Автор: Сидорова Марьяна Михайловна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО «ДМШ им. Ю. Д. Кузнецова»
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: Музыкальная память. Как запомнить нотный текст»
Дата публикации: 22.01.2025
Раздел: дополнительное образование
«Музыкальная память. Как запомнить нотный текст»
Работая в школе искусств 35 лет, я много раз замечала, что разные обучающиеся по-
разному запоминают нотный текст: кому-то достаточно проиграть 2-3 раза для этого, а кому-
то нужно 2-3 недели. Исходя из собственного педагогического опыта, я поняла, что к
каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Некоторые мысли я хочу изложить в
данном докладе.
Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной
психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии
необходимо каждому преподавателю музыки. Музыкальная память – это способность
узнавать
и
воспроизводить
музыкальный
материал. Существует
несколько
видов
музыкальной памяти:
Зрительная память – благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные
зрительные образы, и удерживаем их. Помните, как говорят? – мне надо увидеть, тогда я
запомню! Очень многие просто запоминают клавиши/струны, которые нужно использовать
и.. играют произведение!
Слуховая память – при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки и
можем их воспроизвести. Кто не замечал, что, услышав песню, которая каждое утро играет в
автобусе, можно спеть ее не выучивая специально. Эта память, как никому более, важна
музыкантам!
Двигательная
(или
моторная) –
способность
запоминать
и
воспроизводить
различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту. Бывают случаи, когда
люди закончившие музыкальную школу 30 лет назад, не помнят уже ни ноты, ни
преподавателя, но когда подходят к инструменту, запросто играют произведение, которое
они учили целый год и сдавали на экзамене в классе, эдак, седьмом!
Эмоциональная память – это наша способность запоминать чувственное состояние и
воспроизводить его, при повторении какой–либо ситуации. Однако, работая с детьми, я
поняла, что в школе искусств очень редко встречается такой вид музыкальной память.
Связано это, в первую очередь, с чувственным состоянием исполнения произведений. Не все
дети могут играть эмоционально.
Логическая память (или смысловая) – запоминание нами различных элементов,
которые связаны между собой определенной смысловой цепочкой. Музыка – это не набор
звуков, а структурированная, взаимосвязанная и точная система взаимоотношений звуков.
Если разобраться в ней, изучить отдельные элементы музыкального языка, то запоминать
будет, на удивление, гораздо легче и приятнее.
Основными
компонентами
музыкальной
памяти
являются слуховая
и
двигательная памяти. Остальные же виды являются вспомогательными, но от этого не
менее ценными. Надо понимать, что все виды памяти действуют как во время запоминания,
так и во время воспроизведения, и их трудно разделить, потому что они действуют
КОМПЛЕКСНО. Для примера: лифт держат сразу несколько тросов (как разные виды
памяти), и если один оборвется, то другие не дадут лифту упасть. Поэтому важно развивать
все виды памяти.
Как быстро выучить текст наизусть, как не делать при этом ошибок? Чтобы быстро
выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы
запоминания.
Часто задаётся вопрос, стоит ли специально учить музыкальное произведение
наизусть. Конечно, стоит! Только так, целенаправленно, постепенно и надо учить напамять,
не дожидаясь того «счастливого» мгновения, когда понимаешь, что вроде бы уже всё
запомнил. Это ощущение может быть ложным. Но заучивать наизусть следует только после
того, как произведение действительно тщательно разобрано и для исполнителя в нём не
осталось ни одного тёмного пятна. Правильный разбор – фундамент, на котором в
дальнейшем будет стоять всё музыкальное произведение. Потому остановимся немного на
принципах правильного разбора. Освоение новой композиции многие начинают сразу с
игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок.
Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой
(послушать игру педагога или найти запись в интернете). В это время работает ваша
слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.
Очень полезно, прослушивая новое произведение, вооружившись карандашом, найти
одинаковые части (отметить их). Можно разбить произведение на цифры и пометить
похожие цифры (я именно так делаю со своими учениками).
Обратимся к знатокам фортепианной педагогики. Н. И. Голубовская в своей статье
«Работа пианиста» напротив, подчёркивает, что нужно препятствовать тому, чтобы
произведение заучивалось в первую очередь моторной памятью. Она предлагает сначала
разобрать произведение по нотам, проиграть его, а затем заучивать его наизусть, используя
логически-слуховую память. То есть сначала, по её мнению, нужно пропустить музыкальный
текст через сознание, и только потом, в процессе работы естественным путём подключается
моторная память и подсознание. Голубовская считает, что напамять нужно учить медленно,
и при заучивании не должно быть каких-либо препятствий в моторике. По её мнению,
технические трудности нужно устранять, а увеличение темпа производить уже при
выученном наизусть тексте. Голубовская также придаёт важно значение вниманию и
представлению музыкального образа уже на начальном этапе изучения музыкального
произведения.
В младшем школьном возрасте память у детей становится более сознательно
регулируемой и опосредованной. Одновременно у детей названного возраста хорошо развита
непроизвольная память, способствующая запоминанию интересного, привлекательного.
Поэтому педагог по специальности должен формировать у учащихся младших классов
адекватные, рациональные приемы и способы запоминания. Причем процесс развития
логической памяти необходимо специально организовывать, поскольку дети этого возраста в
основном не могут самостоятельно использовать смысловую обработку материала. У меня
есть такой специальный способ запоминания. В особенно сложных для запоминания местах
мы с обучающимися придумываем так называемые слова-ключи! Подходя к таким частям
произведения вслух или «про себя» произносим слово-ключ и тут же в памяти и в руках
«всплывают» нужные куски! Очень хорошо работает способ, практически со всеми
обучающимися!
В заключение предлагаем правила для учеников, способствующие развитию памяти
в процессе работы над выучиванием произведения наизусть.
1. Нельзя учить пьесу наизусть в состоянии утомления, сонливости, когда не удается
как следует сосредоточить внимание.
2. Заучивать произведение нужно по небольшим фрагментам, начинать с большего
фрагмента и повторять его дольше времени, чем остальные фрагменты.
3. Распределять разучивание одного произведения, выучивая наизусть не в один прием,
а за ряд дней.
4. После разучивания произведения (фрагмента) наизусть следует отдохнуть и не
перенапрягать себя другой умственной деятельностью.
5. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется – залог
успешного запоминания наизусть.
6. Следует зрительно запоминать нотный текст, а во время игры наизусть мысленно его
представлять перед глазами.
7. Следует запомнить мелодию на слух, пропевать ее без инструмента, причем в
любое свободное время.
8. После того как произведение выучено, нужно дать ему возможность «отлежаться»
(лучше 1-2 дня, но не больше).
9. «Пробное» проигрывание наизусть активизирует припоминание – один из процессов
памяти, наиболее сложный и требующий упорства и находчивости. Особое внимание при
припоминании следует обращать на места стыковки разделов, которые обычно вызывают
затруднения.
10. Перед игрой произведения наизусть желательно просматривать его глазами по
нотам. 11. Чередование пассивного (по нотам) и активного (без нот) повторения очень
полезно. 12. Важно исполнять выученное произведение в медленном темпе и даже очень
медленном.
13. При исполнении произведения наизусть нужно стараться следить за выполнением
задач, которые постоянно ставит педагог.
Занимайтесь осмысленно!
- Обдумайте художественные образы.
Добавляйте зрительные образы, рисуйте картинки — ассоциации, понятные только
вам.
- Установите сроки работы, делайте перерывы, не учите, если чувствуете себя плохо.
- Говорите всем, что у вас феноменальная память!