Авторы: Макковеева Анна Сергеевна, Елизарова Юлия Юрьевна
Должность: учитель логопед, учитель -логопед.
Учебное заведение: МОУ СОШ 3 , МБДОУ Детский сад № 147
Населённый пункт: г.Новодвинск, г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у детей речевой патологией.
Раздел: начальное образование
Использование игровых технологий
в развитии фонематических процессов у детей речевой
патологией.
Макковеева Анна Сергеевна
учитель –логопед МОУ СОШ № 3 г.Новодвинск
Елизарова Юлия Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ Детский сад №147, г. Архангельск
Аннотация. В статье раскрываются вопросы использования игровых
технологий в работе по развитию фонематических процессов старших
дошкольников.
Ключевые слова:
игровые технологии, фонематические процессы, этапы
коррекционной работы.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе
обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребёнка к
обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому
воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое
внимание.
По данным многих авторов, несформированность фонематического
восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к
учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде
стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. (Л.С. Цветкова,
М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
На
важность
и
необходимость
своевременного
формирования
фонематического восприятия указывали многие отечественные психологи и
педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин).
Отсутствие
полноценного
восприятия
фонем
родного
языка
делает
невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение
фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени
словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит
развитие связной речи в целом. Это значит, что предупреждение и устранение
имеющихся
дефектов
речи
невозможно
без
специальной
коррекции
фонематических процессов.
Актуальность данной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и
технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую
работу.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются
игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является
ведущим видом деятельности дошкольников и, она же является прекрасным
средством обучения. Игровая мотивация, как известно, превалирует над
учебной, но на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения
приоритетной образовательной задачи: формирование у детей грамматически
правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
Поэтому, в своей работе мы поставили цель: развивать фонематические
процессы дошкольников старшего возраста, используя игровые технологии.
Задачи работы:
1.
Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в
чужой и собственной речи.
2.
Формировать фонематические противопоставления:
а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;
б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
3.
Формировать фонематический анализ и синтез.
4.
Формировать фонематические представления на основе фонематического
восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.
5.
Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.
Логопедическую работу по развитию у детей способности воспринимать и
дифференцировать фонемы мы условно разделили на 6 этапов
I.
Этап: узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается
способность
узнавать
и
различать
речевые
и
неречевые
звуки.
Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового
внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей
дифференцировать фонемы).
II.
Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по
высоте, силе и тембру голоса.
III.
Этап: различение слов, близких по звуковому составу.
IV.
Этап: дифференциации слогов.
Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением
различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и
глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Ряд упражнений
способствует преодолению нарушений слоговой структуры.
V.
Этап: дифференциации фонем.
VI.
Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых
упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию
фонематического восприятия дошкольников.
1.
Игры, направленные на развитие слухового внимания
Узнай по звуку
Цель. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.
Оборудование:
ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка,
полочка и т.д.), фишки.
Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными
предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает
руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок
картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал
и т.д. Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
2. Игры на развитие речевого слуха.
Угадай, чей голосок
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование. Мишка (игрушка).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии
спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен
угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот,
кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
Будь внимателен
Цель. Учить определять правильность произношения слов.
Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают
внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку —
ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые
слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом,
альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка,
кветка, тлекта, кветка
4. Игры, направленные на дифференциацию слогов.
Повтори правильно
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить
слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди
поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен
правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть
различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
5. Игры, направленные на дифференциацию звуков.
Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на
другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в
правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть
звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с],
то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то -
со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в
названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не
должны поднимать свои картинки.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова,
определение характеристики звуков.
Угадай-ка
Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из
первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок
(например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
Использование игровых технологий помогает организовать коррекционную
работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на
протяжении всего обучении, оказывает влияние на быстроту запоминания,
понимания
и
усвоения
программного
материала
в
полном
объёме,
оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребёнку в
усвоении школьной программы.
Литература:
1.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для
логопеда./М: Просвещение. 1985. —207с.
2.Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми /М: Просвещение.
1973. - 103с.
3.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для
воспитателя детского сада./ М.: Просвещение. 1988.—64 с.