – король.
Король, может двигаться в любом направлении на одну клетку. Он может двигаться
горизонтально, вертикально или по диагонали.
Он ходит и наносит удары во все
стороны по вертикали и диагонали, но только на одну клетку.
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко,
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Ферзь (королева) — самая сильная фигура в шахматах. В отличие от короля, ферзь
может ходить на любое количество клеток в любом направлении — по горизонтали,
вертикали или диагонали. Это и делает его самой мощной фигурой. Его надо оберегать от
нападений.
Представляю вам ферзя – Он помощник короля. У него своя игра: Под контролем вся
доска. Но вступать в бой не спешит – За позицией следит. После конницы, слонов Он
начать войну готов. И. Шнайдер
Ладья, похожая на сторожевую башню, тоже мощная фигура. Она может пересечь всю
доску по горизонтали или вертикали, на любое количество полей. Ладья ходит и бьет по
прямой на любые расстояния и во все стороны: вперед и назад, вправо и влево.
А ладья-то тяжела. Раньше башнею была. Сверху лучник там стоит, Королевство
сторожит. Ходит вдоль и поперёк. Шаг ладьи тяжёл и строг. Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко. Будет домик охранять, Часовым в дверях стоят
Слон – это сильная, дальнобойная фигура. Он ходит и наносит удары только по диагонали
во все стороны и на любое расстояние, как показано на рисунке. Слон не может
перепрыгивать через фигуры. Таким образом, если на пути слона стоят другие фигуры,
его действие ограничено.
Слон и воин на спине Важны в шахматной игре. Белопольный, чернопольный Слон,
конечно, подневольный. Ходит он наискосок, Делает большой бросок. Но слонов двоих
пути Пересечься не должны.
Конь – самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной
траектории по сравнению с другими – буквой «Г». Находясь в центре доски, он имеет
восемь возможных ходов, а в самом углу только два. Конь является единственной
фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры.
Конь – коварная фигура. У него своя натура. Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы
прыжок! Делает такой кульбит – Взвиться в небо норовит! Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом – Поле чёрное под ним. За конём следи чужим
Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на
два поля.
Пешка «бьет» чужую фигуру по диагонали.
Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение
— стать конём, слоном, ладьёй или ферзем, и получить больше возможностей для
передвижения.
20 слайд
Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия .
Дидактическая игра «Что изменилось?»Расставьте пешки на доске произвольно. Затем
предложите детям запомнить их расположение и отвернуться. Сделайте 1—2
перестановки пешек, разрешите повернуться и спросите: «Что изменилось?» Дети
показывают, передвигая пешки. За правильный ответ ребенку (или команде) начисляется
очко. Постепенно игра усложняется.
Примерно так же проводится дидактическая игра «Чего не стало?».
В этом случае пешки не переставляются, а снимаются с доски совсем, и задается вопрос:
«Какой пешки не хватает, на каком поле она стояла?» Побеждает команда, набравшая
больше очков. В дальнейшем задание можно постепенно усложнить, скомбинировав две
игры вместе: назвать поля, где стояла пешка, куда продвинулась; назвать поле, откуда
взята пешка или пешки.
В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат»,
«вилка», «рокировка» и пр.
Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске
не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
Путешествуя по Шахматной стране, дети знакомились не только с шахматными
фигурами, но и с выдающимися шахматистами: Александр Алехин, Василий Смыслов,
Роберт Фишер, Михаил Таль, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. Кроме того, ребята
узнали интересные факты из их жизни. Например, Анатолий Карпов играть в шахматы
научился, когда ему не было и пяти лет. Играть в шахматы научил его отец. Анатолий
Карпов всегда помнил слова отца: «Без проигрыша нет и побед!»Анатолий Карпов –
выдающийся советский гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, носивший это звание
много лет (1975 – 1985 г.).
Когда путешествие подошло к концу, дети с грустью прощались со сказочными героями:
Юрой, Клеточкой, Загадаем и Задирой, которые стали настоящими друзьями ребятам.