Автор: Елена Александровна Чубрикова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №2
Населённый пункт: Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Интеллектуальное развитие обучающихся на уроках русского языка»
Дата публикации: 03.02.2025
Раздел: начальное образование
«Интеллектуальное развитие обучающихся на уроках русского языка»
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-
в практике начального общего образования не выделены средства активного контроля и, тем
более, не разработаны технические стороны их использования;
-
потеря интереса к учению;
-
отсутствие умения оценивать себя и товарища по классу;
-
отсутствие умения общаться друг с другом;
-
отсутствие навыков самостоятельной работы.
Автор решила данные проблемы:
-
создала систему средств контроля ЗУНов младших школьников, в результате использования
которой учитель затрачивает минимум времени и обеспечивает максимум времени активности
обучающихся;
-
обеспечила рассмотрение учебного материала с разных точек зрения, что позволяет освоить
обучающимся главные и существенные признаки изучаемого материала;
-
исключила формальную диагностику уровня сформированно- сти ЗУНов по основным темам
русского языка в начальной школе;
-
сформировала у обучающихся умение адекватно оценивать себя и товарищей по классу;
-
разработала цикл уроков по зачётной системе;
-
создала зачётную систему в начальной школе.
Решение педагогических задач.
1.
Создана система средств, позволяющих младшим школьникам преодолеть трудности в
осмыслении своих достижений в сравнении с образцом.
2.
Обеспечение наиболее разносторонней проверки содержания каждой учебной темы по
русскому языку (широта, глубина).
3.
Обеспечение условий, позволяющих младшим школьникам использовать имеющиеся знания
в нетипичных условиях.
4.
Разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить
наиболее достоверные результаты.
5.
Развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Для реализации поставленных задач учитель использует в
практике своей работы следующие средства:
-
нестандартную, для начального общего образования, форму учебных занятий «Зачётная
система», это:
1)
урок-лекция;
2)
урок-семинар;
3)
урок решения ключевых задач;
4)
урок-консультация;
5)
урок-зачёт;
Ф о р м а организации урока:
-
работа в группах;
-
предметное тестирование;
-
задания с элементами творчества.
-
Представленная система педагогических средств интегрирует в себе уже известные в
методике и практике учителей начального общего образования средства (предметные тесты,
перфокарты) и новые средства (задания с элементами творчества, зачётная система).
-
Применение уже известных приёмов и средств практикуется в новых условиях на новом
языковом материале и направлено на то, чтобы обеспечить высокую активность младших
школьников и сужение временных рамок использования описанных средств.
-
Таким образом, указанные средства способствуют созданию новой системы средств
«активного» контроля, учитывающие возрастные и психологические особенности младших
школьников.
-
Зачётная система - это особая форма организации проверки знаний, умений, навыков
младших школьников, является одним из эффективных средств контроля, которая позволяет
обеспечить быструю связь, т. е. проверить не только теоретический, но и практический материал.
-
Ц е л ь
-
активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших
школьников, способность критически мыслить.
-
З а д а ч а - вооружить обучающихся системой умений и навыков учебного труда.
Следует помнить:
Работа проводится по трём направлениям:
1.
Планирование программного материала.
2.
Активизация деятельности обучающихся в процессе обучения.
3.
Система проверки знаний, умений, навыков.
Общие правила организации совместной деятельности.
I направление -подготовительное.
В системе преподавания 4 основных типа уроков: лекции, уроки решения «ключевых» задач,
консультации, зачётные уроки.
1.
Начиная с 1 класса готовлю детей к урокам-зачётам:
•
учу оценивать себя и товарищей по классу;
•
провожу взаимопроверку тетрадей;
•
веду работу в парах, в четвёрках.
Такая работа учит обучающихся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам
товарища; дети чаще приходят на помощь друг другу.
2.
Во 2-3 классах работа усложняется, так:
-
проводится в четвёрках сменного состава;
-
обучаются консультанты, которые ведут подготовку обучающихся к урокам-зачётам;
-
уже вводятся уроки-зачёты по отдельным темам.
3.
Особенности работы в 4 классе - нестандартные уроки.
Уроки-лекции - форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему;
уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой
работы.
Ц е л ь - создать условия для того, чтобы обучающиеся имели целостное представление о
новой теме.
Урок-лекция - это первый урок по новой теме.
Проводится он вот так:
1.
На доске записывается план лекции.
2.
Далее идёт совместное решение «ключевых» вопросов. Обучающиеся самостоятельно
делают для себя новые открытия, опираясь на изучаемый материал.
3. Весь изученный материал конспектируется в тетрадях согласно предложенному плану
4.
Затем предлагается работа в парах, обучающиеся обмениваются полученными знаниями,
используя план.
5.
Итог подводится у доски. Желающие рассказывают о новой теме.
На первом же по теме уроке обучающиеся знакомятся с вопросами к зачёту, определяя ЗУНы,
которыми они должны овладеть при изучении данной темы.
Уроки-семинары
предполагают
обращение
обучающихся
к
словарям,
справочникам,
дополнительной литературе.
Цель
таких уроков - обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении
определённой темы.
Уроки-семинары проводятся по следующему плану:
1.
За 7-10 дней до семинара сообщаются вопросы и литература.
2.
Учитель назначает ассистентов, которые готовят сообщения.
3.
Задания к семинару включают как теоретические вопросы, так и практические.
4.
Слушаются сообщения ассистентов. В обсуждении принимают участие все обучающиеся.
5.
Рецензирование выступлений.
6.
Подведение итогов.
Уроки-консультации - это когда вопросы задают дети, а отвечает на них учитель.
Цель таких уроков - проверить подготовку обучающихся к зачёту по определённой теме.
Уроки проходят в форме собеседования. Учитель вовлекает обучающихся в содержание
обучения. Обучающиеся могут задавать вопросы до урока или во время урока.
Уроки решения «ключевых» задач предполагают проведение как комбинированных, так и
интегрированных уроков-практикумов во время изучения определённой темы.
Цель
таких уроков - выполнить минимум основных задач по теме; отрабатывать
определённые умения и навыки.
На
уроках-практикумах
предлагаются
задания
повышенной
трудности;
задания,
предполагающие использование знаний в нетиповых условиях.
Также практикуется проведение интегрированных уроков.
Цель такого урока - показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, с
одной стороны
и формировать навыки правописания падежных окончаний прилагательных, с другой стороны.
II напра вление - зачётная система.
Зачётные уроки - это организация индивидуальной работы в группе.
Такие уроки проводятся по окончании изучения какой-то темы. Учебный процесс организуется
с учётом следующих моментов:
1.
Обучающиеся систематически изучают или излагают новую тему, опираясь на рассказ
другого.
2.
Обучающиеся участвуют в планировании, организации, учёте и контроле работы группы.
3.
Обучающимся предоставляется возможность узнать всё, что знают остальные и передавать
свои знания другому.
Группы формируются по количеству вопросов. Один обучающийся является консультантом.
Каждая группа имеет свою ведомость, а ученик и «зачётную книжку».
Обучающиеся только на одном уроке трижды прослушивают теоретический материал, имеют
возможность высказываться по определённой теме, получить оценку за пройденный материал.
В конце III четверти в 4 классе практикуется выбор вопросов к зачёту по разной степени
трудности на «3», «4», «5», что даёт возможность обучающимся определить уровень своих знаний.
Часто бывает так, что обучающийся сам определил готовность к зачёту на «3», а во время урока
заинтересовался и активно участвовал в ходе обсуждения и в итоге получил «4».
Это является стимулом к новым знаниям, появляется интерес и желание учиться.
Форма организации урока: работа в группах.
Данная форма широко применяется при проведении зачётных уроков.
Общие правила организации групповой работы:
1. Учить, как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра; как положить
учебник, как соглашаться, как возражать.
2.
Учитель вместе с обучающимися показывает весь ход зачёта у доски.
3.
Разбор
нескольких
ошибок.
Анализировать
не
содержательную
ошибку,
а
взаимодействие, приведшее к ошибке.
4.
Соединять в группы с учётом их личностных склонностей и не только. Упрямцу
полезно померяться с упрямцем. Самому слабому обучающемуся нужен не столько сильный,
сколько терпеливый. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке можно
наладить первые доверительные контакты.
5.
Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому пересаживать детей не
стоит.
6.
При оценке работы группы следует подчёркивать не столько ученические, сколько
человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость.
7.
Для работы групп парты надо ставить так, чтобы детям удобно было смотреть друг на
друга:
Литература:
1.Русский язык. Нестандартные уроки в начальной школе. Автор-составитель Л.В. Пчелина