Напоминание

«Интеллектуальное развитие обучающихся на уроках русского языка»


Автор: Елена Александровна Чубрикова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №2
Населённый пункт: Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Интеллектуальное развитие обучающихся на уроках русского языка»
Дата публикации: 03.02.2025
Раздел: начальное образование





Назад




«Интеллектуальное развитие обучающихся на уроках русского языка»

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

-

в практике начального общего образования не выделены средства активного контроля и, тем

более, не разработаны технические стороны их использования;

-

потеря интереса к учению;

-

отсутствие умения оценивать себя и товарища по классу;

-

отсутствие умения общаться друг с другом;

-

отсутствие навыков самостоятельной работы.

Автор решила данные проблемы:

-

создала систему средств контроля ЗУНов младших школьников, в результате использования

которой учитель затрачивает минимум времени и обеспечивает максимум времени активности

обучающихся;

-

обеспечила рассмотрение учебного материала с разных точек зрения, что позволяет освоить

обучающимся главные и существенные признаки изучаемого материала;

-

исключила формальную диагностику уровня сформированно- сти ЗУНов по основным темам

русского языка в начальной школе;

-

сформировала у обучающихся умение адекватно оценивать себя и товарищей по классу;

-

разработала цикл уроков по зачётной системе;

-

создала зачётную систему в начальной школе.

Решение педагогических задач.

1.

Создана система средств, позволяющих младшим школьникам преодолеть трудности в

осмыслении своих достижений в сравнении с образцом.

2.

Обеспечение наиболее разносторонней проверки содержания каждой учебной темы по

русскому языку (широта, глубина).

3.

Обеспечение условий, позволяющих младшим школьникам использовать имеющиеся знания

в нетипичных условиях.

4.

Разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить

наиболее достоверные результаты.

5.

Развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Для реализации поставленных задач учитель использует в

практике своей работы следующие средства:

-

нестандартную, для начального общего образования, форму учебных занятий «Зачётная

система», это:

1)

урок-лекция;

2)

урок-семинар;

3)

урок решения ключевых задач;

4)

урок-консультация;

5)

урок-зачёт;

Ф о р м а организации урока:

-

работа в группах;

-

предметное тестирование;

-

задания с элементами творчества.

-

Представленная система педагогических средств интегрирует в себе уже известные в

методике и практике учителей начального общего образования средства (предметные тесты,

перфокарты) и новые средства (задания с элементами творчества, зачётная система).

-

Применение уже известных приёмов и средств практикуется в новых условиях на новом

языковом материале и направлено на то, чтобы обеспечить высокую активность младших

школьников и сужение временных рамок использования описанных средств.

-

Таким образом, указанные средства способствуют созданию новой системы средств

«активного» контроля, учитывающие возрастные и психологические особенности младших

школьников.

-

Зачётная система - это особая форма организации проверки знаний, умений, навыков

младших школьников, является одним из эффективных средств контроля, которая позволяет

обеспечить быструю связь, т. е. проверить не только теоретический, но и практический материал.

-

Ц е л ь

-

активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших

школьников, способность критически мыслить.

-

З а д а ч а - вооружить обучающихся системой умений и навыков учебного труда.

Следует помнить:

Работа проводится по трём направлениям:

1.

Планирование программного материала.

2.

Активизация деятельности обучающихся в процессе обучения.

3.

Система проверки знаний, умений, навыков.

Общие правила организации совместной деятельности.

I направление -подготовительное.

В системе преподавания 4 основных типа уроков: лекции, уроки решения «ключевых» задач,

консультации, зачётные уроки.

1.

Начиная с 1 класса готовлю детей к урокам-зачётам:

учу оценивать себя и товарищей по классу;

провожу взаимопроверку тетрадей;

веду работу в парах, в четвёрках.

Такая работа учит обучающихся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам

товарища; дети чаще приходят на помощь друг другу.

2.

Во 2-3 классах работа усложняется, так:

-

проводится в четвёрках сменного состава;

-

обучаются консультанты, которые ведут подготовку обучающихся к урокам-зачётам;

-

уже вводятся уроки-зачёты по отдельным темам.

3.

Особенности работы в 4 классе - нестандартные уроки.

Уроки-лекции - форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему;

уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой

работы.

Ц е л ь - создать условия для того, чтобы обучающиеся имели целостное представление о

новой теме.

Урок-лекция - это первый урок по новой теме.

Проводится он вот так:

1.

На доске записывается план лекции.

2.

Далее идёт совместное решение «ключевых» вопросов. Обучающиеся самостоятельно

делают для себя новые открытия, опираясь на изучаемый материал.

3. Весь изученный материал конспектируется в тетрадях согласно предложенному плану

4.

Затем предлагается работа в парах, обучающиеся обмениваются полученными знаниями,

используя план.

5.

Итог подводится у доски. Желающие рассказывают о новой теме.

На первом же по теме уроке обучающиеся знакомятся с вопросами к зачёту, определяя ЗУНы,

которыми они должны овладеть при изучении данной темы.

Уроки-семинары

предполагают

обращение

обучающихся

к

словарям,

справочникам,

дополнительной литературе.

Цель

таких уроков - обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении

определённой темы.

Уроки-семинары проводятся по следующему плану:

1.

За 7-10 дней до семинара сообщаются вопросы и литература.

2.

Учитель назначает ассистентов, которые готовят сообщения.

3.

Задания к семинару включают как теоретические вопросы, так и практические.

4.

Слушаются сообщения ассистентов. В обсуждении принимают участие все обучающиеся.

5.

Рецензирование выступлений.

6.

Подведение итогов.

Уроки-консультации - это когда вопросы задают дети, а отвечает на них учитель.

Цель таких уроков - проверить подготовку обучающихся к зачёту по определённой теме.

Уроки проходят в форме собеседования. Учитель вовлекает обучающихся в содержание

обучения. Обучающиеся могут задавать вопросы до урока или во время урока.

Уроки решения «ключевых» задач предполагают проведение как комбинированных, так и

интегрированных уроков-практикумов во время изучения определённой темы.

Цель

таких уроков - выполнить минимум основных задач по теме; отрабатывать

определённые умения и навыки.

На

уроках-практикумах

предлагаются

задания

повышенной

трудности;

задания,

предполагающие использование знаний в нетиповых условиях.

Также практикуется проведение интегрированных уроков.

Цель такого урока - показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, с

одной стороны

и формировать навыки правописания падежных окончаний прилагательных, с другой стороны.

II напра вление - зачётная система.

Зачётные уроки - это организация индивидуальной работы в группе.

Такие уроки проводятся по окончании изучения какой-то темы. Учебный процесс организуется

с учётом следующих моментов:

1.

Обучающиеся систематически изучают или излагают новую тему, опираясь на рассказ

другого.

2.

Обучающиеся участвуют в планировании, организации, учёте и контроле работы группы.

3.

Обучающимся предоставляется возможность узнать всё, что знают остальные и передавать

свои знания другому.

Группы формируются по количеству вопросов. Один обучающийся является консультантом.

Каждая группа имеет свою ведомость, а ученик и «зачётную книжку».

Обучающиеся только на одном уроке трижды прослушивают теоретический материал, имеют

возможность высказываться по определённой теме, получить оценку за пройденный материал.

В конце III четверти в 4 классе практикуется выбор вопросов к зачёту по разной степени

трудности на «3», «4», «5», что даёт возможность обучающимся определить уровень своих знаний.

Часто бывает так, что обучающийся сам определил готовность к зачёту на «3», а во время урока

заинтересовался и активно участвовал в ходе обсуждения и в итоге получил «4».

Это является стимулом к новым знаниям, появляется интерес и желание учиться.

Форма организации урока: работа в группах.

Данная форма широко применяется при проведении зачётных уроков.

Общие правила организации групповой работы:

1. Учить, как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра; как положить

учебник, как соглашаться, как возражать.

2.

Учитель вместе с обучающимися показывает весь ход зачёта у доски.

3.

Разбор

нескольких

ошибок.

Анализировать

не

содержательную

ошибку,

а

взаимодействие, приведшее к ошибке.

4.

Соединять в группы с учётом их личностных склонностей и не только. Упрямцу

полезно померяться с упрямцем. Самому слабому обучающемуся нужен не столько сильный,

сколько терпеливый. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке можно

наладить первые доверительные контакты.

5.

Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому пересаживать детей не

стоит.

6.

При оценке работы группы следует подчёркивать не столько ученические, сколько

человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость.

7.

Для работы групп парты надо ставить так, чтобы детям удобно было смотреть друг на

друга:

Литература:

1.Русский язык. Нестандартные уроки в начальной школе. Автор-составитель Л.В. Пчелина



В раздел образования