Напоминание

Стратегии работы с текстом как способ формирования читательской грамотности обучающихся


Автор: Мальцева Елена Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Устье-Угольская школа"
Населённый пункт: п.Шексна Шекснинский муниципальный район Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Стратегии работы с текстом как способ формирования читательской грамотности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Стратегии работы с текстом как способ формирования читательской

грамотности обучающихся.

Мальцева. Е.Н.

Приоритетной целью образования в современной школе является

развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим

миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие

личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням

образования. В соответствии с требованиями к содержанию и

планируемым результатам освоения учащимися образовательных

программ в качестве результата рассматривается формирование у

обучающихся универсальных учебных действий. Особое место

среди метапредметных универсальных учебных действий занимает

чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и

основной школе невозможно без сформированности у детей

читательской грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность»

появилось в

контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании

PISA «читательская грамотность способность человека понимать

и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только

в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные

решения,

работать

с

информацией,

анализировать

различные

стороны явлений) является главной целью для формирования

читательской грамотности детей. Задачи, которые стоят перед

учителем:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

-

работать

с

разными

источниками

информации

(словарями,

справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном)

посредством

использования

разнообразных

форм

внеклассной

деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки

русского

языка

и

литературы

и

организацию

внеклассной

деятельности;

Проблема формирования у обучающихся потребности в

систематическом чтении и читательской грамотности сегодня

становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский

багаж» обучающегося является базой для написания качественного

текста итогового сочинения в 11 классе, сочинения –рассуждения в 9

классе. Также читательский навык играет весомую роль в успешной

сдаче итогового устного собеседования.

В условиях введения ФГОС основного общего образования

актуальность

проблемы

низкой

читательской

грамотности

обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают

информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит

формирование основ их читательской компетенции

Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием

коммуникативной

компетенции

обучающихся,

являющейся

метапредметной, именно поэтому не только на уроках русского

языка и литературы возможно организовать подобную работу, так

как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено

на формирование способов чтения с пониманием любого текста.

Важно, чтобы эта деятельность носила не случайный, а системный

характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к

которому

они

стремятся

на

пути

овладения

читательской

компетентностью. Работа с уровневыми заданиями в рамках

преподавания любого предмета включает работу с заданиями трех

уровней

сложности.

Следуя

из

требований

сегодняшнего

развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная

составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на

приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть

конкурентоспособной личностью.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а

отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению

– это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как

это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира

(информационно-коммуникационных

технологий)

в

обществе

сокращается доля читающего населения.

Как учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к

чтению? Читательская грамотность – это не перелистывание книги,

рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным

текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке

информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Это

первая

ступень

в

функциональной

грамотности

фундаментальная

основа,

способствующая

активному

участию

человека

в

социальной,

культурной,

политикоэкономической

деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей

жизни.

Составной частью функциональной грамотности является владение

умениями

грамотного

чтения.

Это,

прежде

всего,

умение

анализировать письменные тексты, использовать их содержание для

достижения собственных целей, развития знаний и возможностей,

для активного участия в жизни общества. Смысловое чтение текста,

которое

лежит в основе всех эффективных реформобразований,

поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю.

Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого

ученика, то формирование читательской грамотности - это основной

ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать

самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной

деятельности. Значит, цель смыслового чтения — максимально

точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и

практически

осмыслить

информацию,

это

внимательное

«вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его

анализа.

Читательская компетентность является необходимым условием

освоения школьниками практически всех учебных дисциплин.

Владение

навыками

смыслового

чтения

способствует

продуктивному обучению и помогает развивать аналитическое,

интерпретирующее и критическое мышление. Когда ребенок владеет

смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как

следствие,

речь

письменная.

Смысловое

чтение

следует

рассматривать не как вид чтения, а, скорее, как уровень чтения.

Навык работы с текстом - важная составляющая в формировании

информационной компетентности наших учеников.

Читательская

грамотность

определяется

по

уровню

сформированности трех групп читательских умений:

-

Ориентация в содержании текста и понимании его целостного

смысла, поиск и нахождение информации.

-

Преобразование и интерпретация текста.

-

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Сегодня мы должны учить поиску информации к её использованию.

Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую

грамотность

учащихся,

получивших

обязательное

школьное

образование, должны быть сфокусированы на таких читательских

умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из

текстов, используемых во внешкольных ситуациях.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно

используются

стратегии

работы

с

текстом,

техники

активнопродуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными

текстами.

Понятие «текст»

на современном этапе трактуется

широко: он может включать не только слова, но и визуальные

изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Наряду с печатными современный человек может читать и

электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и

аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с

различными

текстами:

«бумажными»,

электронными

и

«звучащими».

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной

жизни: описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание

человека, места, предмета и т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо,

статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция,

реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога,

материалы различных сайтов и т.д.);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация

собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы,

схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план

помещения, входные билеты, расписание движения транспорта,

карты сайтов и т.д.

Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии

решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ

работы с материалом при изменении самого материала, набор

действий, которые использует учащийся для совершенствования

обучения, повышения его эффективности и результативности. В

случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие

ситуации, делает универсальным». По мнению Н.Н. Сметанниковой,

стратегия — это план-программа совместной деятельности, в

которой учащийся работает самостоятельно под руководством

учителя. Обучение стратегиям чтения и последовательное их

применение позволят учителю-предметнику изменить методику

проведения

урока,

максимально

дифференцировать,

индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения, так

как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную,

парную работу и работу в малых группах, в том числе и

исследовательскую.

Овладев

набором

приемов

и

стратегий,

обучающийся сможет успешно работать с текстовой информацией.

Технология смыслового чтения текста по Сметанниковой проходит

три

этапа:

предтекстовая,

текстовая

и

послетекстовая,

соответственно, со своими целями и задачами.

Стратегии

предтекстовой

деятельности

представляют

собой

достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной

методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание -

прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой,

чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся

читать текст и выше достигаемый им результат.

Целью предтекстовых стратегий являются:

- постановка цели и задач чтения;

- актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами,

ключевыми словами;

- актуализация предшествующих знаний;

- диагностика;

- формирование установки на чтение с помощью вопросов или

заданий;

- повышение скорости чтения и количества прочтений;

- мотивирование читателя;

включение механизма антиципации – прогнозирование содержания,

тематической и эмоциональной направленности; формирование

умения и привычки думать над книгой до чтения.

С помощью антиципации – догадки, мысленного предвосхищения

содержания и плана последующего изложения – читатель забегает

мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в

тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается

- по логике развития мысли автора - о чем тот должен сказать вслед

за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам

«продолжает»

авторский

текст,

сам

мысленно

«пишет»

продолжение.

Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы

побуждают ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с

вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют

мыслительную деятельность.

"Мозговой штурм"

Цель:

актуализация

предшествующих

знаний

и

опыта,

имеющих

отношение к изучаемой теме. Учитель обращается к ученикам с

вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали

тему?" Учитель записывает все называемые ассоциации. Учитель

предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники

правы.

"Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой

текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те,

которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста

ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и

употребление в тексте.

"Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе

его заглавия. Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие

текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

"Чтение с остановками"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы

будем читать текст с остановками, во время которых вам будут

задаваться

вопросы.

Одни

из

них

направлены

на

проверку

понимания,

другие

на

прогноз

содержания

последующего

отрывка".

"Читаем и спрашиваем"

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть

текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые

слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые

слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе,

коррекция.

"Синквейн"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в

прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания,

проявлять творческие способности.

Учитель

предлагает

написать

синквейн

по

ключевому

слову

проработанного текста.

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определѐнную схему, по

которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую

форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Пишется оно по определенным правилам:

1

строка – одно существительное, выражающее главную тему

синквейна;

2

строка

два прилагательных, выражающих

главную

мысль;

3

строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4

строка – фраза, несущая

определенный

смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с

первым словом).

Стратегии текстовой деятельности.

Целью стратегий текстовой деятельности является управление

процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью

вопросов, развитие механизмов чтения, т.е. выдвижение гипотезы, её

подтверждение или отклонение, размышление во время чтения.

«Чтение вслух» («попеременное чтение»)

Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух

текста.

1.

Учащиеся

по

очереди

читают

текст

по

абзацам.

Задача

читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать

чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Имеется только одна копия текста, который передается следующему

чтецу.

2.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий

отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его

поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому

себе все более усложняющиеся вопросы.

Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения

каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к

прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу отвечают все

члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы,

другой отвечает, и наоборот.

«Чтение про себя с пометками»

Цель данной стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и

его критический анализ. Читатель делает пометки на полях:

+понял - не понял ? надо обсудить

+согласен - не согласен !!требуется обсуждение

++соответствует тому, что я знаю

- - противоречит тому, что я знаю

?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения

Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это

– проверка понимания текста, во втором – выяснение мнения

читателя относительно текста, в третьем – его критическое

осмысление.

Стратегии послетекстовой деятельности:

Цель данной стратегии – применение и использование материала в

самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в

более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы,

рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны

с

усвоением,

расширением,

углублением,

обсуждением

прочитанного,

происходит

корректировка

читательской

интерпретации авторским смыслом.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на

стадии закрепления. Например, при изучении творчества С.А.

Есенина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о

поэте и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что

хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за

рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску

новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Уголки»

Можно использовать на уроках литературы при составлении

характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на

две группы. Одна группа готовит доказательства положительных

качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая -

отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный

прием используется после чтения всего произведения. В конце урока

делается совместный вывод.

Приём

«Написание

творческих

работ»

хорошо

зарекомендовал

себя

на

этапе

закрепления

изученной

темы.

Например,

детям

предлагается

написать

продолжение

понравившегося произведения из раздела или самому написать

сказку или стихотворение.

Эффективным

является

использование

метода

фонограмм

-

«фантазия»,

«фантастика», «фантом».

Предлагаем ученикам

составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в котором

действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном

виде).

Это

позволяет

поддерживать

познавательный

интерес,

развивать

творческое

воображение

учащихся,

обогащать

их

словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить

ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения

(вступление,

основная

часть,

заключительная

часть).

Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с

учениками, позволяет исправить ошибки.

Приём «Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно,

пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины,

потом объединяются в группы, и проводят соревнование.

Кластер («гроздь»)

Суть этого приёма критического мышления в рамках литературного

чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их

оформлении в определённом порядке в виде грозди. Использовать

этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова,

осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» — графический приём систематизации материала. Правила

его применения очень просты.

Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные

смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Прием

"Концептуальная

таблица"

особенно

полезен,

когда

предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.

Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что

подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства,

по

которым

это

сравнение

происходит.

Можно

привести

конкретный пример

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Помещик

Окружающая

обстановка

портрет

характер

Отношение к

просьбе Чичикова

Манилов

(познакомился

в городе, ехал

по

приглашению)

Дом господский

стоял

одиноко

на возвышении;

скучно-

синеватый лес;

день

не то

На взгляд

человек

видный,

приятный,

улыбался

заманчиво;

Человек

так

себе, ни то ни

сё,

ни

в

городе

Богдан, ни в

селе Селифан;

Удивился,

согласился передать

бесплатно; не знает,

сколько у него

умерло крестьян

ясный,

не

то

мрачный,

светло-серый; в

доме

чего-

нибудь

вечно

недоставало;

стены

выкрашены

какой-то

голубенькой

красной

вроде

серенькой

был

белокур, с

голубыми

глазами

дома говорил

очень

мало;

много думал,

фантазировал;

уже

2

года

читал 14-ю

страницу

Коробочка

(попал

случайно

во

время дождя)

Небольшой

домик, полный

двор птиц,

старенькие обои,

картины

с

птицами,

старинные

Женщина

пожилых

лет, в

спальном

чепце, с

фланелью

на шее

Гостеприимна,

торгует

мёдом,

пенькой,

салом,

перьями

Интересуется, зачем

они

ему;

знает

точное

количество

умерших (18 душ),

боится

понести

убытку,

хочет

немного подождать,

маленькие

зеркала,

огромные

перины

согласилась продать

за 15 ассигнаций

Ноздрев

(познакомился

в

городе,

встретился

в

трактире

в

пути к

Собакевичу)

Конюшня, где 2

лошади;

пруд;

псарня в

отличном

состоянии:

был

среди псов как

отец семейства;

плохие земли; в

кабинете висели

сабли и ружья,

кинжалы,

шарманка,

трубки

Среднего

роста,

черные

густые

волосы,

румяные

щеки,

белые

зубы,

черные

бакенбарды

свеж

Играет

в

карты, лихач,

кутила, любит

погулять; дома

больше дня не

может

усидеть;

исторический

человек,

рассказывает

небылицы,

врёт

«Зачем

они

тебе?

Верно,

что-нибудь

затеял?

Пока

не

скажешь,

не

сделаю»; не верит

объяснениям

Чичикова, называет

его

мошенником,

предлагает купить в

придачу коня, собак,

шарманку;

затеял

драку, Чичиков еле-

еле убежал от него

Комплексный анализ текста.

Работа над анализом текста очень востребована в рамках

подготовки детей с итоговому устному собеседованию. Ученики

приучаются к первичным основам лингвистического комплексного

анализа текста.

Только систематическая работа по формированию читательской

грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему

формирования

грамотного

читателя.

Для

этого

необходимо

правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по

ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной

работе



В раздел образования