Автор: Кузнецов Андрей Юрьевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ АСШ №2
Населённый пункт: р.п. Ардатов, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщающий урок по теме: "Сложение и вычитание многочленов", Алгебра, 7 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова"
р.п. Ардатов Нижегородской области
Урок алгебры в 7 классе
Автор
:
Кузнецов Андрей Юрьевич, учитель математики
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: Дидактическая игра
Цель: отработка навыков сложения и вычитания многочленов
Задачи:
Обучающие:
отработать навыки сложения и вычитания многочленов, а также приведения многочленов к
стандартному виду; устранить возможные пробелы в знаниях учащихся; закрепить на
практике знания, умения и навыки сложения и вычитания многочленов; расширить кругозор
учащихся в историческом аспекте; Развивающие:
развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять
главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать
познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся;
развивать умение обучаться в сотрудничестве, работать в команде; развивать умения
учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, чертить); развивать
навыки логической математической речи; развивать умения и навыки применять
математические знания к решению практических задач, в том числе и в нестандартной
ситуации;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать культуру решения
математических задач; воспитывать дисциплинированность; воспитывать культуру речи и
культуру общения; воспитывать ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих
силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология модульного обучения;
Технология развития «критического мышления»;
Обучение в сотрудничестве (командная работа);
Исследование в обучении;
Игровые технологии: обучающая игра.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный
материал для команд.
План урока:
1. Организационный момент. Учащиеся садятся по командам. Каждая команда придумывает себе
название и выбирает капитана. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода
урока. Мотивация учебной деятельности.
2. Устная работа. Актуализация, фронтальная проверка опорных знаний по теме. Учащиеся повторяют
определение многочлена стандартного вида, правила сложения и вычитания многочленов.
3. Решение задач, исследовательская деятельность (командная работа). Проверка полученных
результатов.
4. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Учащиеся садятся по командам (5-6 человек в каждой команде, парты составляются
соответствующим образом). Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.
II.
Устная работа. Актуализация, фронтальная проверка знаний по теме
Учащиеся повторяют определение многочлена стандартного вида, правила сложения и
вычитания многочленов.
III.
Решение задач
Каждой команде предстоит решить 4 задачи, каждая оценивается в 5 баллов. Команда, которая
быстрее остальных справляется с задачей, получает дополнительно 3 балла. Задачи
представлены в виде слайдов, а также у каждой команды имеются на столах экземпляры в
печатном виде, где учащиеся должны записать решения и ответы.
Слайд 1.
1). Представьте многочлен в стандартном виде и заполните таблицу буквами в соответствии с
найденными ответами:
13 a – 5 ab – 3 ab = ;
3 ab – 5 a
2
– 8 ba =
;
6 ab – 2 b
2
– 6 ba + 5 a
2
+ 0,6 b
2
=
;
2 a
2
b – 5 ab
2
+ 3 a
2
b – 8 b
2
a – 2 b a
2
=
;
- 4 a · b a + 2 a
2
b + 0,2 a
2
b
2
– 2 a
2
b
2
=
;
3 a
2
b
3
+ 5 a · 0,2 a b
2
– 4 a
2
b
2
· 0,5 b + 2 a
2
b
2
=
.
Слайд 2.
Ответ: Ахиллес. Это герой древнегреческой мифологии, участник Троянской войны
Какое крылатое выражение связано с именем этого героя?
Ответ: Мать Ахиллеса, Фетида, окунула младенца в воды подземной реки, делающие
человека неуязвимым. При этом погружении она держала Ахиллеса за пятку, которая
осталась сухой и, следовательно, уязвимой. Во время Троянской войны стрела врага попала
Ахиллесу в пятку, в результате чего он и умер.
Выражение «Ахиллесова пята» в переносном смысле означает «слабое, уязвимое место».
Слайд 3.
2). Облик некоторых мифических персонажей состоит из головы и туловища,
взятых от разных существ. Выполните сложение многочленов. Используя
найденные ответы и данные таблицы, узнайте, как выглядели эти существа.
Овал символически изображает голову,
- 1,8 a
2
b
2
– 2 a
2
b
3 a
2
b – 13 a b
2
– 5 a b – 5 a
2
a
2
b
3
+ 3 a
2
b
2
3 a
2
b
2
+
a
2
b
3
5 a
2
– 1,4 b
2
13 a – 8 a b
И
С
Х
А
Л
Е
Прямоугольник символически изображает туловище.
Слайд 4.
а). бык человек
+
= ;
человек конь
б).
+ = ;
в). лев коза
+ = ;
г). человек лев птица
+ + =
.
Слайд 5.
Буквенный код ответа
Название мифического
3 x
2
y – 2 x y
2
7 x y
2
– 5 x
2
y
3 x
2
y – 2 x y
2
x
2
y
2
– 3 x
2
y – xy
2
7 x
2
y
2
– 8 x
2
y
6 x
2
y – 2 x
2
y
2
3 x
2
y – 2 x y
2
2 x y
2
– 6 x
2
y
2
7 x
2
y
2
– 8 x
2
y
персонажа
x
2
y
2
– 3 x y
2
Кентавр
5x y
2
– 2 x
2
y
Минотавр
x
2
y
2
– 5 x
2
y
Сфинкс
5x
2
y
2
– 2 x
2
y
Химера
x
2
y
2
– 3 x
2
y
Ше´ду
Слайд 6.
Ответ:
мифический персонаж с головой
быка и телом человека - минотавр.
Существо с головой человека и телом
коня – это кентавр. Сфинкс – это
персонаж, имеющий голову человека,
тело льва и крылья птицы.
Мифологическое существо с
огнедышащей львиной
пастью, туловищем козы и
хвостом дракона – это
химера. Оставшееся в
таблице фантастическое
существо - шеду – крылатый
бык с человеческим лицом и
пятью ногами.
Слайд 7.
3). Запишите в клетки каждого квадрата такие выражения, чтобы их сумма
в каждом столбце, каждой строке и каждой диагонали была равна
выражению, записанному в треугольнике:
Слайд 8.
Ответ:
Слайд
9
.
4). а). В свободные части «паутины» запишите такие одночлены, чтобы сумма выражений
по каждому сектору была равна нулю:
a - b
b
a
- x - y
2 x - y
- x + 2 y
3 y
0
- 3 y
x – 2 y
- 2 x + y
x + y
Слайд
10
.
б). В свободные кружки запишите буквы, соответствующие в таблице найденным
одночленам:
- 3 x
2
3 x
- 3 x
3 x
2
3 x y
3 x y
2
3 x
2
y
- 3 x
2
y
- 3 x y
- 3 x y
2
Т
Е
И
Д
У
М
Б
Л
К
А
в). Используя все имеющиеся на рисунке буквы, прочитайте имя мыслителя. (С какой буквы
начинать чтение – догадайтесь сами.)
Этому философу принадлежит высказывание:
Слайд
11
.
Ответ:
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – греческий философ, историк,
географ, биолог, физик.
Создал науку о погоде – метеорологию.
IV. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
Буквенный код ответа
Название мифического персонажа
x
2
y
2
– 3 x y
2
Кентавр
5x y
2
– 2 x
2
y
Минотавр
x
2
y
2
– 5 x
2
y
Сфинкс
5x
2
y
2
– 2 x
2
y
Химера
x
2
y
2
– 3 x
2
y
Шеду
Буквенный код ответа
Название мифического персонажа
x
2
y
2
– 3 x y
2
Кентавр
5x y
2
– 2 x
2
y
Минотавр
x
2
y
2
– 5 x
2
y
Сфинкс
5x
2
y
2
– 2 x
2
y
Химера
x
2
y
2
– 3 x
2
y
Шеду
- 3 x
2
3 x
- 3 x
3 x
2
3 x y
3 x y
2
3 x
2
y
- 3 x
2
y
- 3 x y
- 3 x y
2
Т
Е
И
Д
У
М
Б
Л
К
А
- 1,8 a
2
b
2
– 2 a
2
b
3 a
2
b – 13 a b
2
– 5 a b – 5 a
2
a
2
b
3
+ 3 a
2
b
2
3 a
2
b
2
+
a
2
b
3
5 a
2
– 1,4 b
2
13 a – 8 a b
- 1,8 a
2
b
2
– 2 a
2
b
3 a
2
b – 13 a b
2
– 5 a b – 5 a
2
a
2
b
3
+ 3 a
2
b
2
3 a
2
b
2
+
a
2
b
3
5 a
2
– 1,4 b
2
13 a – 8 a b
Физкультминутка.
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.