Автор: Галиева Расима Сафиулловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка" с. Миловка
Населённый пункт: Уфимскjuj Район Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "СОВУШКА" С. МИЛОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аналитическая справка
по результатам адаптации детей раннего возраста
к детскому саду
в 2022 – 2023 учебном году
Составитель:
педагог – психолог
Галиева Р. С.
с. Миловка - 2022
Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного
возраста ограничены, поэтому резкий переход ребёнка в новую социальную
ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести
к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития. Поэтому очень важно в этот период оказать помощь детям в
преодолении этого стресса.
Цель исследования:
определение особенностей привыкания детей к
условиям дошкольного образовательного учреждения, создание условий
психологического комфорта для детей в группе.
Контингент: дети 1,5 - 3 лет
Количество обследуемых детей: 56 воспитанников
Используемая
методика:
Роньжина
А.С.
Диагностика
уровня
адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению.
Период наблюдения: август - октябрь.
Количественные результаты адаптации детей к ДОУ
Таблица 1. Общие показатели адаптации к ДОУ.
Наименовани
е группы
Общее
количество
детей
Уровни адаптации
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Кол.
детей
%
Кол.
детей
%
Кол.
детей
%
«Капельки»
23
11
48%
12
52%
0
0%
«Подсолнухи
»
33
14
42,5%
18
54,5%
1
3%
Итого:2
группы
56
25
44,6%
30
53,6%
1
1,8%
Качественный анализ результатов адаптации детей к ДОУ
Наблюдение за детьми осуществлялось по следующим критериям:
•
эмоциональное состояние;
•
социальные контакты с взрослыми и детьми;
•
познавательная и игровая деятельность;
•
реакция на изменение привычной ситуации.
В результате наблюдения были выявлены основные трудности:
•
взаимодействие с новым взрослым (воспитателем);
•
взаимодействие со сверстниками;
•
освоение предметно-развивающей среды.
Для устранения трудностей перед педагогами были поставлены задачи:
•
развивать доверие к новому взрослому (воспитателю, помощнику
воспитателя);
•
содействовать осознанию необходимости и важности требований;
•
формировать стремление действовать вместе со взрослым, достигая
результатов;
•
развивать интерес к ровесникам, стремление действовать сообща,
формировать навыки игрового общения с детьми;
•
расширять репертуар предметных, игровых и коммуникативных
действий;
•
создать условия для самореализации.
Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка,
осуществлялась по принципу «здесь и сейчас» с акцентом на немедленном
закреплении тех позитивных процессов, которые проявлялись в ходе
коррекционного процесса. У большей части детей к 21-му дню пребывания в
ДОУ
нормализовался
дневной
сон,
они
самостоятельно
засыпают.
Настроение бодрое. У некоторых детей еще наблюдается утренний плач, но
положительный фон настроения восстанавливается в течение 15 минут после
ухода родителей. Отношение с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок
поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается. Интерес к окружающему
восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь
затормаживается, но ребёнок может отвлекаться на просьбы взрослого и
выполнять его указания. К концу первого месяца восстанавливается активная
речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 8 дней, без
осложнений, вес без изменений. Признаки невротических реакций и
изменений в деятельности нервной вегетативной системы отсутствуют.
Выводы
Таким образом можно сделать вывод, что для большинства детей процесс
адаптации проходил на высоком и среднем уровне. Этому способствовала
совместная
работа
всех
участников
образовательного
процесса
и
проведённые мероприятия:
•
Занятия психолога с детьми в адаптационный период по программе
Роньжина А.С.
•
Систематическое консультирование родителей и педагогов.
•
Распространение информации по адаптации: памятки, листовки,
стендовая информация.
•
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с
постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ - с 2
часов до перехода на полный день.
•
Учёт индивидуальных особенностей детей.
•
Организация
игровой
деятельности,
которая
способствовала
формированию
у
детей
уверенности
в
самих
себе
и
своих
возможностях и закладывала основы доверительного отношения детей
к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю, а также
основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
С детьми, имеющими трудности в адаптации, были продолжены занятия в
индивидуальной
форме,
а
также
были
проведены
дополнительные
консультации с родителями с целью выявления причин и оказания помощи.
Основными причинами трудности в адаптации послужили: не соблюдение
режима дня и эпизодическая посещаемость ДОУ.
Педагог-психолог Галиева Р. С. /_____________/