Авторы: Землякова Екатерина Николаевна, Екатерина Николаевна Землякова
Должность: воспитатель студенческого общежития
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: п.г.т. Междуреченский. Тюменская обл. ХМАО
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Творческая мастерская"
Дата публикации: 30.01.2025
Раздел: среднее профессиональное
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-мансийского автономного округа – Югры
«Междуреченский агропромышленный колледж»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания МС Директор
от «____» января 2023г. № ______М.Л. Адамович
«___» ___________ 2023г.
Программа
внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
Возраст обучающихся: 16 – 20 лет
Составитель программы: воспитатель общежития
Землякова Е.Н.- первая квалификационная категория
п. Междуреченский
2023 г.
Содержание
1.
Пояснительная записка 3
2.
Содержание программы 6
3.
Тематическое планирование 8
4.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
программы
внеурочной деятельности «Творческая мастерская» 11
5.
Формы и виды контроля 12
6.
Техническое и кадровое обеспечение реализации программы 13
7.
Список использованных интернет источников 14
8.
Глоссарий 16
2
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть
мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые
оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные
результаты.
Реализация
этих
требований
предполагает
человека
с
творческими способностями.
Особое значение в воспитательной работе приобретает проблема
творчества,
когда
развитие
способностей
обучающихся
выступает
своеобразной гарантией социализации личности студента в обществе.
Обучающийся с творческими способностями - активный, пытливый. Он
способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он
способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные
решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое,
оригинальное.
Здесь
требуются
особые
качества
ума,
такие
как
наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и
моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности
и составляет творческие способности.
Важным
для
будущего
подрастающего
поколения
является
необходимость приобщения его к национальной культуре, художественному
наследию, к различным ремеслам, а это признается в настоящее время во
всем мире.
Именно в общежитии студенты проводят большую часть своего
времени и, конечно, каждому хочется чувствовать себя комфортно и
успешным в новых для себя условиях проживания.
В связи с чем возникает необходимость организации и проведения
воспитательной работы в данном направлении с обучающимися колледжа,
проживающими в общежитии.
3
Программа
внеурочной
деятельности
«Творческая
мастерская»
позволяет объединить образовательные, воспитательные и развивающие
задачи в одно целое.
Актуальность программы в том, что она способствует формированию у
обучающихся
художественной
культуры,
художественно-творческой
активности. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов
вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение
результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. У
обучающихся
формируется
самостоятельность,
активность,
наблюдательность, то есть те качества, которые необходимы ему в будущей
профессиональной и личной жизни. Конкурсы и выставки способствуют
формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а
также и процессу обучения.
Цель
программы:
создание
условий
для
развития
личности
обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями и
интересами через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
научить владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучить технологиям разных видов мастерства;
воспитывать
художественно
–
эстетический
вкус,
трудолюбие,
аккуратность, целеустремленность, усидчивость;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-
прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом
индивидуальных особенностей членов коллектива;
развивать природные задатки, творческий потенциал обучающегося.
4
способствовать принятию самостоятельных решений при выполнении
творческой задачи с опорой на умение сопоставлять и анализировать,
комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 16
– 20 лет.
Сроки реализации: 1 год
Программа рассчитана на 28 часов
Режим занятий: по графику сменности воспитателей, не менее 2-х раз
в месяц.
Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые,
коллективные и индивидуальные.
Вид деятельности: творческая.
Используемые техники: плетение, квиллинг, мозаика, работа с бумагой,
шитье, вязание крючком.
Формы
подведения
итогов
реализации
программы.
Система
отслеживания и оценивания результатов обучения студентов проходит через
их участие в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях
разного уровня.
5
Содержание программы
Раздел 1. Работа с бумагой
Тема 1.1. Плетение из газет
Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для
плетения.
Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение
дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой.
Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.
Тема 1.2. Аппликации из гофрированной бумагой
Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги.
Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги.
Тема 1.3. Квиллинг
Знакомство с техникой бумагокручения. Технология изготовления
изделий в технике квиллинга.
Практическая работа: изготовление картины.
Раздел 2. Работа с природным материалом
Тема 2.1. Из семян растений, крупы
Виды
круп
и
семян
растений.
Разнообразие
формы
и
цвета.
Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с
техникой работы с крупой и семенами растений.
Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.
Раздел 3. Художественная обработка бросового материала
Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок
Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи
изделий из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых
бутылок.
Практическая работа:
изготовление ваз из пластиковых бутылок;
изготовление цветов из пластиковых бутылок.
Тема 3.2. Изделия из пакетов
6
Знакомство со способами утилизации пакетов. Идеи изделий из
пакетов. Техника вязания крючком. Изготовление одежды из пакетов.
Плетение обуви из пакетов. Презентация идей изделий из пакетов.
Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.
Тема 3.3. Изделия из коробок
Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из
коробок. Презентация идей изделий из коробок.
Практическая работа: изготовление мебели из коробок.
Раздел 4. Работа с текстильными материалами
Тема 4.1. Работа с тканью
История
создания
игрушек
из
ткани.
Разнообразие
материала.
Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление тканевой игрушки в
технике примитивизм. Технология обработки игрушки кофе с ванилью.
Практическая работа: изготовление куклы.
Тема 4.2. Игрушки из носков, колгот
Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология
изготовления пупсов, зверей.
Практическая работа: изготовление пупсов, зверюшек.
Тема 4.4. Работа с нитками
Понятие «мандала». Разнообразие техники исполнения мандалы.
Технология плетения мандалы.
Практическая работа: плетение мандал.
При начале работы с новыми материалами проводится инструктаж по
технике безопасности, а также с правилами поведения на рабочем месте.
7
Тематическое планирование
Таблица №1.
№
Месяц
Содержание
теоретической
части занятия
Содержание
практической
части занятия
Материал для
подготовки и
проведения
занятия
Кол-во
часов
Раздел 1. Работа с бумагой
Тема 1.1. Плетение из газет
1
Сентябрь
Вводное
занятие.
Знакомство с
техниками
плетения
из газет.
Подготовка
материала для
плетения.
Освоение
техники
плетения из
газет. Плетение
дна изделия.
Плетение по
кругу.
Закрепление
края изделия.
Покраска
изделия.
Покрытие
изделия лаком.
Газеты,
клей,
ножницы,
карандаш,
линейка,
спицы,
лак.
4
Тема 1.2. Аппликации из гофрированной бумагой
2
Октябрь
Свойства
гофрированной
бумаги.
Идеи изделий из
гофробумаги.
Изготовление
букетов из
гофробумаги.
Гифробумага,
клей,
ножницы,
карандаш,
линейка.
2
Тема 1.3. Квиллинг
3
Ноябрь
Знакомство с
техникой
бумагокручения.
Технология
изготовления
изделий в
технике
квиллинга.
Изготовление
картины.
Изготовление
рамочки для
фотографии.
Цветная
бумага
клей,
ножницы,
карандаш,
линейка.
4
Раздел 2. Работа с природным материалом
Тема 2.1. Из семян растений, крупы
4
Декабрь
Виды круп
и семян
растений.
Разнообразие
формы и цвета.
Использование
Изготовление
картин из семян
и круп.
Семена,
крупы,
клей,
картон.
2
8
круп и семян для
изготовления
поделок.
Знакомство с
техникой работы
с крупой и
семенами
растений.
Раздел 3. Художественная обработка бросового материала
Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок
5
Январь
Знакомство со
способами
утилизации
пластиковых
бутылок. Идеи
изделий из
пластиковых
бутылок.
Презентация
идей изделий из
пластиковых
бутылок
Изготовление
ваз из
пластиковых
бутылок;
изготовление
цветов из
пластиковых
бутылок.
Пластиковые
бутылки,
иглы, нити,
клей,
ножницы.
2
Тема 3.2. Изделия из пакетов
6
Февраль
Знакомство со
способами
утилизации
пакетов.
Идеи изделий из
пакетов.
Техника вязания
крючком.
Изготовление
одежды из
пакетов.
Презентация
идей изделий из
пакетов
Плетение
ковриков
из пакетов.
Пакеты,
крючки,
ножницы
2
Тема 3.3. Изделия из коробок
7
Март
Знакомство со
способами
утилизации
коробок.
Идеи изделий из
Изготовление
мебели
из коробок.
Коробки,
ножницы,
клей, жидкие
гвозди.
2
9
коробок.
Презентация
идей изделий из
коробок
Раздел 4. Работа с текстильными материалами
Тема 4.1. Работа с тканью
8
Апрель
История
создания
игрушек из
ткани.
Разнообразие
материала.
Технология
обработки
игрушки кофе с
ванилью.
Изготовление
куклы.
Ткань,
ножницы.
4
Тема 4.2. Игрушки из носков, колгот
9
Май
Трикотажное
полотно.
Особенности,
свойства
трикотажа.
Технология
изготовления
пупсов, зверей
Изготовление
пупсов,
зверюшек.
Трикотажное
полотно,
ножницы.
2
Тема 4.4. Работа с нитками
1
0
Июнь
Понятие
«мандала».
Разнообразие
техники
исполнения
мандалы.
Технология
плетения
мандалы
Плетение
мандал.
2
1
1
Июнь
Подготовка
работ учащихся
к выставке
2
1
2
Последняя
неделя
июня
Выставка
учащихся
Подведение
итогов
Награждение
Итого:
28
10
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса
к
новым
видам
прикладного
творчества,
способам
применения технологий и материалов.
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся сможет:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей
семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе:
умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении общежития к
различным мероприятиям.
11
Формы и виды контроля.
Контроль
за
реализацией
программы
осуществляет
заведующий
общежитием, воспитателями ее реализующую.
В
ходе
реализации
программы
используются
следующие
виды
контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый. Выставочная
деятельность является важным завершающим этапом реализации программы.
Методы отслеживания результативности:
Наблюдение за процессом выполнения работ в ходе занятия;
Анализ выполнения изделий педагогом по итогам занятия;
Мониторинг участия обучающихся в конкурсах художественно-
эстетической направленности и тематических мероприятий.
Виды контроля
Таблица № 2.
Время
проведения
Цель проведения
Формы и методы
контроля
Входной контроль
В начале
учебного года
Определение интересов и
творческих способностей
обучающихся.
Беседа, опрос,
анкетирование.
Текущий контроль
В конце каждого
занятия
Определение результатов
обучения.
*Анализ выполнения
изделий
Промежуточный контроль
В течение
учебного года,
по плану работы
общежития
Определение результатов
обучения.
*Выставка, конкурс,
творческая работа.
Итоговый контроль
В конце
учебного года
Определение изменения
уровня развития творческих
способностей студентов.
Определение результатов
обучения.
*Выставка, конкурс,
творческая работа,
презентация творческих
работ, коллективный
анализ работ, парад
творческих работ.
12
*Подобная же организация учета знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и
в
процессе
выполнения
коллективных
работ,
при
котором
каждый
обучающийся будет значимым участником деятельности.
Техническое и кадровое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в специально оборудованном для художественного
творчества кабинете.
Оборудование: газеты, ножницы, лак, краска, клей, гифробумага,
крупы, семена, пластиковые бутылки, пакеты, крючки, скотч, картонные
коробки, различные виды ткани, иглы, нити, кофе, ваниль, кисточки.
13
Глоссарий
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой
для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур
используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются
путем накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с
последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и
имеет множество вариантов исполнения и использования.
Квиллинг – это искусство бумагокручения.
Мозаика — это способ создания изображения из маленьких элементов.
Мозаика может
быть
из
разных
материалов:
бутылочные
крышки, бусины, пуговицы,
пластмассовые
фишки,
деревянные
спилы
веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки,
мелкие
камешки, ракушки,
термо-мозаика,
тетрис-мозаика,
монетки,
кусочки ткани или бумаги,
зерно, крупа,
семена
клёна, макароны,
любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные
семечки), стружки от карандаша, птичьи перышки…
Плетение - плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из
веревок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет....
14