Автор: Казанова Елена Павловна
Должность: учитель истории и обществознания, преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИТК в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 28.01.2025
Раздел: высшее образование
ИКТ на уроках истории - опыт использования информационных технологий
.
Учитель Казанова Елена Павловна
«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс.
Ни один государственный деятель:
но учитель… может совершит больше,
нежели завоеватели и государственные главы,
они, учителя, могут создать новое воображение
освободить скрытые силы человечества».
Николай Рерих.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник , который будет
жить, и трудиться в грядущем тысячелетии, должен уметь самостоятельно, активно
действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни.
Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения,
решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько
содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса
обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где
в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в
первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Система образования – целостная, но открытая система, одной из существенных
характеристик которой является её информативность.
Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе
сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества, государства.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
-
сделать
урок
современным,
т.е.
наглядным,
красочным,
информативным,
интерактивным и экономичным по затратам времени;
- приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит,
чем читает и говорит;
-
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к
обучению;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и
учителем;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая
мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно
много:
- перегруженность программ обучения,
- оторванность изучаемого материала от жизни,
- от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к
учению.
Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи,
в частности, поиск эффективных методик и технологий.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником
получать удовольствие от увлекательного процесса познания,
не только силой
воображения, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий
красочный мир,
обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью
интерактивного диалогового гипертекста.
В настоящее время существует большое количество энциклопедических
мультимедийных программ демонстрационного характера.
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно,
интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем
темпе, а учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает
возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
В
своей
педагогической
деятельности
я
использую
информационно-
коммуникационные технологии на различных этапах урока. Как показывает опыт, на
уроке истории целесообразно применять их при изучении нового материала,
закреплении полученных знаний и уроке контроля.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих
вариантах:
1.
Мультимедийные
презентации.
Мультимедийная
презентация
позволяет
наглядно использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей,
видеофрагменты, диаграммы, проводить сравнительный анализ в рамках одного
урока.
2.
Мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд,
отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение,
размещение и тому подобное. Им на смену пришли
интерактивные карты, которые
более ярче и образнее.
3.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я
использую различного рода тесты и тренажеры. Тесты могут быть простые в виде
текстов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно
выбрать правильный.
Также они могут быть представлены в виде картинок, фотографий, изображений.
Способы работы с тестами: фронтальный, индивидуальный, самостоятельное
выполнение.
4.
На уроках обобщения я часто использую различные викторины. Например:
1)
«Русь с древних времен до конца
XVI
века» - урок–аукцион. Каждый
обучающийся «покупает» лот с вопросом и накапливает баллы, соответствующие
оценкам.
2)
«Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». Данная викторина относится к типу
«Своя игра».
3)
«Отечественная война 1812 года»
5. Проектная
деятельность.
Обучающиеся
самостоятельно
выбирают
темы
и
разрабатывают различного типа проекты. Это: виртуальные путешествия по
музеям мира, составление бизнес-плана, подборка стихотворений неизвестных и
известных авторов, изучение родного края.
По опыту могу сказать, что обучающиеся активно занимаются проектной
деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда
хорошие
.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю
повышать мотивацию обучающихся к предмету и приводит к целому ряду
положительных следствий:
- облегчает процесс усвоения материала обучающихся;
- возбуждает живой интерес к предмету;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышение качества обучения по предмету;
- идет более полное усвоение теоретического материала;
- развиваются умения добывать информацию из разнообразных источников,
обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий и предоставлять на
публичную защиту;
- умения кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.
Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем
касающихся культуры.
Только с помощью медиа - и компьютерных технологий у нас появилась
возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только
российской,
но
и
мировой
культуры,
показать
шедевры
мировой
архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть
в реальной жизни. С этой целью на уроках используются презентации,
подготовленные как учителем, так и учениками. Источник информации для
их подготовки – Интернет.
Использование
компьютера
дает
возможность
увидеть
мир
глазами
многих
живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки.
Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся,
позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках
гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности
творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует
освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что
ведет к интенсификации процесса обучения. привлекает внимание учащихся к
предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.
Но нельзя забывать и о живом слове учителя.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем,
что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ
с
традиционными средствами обучения позволяет
учителю сделать урок более
успешным.
Наличие «чудо-техники» не решающий фактор - необходимо его правильно
использовать. Разрабатывая методику, целесообразно исходить из идеи органичного
введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели
урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично
сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой
деятельности. Все это способствует формированию умений и навыков
самостоятельного приобретения знаний студентами.
Использование информационных технологий создает основу для организации
самостоятельной деятельности студентов по анализу и обобщению информационного
массива.
Те студенты, которые активно работают с компьютером, проявляют наибольший
интерес к предмету, у них формируется более высокий уровень самообразовательных
навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.
Объемы компьютерной информации превышают объемы любых печатных изданий.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты изучали Интернет не стихийно.
Необходимо провести беседу о методах сбора, поиска и обработки информации.
Можно рекомендовать определенные сайты, помочь правильно сформулировать
запрос. Правильная формулировка – залог получения успешного и быстрого
результата.
Интернет может стать не только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать
эффективным навигатором ученика.
ИКТ в обучении истории нельзя назвать данью моде. Это, прежде всего возможность
улучшить качество образования.
Современный учитель не может и не должен быть единственным источником
информации но и компьютер это не замена учителя, ни что не заменит живого
и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну
из составляющей урока, как еще одну методическую единицу.
Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя,
заключается в следующем:
1. В классе нет ни одного компьютера, что затрудняет возможности процесса
обучения.
2. Не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением
ИКТ, особенно при большой нагрузке.
3. Не у всех студентов есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на
самостоятельную работу детей. Ответственные студенты в этом случае вынуждены
работать на компьютере в колледже или обращаются за помощью к своим друзьям,
что требует больше времени.
4. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная
грамотность учителя.
5. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в
полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда
полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям
группе. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-
то добавить, проверить, чтоб она работала на колледжном компьютере. Все это
требует дополнительных временных затрат.
(6. Трудоемкость для учителей, которые будут использовать мой опыт, возможно,
будет заключаться в следующем:
1. Учитель должен иметь компьютер дома.
2. Учитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью.
3. Компьютер учителя должен иметь выход в Интернет.
4. Учитель должен уметь находить необходимую информацию в Интернете.
5. Учитель должен уметь установить диск или программу на компьютер и быстро
находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени.
6. Учитель должен уметь сам составлять презентации. )
Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами
использование информационных технологий в процессе обучения может иметь
противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и
требования к использованию.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые
могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов
обучения.
Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики
должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе.
Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что
в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают,
мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен
быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения:
доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг,
никогда не подведёт.
(Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к
целому ряду любопытных последствий:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности труда.
3. Установление межпредметных связей с информатикой.
4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по
созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
5. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке.
Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для
работы в любой области человеческой деятельности.
7. Использование новых информационных технологий способно существенно
углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения
может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков
учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. )
Оптимальное решение – модель, объединяющая в себе лучшие стороны
педагогических подходов
.
Технология опыта
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс
разнообразным, нескучным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом
объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной
форме, что способствует и лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть
исторические и географические особенности стран.
5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на
основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами,
историческими источниками. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать
документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки
истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на
помощь снова приходят ИКТ. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию
Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат,
их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились
слёзы… И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное
завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Так на уроке
воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство
национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей
стране. Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями
руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким
образом я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к
получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я
считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед
традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в
учебный процесс даже самого слабого ученика.
2. Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового
материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется
учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно
для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно
дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В моём распоряжении
имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Мною составлены
презентации по следующим темам: История России:
1. Монголо- татарское нашествие на Русь.
2. Основные направления внутренней политики Ивана IV.
3. Основные направления внешней политики Ивана IV.
4. Основные направления внешней политики XVII века.
5. Основные направления внешней политики первой половины XVIII века.
6. Основные направления внешней политики второй половины XVIII века.
7. Реформы Петра I.
8. Реформы Александра II.
9. Экономические реформы 1985-1991 годов.
Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.
Обществознание:
1. Проблемы современного человечества (используется при изучении нового
материала).
2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем
уроке по данной теме).
3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно-
обобщающем уроке по данной теме).
4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем
уроке по данной теме).
5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем
уроке по данной теме).
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают
первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники,
которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается
намного проще и интереснее. В моём распоряжении есть видеотека научно-
популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории.
Фильмы и ролики я нашла в Интернете, наиболее значимые и подходящие к урокам
записала на диски, и теперь они очень мне помогают. Все фильмы объединены по
темам:
1. Русь периода феодальной раздробленности.
2. Эпоха Ивана IV.
3. Отечественная война 1812 года.
4. Эпоха Александра I.
5. Первая русская революция.
6. Советско-финская война.
7. Великая Отечественная война и др.
Например, что мы знаем о советско-финской войне, про которую в учебниках
написано ровно полстраницы? А ведь это была настоящая катастрофа для советской
армии за всю историю Советского Союза. Как мы, великая на тот момент держава, не
могли так долго справиться с маленькой, ДО этого не замеченной ни в каких военных
конфликтах Финляндией? Почему мы потеряли тысячи солдат убитыми и
обмороженными, 120 раз штурмовали линию Маннергейма, и всё безрезультатно?
Короткий фильм, основанный на достоверных источниках, в необычайно интересной
форме раскрывает всё это. Выясняется, что свою защитную линию от возможной
агрессии Советского Союза финны строили с 1921 по подобию Великой Китайской
стены, которую, как писали древние историки, взять штурмом практически
невозможно. Единственный вариант - голодный мор. Наше руководство, очевидно,
ничего этого не знало, иначе бы не планировало захватить Финляндию за две недели.
Всё это тщательнейшим образом скрывалось. Сейчас сохранились остатки этой линии,
и историки изучают, по какому принципу она построена. Я привела только один
пример использования фильма на уроке. Результат очевиден: в итоговой проверочной
работе по этой теме все ученики, как один, независимо от их способностей, чётко
изложили причины, ход и последствия финской войны и ее значение для нашей
страны. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет
распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую
ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные
знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь
останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом
направлении.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они
представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности.
Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю
сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и
рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете,
содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы.
Изображение проецируется на экраны мониторов.
На уроках истории и обществознания часто используется разнообразный текстовый
материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков,
мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы.
Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет
необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл
учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.
Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.
Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении
сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом
с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним
выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала можно
предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на
экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.
Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое
средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество
материала и готовых разработок уроков.
Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта
программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и
ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель
должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при
подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке
будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать
информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и
т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.
При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power
Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и
максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление
программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
В качестве примера воспользуемся презентацией "Отечественная война 1812 года". На
уроке обществознания рассмотрим применение презентаций на примере урока по теме
"Общение". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран
и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-
задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или
просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют
максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в
конкретном группе.