Напоминание

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы


Автор: Мальцева Елена Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Устье-Угольская школа"
Населённый пункт: п.Шексна Шекснинский муниципальный район Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ "ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Введение

Читательская

грамотность

является

одной

из

важнейших

составляющих

общего

образования.

На

уроках

русского

языка

и

литературы ученики осваивают умения не только правильно читать,

но

и

понимать,

анализировать,

интерпретировать

текст,

а

также

критически воспринимать информацию. Задача учителя — создать

такие условия, которые способствовали бы развитию этих навыков у

учащихся,

используя

различные

методы

и

приемы.

В

данной

методической

разработке

рассмотрены

способы

формирования

читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

1. Понимание понятия "читательская грамотность"

Читательская

грамотность

это

способность

понимать

и

интерпретировать тексты, делать выводы, оценивать информацию, а

также

применять

полученные

знания

на

практике.

Важно,

чтобы

учащиеся не только знали правила чтения, но и умели анализировать,

выявлять главные идеи, понимать подтекст и работать с различными

типами текстов.

2. Методы формирования читательской грамотности

Метод проектной деятельности. Он включает в себя создание

учащимися проектов, связанных с чтением и анализом литературных

произведений. Проектная деятельность помогает развивать навыки

поиска

информации,

ее

структурирования,

а

также

критического

мышления.

Дискуссии

и

обсуждения.

Обсуждение

прочитанных

произведений позволяет ученикам осваивать различные точки зрения,

учит аргументировать свою позицию, а также воспринимать мнения

других.

Это

развивает

как

аналитические

способности,

так

и

коммуникативные навыки.

Метод

творческих

заданий.

Творческая

работа

с

текстами,

например,

написание

эссе,

инсценировка

отдельных

сцен

из

произведений,

создание

иллюстраций

или

продолжений

историй,

помогает

учащимся

глубже

понять

прочитанное

и

развивает

их

воображение.

Использование мультимедийных технологий. Важно учитывать

современные

технологии

в

обучении.

Использование

видеоматериалов,

презентаций,

электронных

ресурсов

помогает

учащимся лучше понять материал и делает процесс обучения более

увлекательным.

3. Организация уроков литературы и русского языка для

формирования читательской грамотности

Уроки анализа текстов. На уроках литературы важно не только

читать

произведения,

но

и

анализировать

их.

Учитель

может

предложить ученикам проанализировать литературные произведения

с разных точек зрения, включая жанровую характеристику, анализ

образов,

темы

и

проблемы

произведения.

Важно

акцентировать

внимание на личном восприятии текста учащимися.

Уроки работы с различными типами текстов. Работать нужно не

только с художественными произведениями, но и с текстами разных

жанров:

научными,

публицистическими,

инструкциями

и

т.

д.

Это

поможет

учащимся

развивать

способность

понимать

и

интерпретировать различные виды текстов.

Кросс-культурный

подход.

Важно

на

уроках

литературы

знакомить

учеников

с

произведениями

литературы

других

стран,

анализировать

сходства

и

различия

в

подходах

к

созданию

литературных произведений, что способствует развитию читательской

грамотности и расширяет кругозор.

4.

Примерное

содержание

уроков

по

формированию

читательской грамотности

Урок "Введение в анализ художественного произведения". Цель:

научить учащихся анализировать текст, выделять ключевые элементы

произведения

(сюжет, композиция,

персонажи, проблемы).

Пример

задания: прочитать рассказ, выделить ключевые моменты сюжета,

проанализировать характеры главных героев.

Урок

"Чтение

и

анализ

стихотворений".

Цель:

развивать

способность

воспринимать

и

анализировать

поэтические

произведения, работать с образами и метафорами. Пример задания:

анализировать стихотворение Пушкина, выделить основные образы,

сравнить с другими произведениями того времени.

Урок

"Критическое

восприятие

текста".

Цель:

развивать

критическое мышление у учеников, учить анализировать и оценивать

текст с разных точек зрения. Пример задания: после прочтения статьи

обсудить, какие факты и мнения в ней представлены, какие выводы

можно сделать из прочитанного.

5. Оценивание читательской грамотности

Для

оценки

уровня

читательской

грамотности

можно

использовать различные формы работы: устные ответы, письменные

задания,

тесты,

проекты,

креативные

работы.

Важно

не

только

проверить,

как

ученик

понял

текст,

но

и

как

он

может

интерпретировать

его,

выражать

собственное

мнение

и

аргументировать его.

Заключение

Формирование

читательской

грамотности

на

уроках

русского

языка и литературы — это не только развитие навыков чтения, но и

умения анализировать, интерпретировать и критически воспринимать

текст. Учитывая современные образовательные тенденции, учителю

важно

использовать

разнообразные

методы

и

подходы,

которые

способствуют развитию этих навыков у учеников.



В раздел образования