Авторы: Моргунова Марина Сергеевна, Калмыкова Елена Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Разуменская СОШ №4 "Вектор успеха"
Населённый пункт: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Разумное
Наименование материала: Статья
Тема: Цели, принципы и содержание образования в педагогической системе В.А.Сухомлинского.Основные педагогические идеи В.А.Сухомлинского в работе «Сердце отдаю детям»
Раздел: среднее образование
В 90-е гг. в нашей стране происходило разрушение существующего
строя, порядка, а вместе с этим пошатнулась и вся образовательная система,
в частности, система воспитания в школе, которую необходимо возрождать.
Опираться в этом нелёгком деле следует на блестящий опыт советских
педагогов, одним из которых является В.А.Сухомлинский.
Педагогическую деятельность он начал в 60-е годы, когда страна
вставала на ноги после Великой Отечественной войны.
В своих трудах замечательный русский педагог пишет, что работа с
детьми была для него счастьем, а самым главным в своей жизни он считал
любовь к детям.
Василий
Александрович
создал
свою
педагогическую
систему,
основополагающим принципом в ней стал гуманизм, а личность ребёнка –
главной ценностью. Весь процесс обучения директор Павлышской школы
для своих воспитанников строил как радостный труд, в котором ребята
учились мыслить, уважать родное слово, ценить красоту природы и
прислушиваться к ней.
Идеи Сухомлинского, основные
положения его педагогической
системы,
его
деятельность
в
Павлышской
средней
школе
являются
актуальными
сегодня,
т.к.
педагогическая
деятельность
Василия
Александровича дает нам богатый фактический материал, эмпирические и
теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может
широко применять в своей деятельности.
Источниковая база. Сухомлинскому принадлежит около 30 книг и 500
статей, которые посвящены обучению и воспитанию подрастающего
поколения. Значительное место в его педагогической деятельности занимает
труд
«Сердце
отдаю
детям»
[21].
По
сути,
здесь
обобщен
весь
педагогический опыт автора, его долгий и упорный педагогический труд.
Так же немаловажную роль для ознакомления с педагогической
системой В.А.Сухомлинского играют работы «Верьте в человека»[13], «Как
воспитать настоящего человека»[14], «О воспитании»[15], «Павлышская
3
средняя школа»[16], «Родительская педагогика»[19], «Разговор с молодым
директором школы»[20], «Сто советов учителю»[22] и др.
Историография . Система воспитания и обучения В.А.Сухомлинского
даже в его время находила разные отклики в педагогических кругах, нередко
его критиковали за «абстрактный гуманизм».
Жизни и деятельности Василия Александровича посвящены различные
исследования. При написании данной курсовой использовались материалы из
работ
М.И.Любициной
[9],
Н.Д.Наумова
[10]
,
Е.Г.Родчанина[11]
,
Б.С.Рябинина [12], Б.С.Тарактовского [23], а также учебники по истории
педагогики.
Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского – сердце,
отданное детям
Знакомство с биографией В.А.Сухомлинского
Василий
Александрович
Сухомлинский
(28
сентября
1918,
с.
Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская
империя
—
2
сентября
1970,
пос.
Павлыш
Онуфриевского
района
Кировоградской области, Украинская ССР) — педагог, член-корреспондент
Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук
(1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой
Социалистического Труда (1968) [2, с.352].
28 сентября 1918 года в селе Васильевке Онуфриевского района в
семье простого плотника родился мальчик, навали которого Василием. Ему
было суждено стать выдающимся педагогом.
Большую роль в жизни Василия Александровича Сухомлинского
сыграла обстановка, в которой он рос и воспитывался. Родители никогда не
применяли к детям физических мер наказания, дети никогда не слышали от
отца и матери грубых слов или окриков [1, с.5].
В семье, где было четверо детей (три сына и дочь),
все стали
учителями.
В доме Сухомлинского любили книгу, ценили бойкое, меткое слово.
4
Василий рос живым, увлекающимся, сметливым и любознательным. В
детстве у него проявились способности к рисованию, что впоследствии
Сухомлинский применял в работе «Школы радости».
Учился Сухомлинский в Васильевской семилетке. Мальчик был
наделён многими способностями, отличался богатой памятью.
В
школе
проявлял
большой
интерес
к
чтению,
содержание
прочитанного нередко рассказывал одноклассникам и товарищам.
В
1933
году
Сухомлинский
окончил
школу
и
поступил
на
подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. В
1934г. он стал студентом факультета языка и литературы этого же института.
Когда Сухомлинскому исполнилось 17 лет, он начал работать
учителем. Три года (1935 по 1938 год) преподавал украинский язык и
литературу сперва в Васильковской школе, где сам раньше учился, а потом в
Зыбовской семилетке. Работая, Сухомлинский решил продолжить учёбу, и в
1936 году поступил на заочное отделение в Полтавский учительский
институт и за два года закончил его и экстерном еще завершил обучение в
педагогическом институте. Таким образом, за два года он закончил два
института.
11 января 1938 года Государственная комиссия, рассмотрев результаты
экзаменов, присвоила Сухомлинскому квалификацию учителя украинского
языка и литературы неполной средней школы и выдала диплом.
Уже в эти годы Сухомлинского огорчали сухость мысли и косноязычие
учеников. Причины этого он видел в сухости преподавания, когда учитель
требует только заучивать определённые страницы учебника.
Для своих учеников Сухомлинский становится старшим другом,
единомышленником, располагает к себе ребят настолько, что они доверяют
ему сокровенные мечты и душевные тайны [1, с.11].
Василию
Александровичу
хотелось
так
построить
учебно-
воспитательную работу в своём классе, чтобы ученик, придя домой после
5
занятий, с нетерпением ждал следующего утра, чтобы пойти в школу. Школа
должна стать школой радости.
В Онуфриевской средней школе Василий Александрович работал до
начала
Великой
Отечественной
войны.
Сперва
учителем,
а
затем
заведующим учебной частью. Здесь же 1939 году его приняли кандидатом в
члены Коммунистической партии Советского Союза.
В школе Сухомлинский продолжал развивать и углублять свои
педагогические взгляды, проверяя их на практике, ведя систематическое
наблюдение за учениками.
Его интересовал каждый ребёнок, Сухомлинскому хотелось узнать, чем
он живёт, что его волнует, какие у него радости.
Работа с детьми привела Сухомлинского к выводу
том, что для
формирования духовного мира и нравственного облика ученика нужно с ним
встречаться не только на уроке, но и во внеурочное время.
Единственный раз за свою жизнь Сухомлинский оставил родные места
и любимую работу. А случилось это в годы Великой Отечественной войны.
17 июля 1941 года его призвали в армию и направили на курсы политсостава
при Военно-политической академии в Москве.
В феврале 1942 года Сухомлинский воевал Калининском фронте. В бое
под Ржевом он поднял роту в атаку и был тяжело ранен. После излечения
медицинская комиссия признала Сухомлинского не годным к дальнейшей
службе, его направили в посёлок Ува на должность директор школы. Было
ему тогда 24 года.
В возрасте 30 лет (1948 году) Василия Александровича назначают
директором Павлышской школы. Именно здесь пройдут самые яркие, самые
насыщенные годы жизни, педагогической деятельности.
Сам В.А. Сухомлинский являл собой пример кропотливого,
скрупулезного
отношения
к
делу,
соединяемого
с
творчеством,
многогранным интересом, окрыленностью, выдумкой [4]. О какой бы
стороне школьного дела ни заходила речь, всегда была полная отдача сил,
6
словно эта часть работы — единственная, словно никаких других забот у
Сухомлинского не было. За свою недолгую жизнь Василий Александрович
успел сделать очень много.
Основные
даты
жизни
и
педагогической
деятельности
В.А.Сухомлинского:
1918 — Василий Александрович Сухомлинский родился.
1939 — окончил Полтавский педагогический институт.
1947—1970 — директор Павлышской школы.
1958 — защитил кандидатскую диссертацию.
1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических
наук СССР.
1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.
«Ковром
из
полевых
и
садовых
цветов,
любимых
учителем,
расстилался перед ним его последний путь к зелёному холму за школой.
Здесь, на этом зелёном холме, не раз стоял учитель, вдыхая запахи родной
земли. Здесь, с холма, охватывал он взглядом поля, рощи, сады, где
протекала его жизнь с детьми. Здесь он навсегда останется рядом со школой,
освещенной его сердцем и мыслью» [20, с.270].
Василий Александрович оставил после себя большое педагогическое
наследие.
Основные работы Василия Александровича Сухомлинского:
1956 — "Воспитание коллективизма у учеников".
1961 — "Духовный мир школьника".
1969 — "Сердце отдаю детям".
1969 — "Павлышская средняя школа".
1971 — "Рождение гражданина".
Цели, принципы и содержание образования в педагогической
системе В.А.Сухомлинского
7
В период 1960-1980-х гг. в нашей стране начинает постепенно
ослабевать партийно-идеологическое давление на педагогику.
Отечественные ученые П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,
В.Е. Гмурман, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Н.К. Гончаров, Л.В. Занков, Б.П.
Есипов, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, И.Т.
Огородников, П.И.Ставский, В.В. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Т.И.
Шамова, B.C. Шубинский, Г.И. Щукина, Д.Э. Эпштейн и др.) разрабатывали
проблемы методологии (воспитание как общественное явление; цель,
социальные
функции
воспитания;
биологическое
и
социальное
в
воспитании),
содержания
общего
образования,
теории
обучения,
политехнического образования и трудового воспитания, всестороннего
развития личности и др. [2].
В своей педагогической практике Сухомлинский установил приоритет
воспитания перед обучением. Его взгляды не совпадали с общепринятой
доктриной формирования личности, поэтому отношение официальной науки
к нему было настороженным, а иногда и враждебным. Педагога обвиняли в
«абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое
человечностью» [4, с. 125].
Некоторых
критиков
педагогической
системы
Сухомлинского
удивляло отсутствие наказания как меры воздействия на учащихся. Так,
отвечая одному из них в конце 60-х, В.А.Сухомлинский писал: «Меня удивил
взгляд моего оппонента на наказание как необходимую, неизбежную вещь в
воспитательной работе…Я не из пальца высосал ту истину, что наших
советских детей можно воспитывать только добром, только лаской, без
наказаний…И если в массовом масштабе, во всех школах это пока
невозможно, то не потому что воспитание без наказаний невозможно, а
потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний» [10; с.7].
Василий Александрович был одним из первых советских педагогов-
гуманистов. Сильнейшими педагогическими средствами Сухомлинский
8
считал познание личности ребенка, слово, общение детей с природой, друг с
другом [7, с. 200].
Теперь
перейдём
к
рассмотрению
основных
задач
и
целей
образовательного процесса по Сухомлинскому.
Основополагающей задачей воспитания в педагогической системе
Сухомлинского было формирование у каждого ребёнка собственного
отношения к окружающему миру, пониманию своего дела, ответственности
перед близкими людьми, товарищами и обществом, перед своей совестью.
Сухомлинский утверждал, что задача школы не просто передать знания, но
«открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в
интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он
может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из
источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а
духовно богатым» [17, с. 375].
Отсюда
вытекает
стержневая
цель
воспитания
–
гражданско-
патриотическое
формирование
личности:
«Одну
из
важнейших
воспитательных задач наш коллектив видит в том, чтобы жизнь ученического
коллектива была первой школой гражданственности, труда, идейных и
нравственно-эстетических отношений» [16, с.16].
Василий Александрович говорил о том, что необходимо не только
объяснять сущность явлений, но и применять свои знания в практической
деятельности, в труде.
Мировоззренческие
убеждения
по
Сухомлинскому
должны
формироваться в процессе активной деятельности [11].
Одной
из
задач
воспитывающего
обучения
является
также
недопущение безразличного отношения учащихся к полученным знаниям.
Исходя из этого, Василий Александрович формулирует две важнейшие
задачи учителя:
1.
Дать ученикам определенный запас знаний;
9
2.
Научить учеников пополнять и обогащать свои знания, добывать
их самостоятельно.
Нравственное
воспитание,
которое
Сухомлинский
считал
приоритетным, основывалось на идеях коммунистической идеологии.
Также
нравственное воспитание должно базироваться на чувстве справедливости:
«Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» [9, с. 18].
Другой задачей в воспитании является воспитание гармоничного
соотношения всех видов потребностей: «воспитание культуры желаний –
один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем
нравственным смыслом школьной жизни» [17, с. 374].
Василий Александрович говорил о том, что в процессе воспитания
значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Они должны
быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно
исходя
из
подобных
установок,
в
школе
Сухомлинского
стали
практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание
«музыки» леса, реки, полей, воздуха [8, с. 355].
В
своей
деятельности
педагог
обращён
к
личности
ребёнка,
следовательно учитель должен знать не только теорию педагогики , но и
быть практиком, чувствующим ребенка, мир его переживаний.
Основным принципом процесса Василий Александрович
считал путь ребенка от успеха к успеху. Он советовал использовать такой
педагогический инструмент как оценка очень осторожно.
Педагогическая система Сухомлинского основывалась на следующих
принципах:
доверие к детям,
учение без принуждения,
воспитание без наказаний,
сотрудничество детей и взрослых,
творческий труд и нравственная свобода,
возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
10
принятие ответственности за свой выбор.
Таким образом, В. А. Сухомлинский разработал воспитательную
систему
школы
на
основе
гуманистической
концепции
воспитания,
включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода,
Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.
Основные педагогические идеи В.А.Сухомлинского в работе
«Сердце отдаю детям»:
«Школа радости»
Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для
В.А.Сухомлинского большим и ни с чем не сравнимым счастьем. Всю жизнь
Василий Александрович посвятил детям и после длительных раздумий
назвал свой труд «Сердце отдаю детям», имея на это полное право.
Речь в книге идёт о десятилетнем периоде упорной работы «от того
дня, когда маленький ребёнок-несмышлёныш, как часто мы педагоги
называем его, приходит в школу, до той торжественной минуты, когда
юноша или девушка, получая из рук директора аттестат за среднюю школу,
становится на путь самостоятельной взрослой жизни»[18;с.3].
Данный труд, если говорить на языке педагогической терминологии,
отражает внеклассную воспитательную работу.
Являясь
директором
Павлышской
средней
школы,
Василий
Александрович стремился лично участвовать в общении с детьми. Роль
директора, по его мнению, повышается когда, руководитель на своём
примере показывает высокую педагогическую культуру и непосредственно
воспитывает детей: «Без прямого, непосредственного влияния на детей я как
директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя –
способность чувствовать духовный мир ребят» [18; с.5].
Периодически Сухомлинский пытался включиться в жизнь того или
иного детского коллектива (ходил вместе с учащимися на работу или в
11
поход, ездил вместе с ними на экскурсии), но Василий Александрович и
сами ребята чувствовали искусственность этих отношений.
Еще в первые годы своей педагогической деятельности Василий
Александрович задумался над тем, что настоящая школа – не только место,
где дети приобретают знания и умения, потому что учение хоть и важная, но
не единственная сфера духовной жизни ребёнка:
«Человек, который
встречается с учениками только на уроке – по одну строну учительского
стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает
ребёнка, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью
печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей» [18; с.6.].
Василий Александрович пытался донести, что основная причина
уродливых, враждебных отношений между педагогом и воспитанником – это
взаимное недоверие и подозрительность, когда учитель не чувствует
сокровенных движений детской души, не переживает горестей и радостей
ребят и не стремится мысленно поставить себя на место ребёнка.
Первостепенным качеством для педагога-воспитателя Сухомлинский
считал умение проникнуть в духовный мир ребёнка. И этот духовный мир
нельзя измерять только оценками и баллами, деля учащихся на две категории
в зависимости от того, учат или не учат дети уроки.
«Но если в таком неприглядном положении оказывается учитель,
односторонне понимающий многогранность духовной жизни, что что же
можно сказать о директоре, который видит свою миссию только в том,
чтобы осуществлять контроль за работой учителей, своевременно давать
«общие указания», разрешать или запрещать. Его положение еще более
неприглядное»[18; с.8]. Сухомлинского такая роль тяготила.
Как главный врач больницы не может без своих пациентов, так и
директор школы не может руководить воспитателями, если у него нет своих
воспитанников. Поэтому после шестилетней работы директором школы
Сухомлинский решил стать воспитателем классного коллектива.
12
Важно отметить, что особое внимание Василий Александрович уделял
тому, что исключительно роль в формировании человеческой личности
играют годы детства, дошкольный и младший школьный возраст: «Детство
- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [18; с.12].
Поэтому свою воспитательную работу, рассчитанную на 10 лет,
Сухомлинский начал с детьми шестилетнего возраста.
Первый год – изучение детей. Осенью 1951 года за три недели до
занятий, одновременно с приемом детей в первый класс, школа взяла на учёт
шестилетних мальчиков и девочек, то есть тех, кому начинать учиться через
год. С этими ребятами Василию Александровичу предстояло работать 10 лет.
Мнения родителей разделились: одни считали, что при отсутствии
круглогодичного детского сада (в те годы в селе был детский сад,
работающий только в летнее время) посещение детьми школы будет хорошей
помощью
семье,
другие
опасались,
что
преждевременное
учение
неблагоприятно скажется на здоровье детей.
Отметим, что посещение данной школы в течении года не было
обычным сидением в классе, т.к. Сухомлинский не хотел резко ломать
уклада жизни своих воспитанников.
Год, который предшествовал обучению ребят в школе, был необходим
Сухомлинскому, «чтобы хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить
индивидуальные особенности его восприятия, мышления и умственного
труда. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать,
наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности
здоровья каждого ученика - без этого нельзя нормально учить» [18: с.15].
13
Родители воспитанников. Для того, что бы хорошо узнать детей,
необходимо познакомиться с их ближайшим окружением: родителями,
бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами.
В микрорайоне Павлышской школы был 31 ребёнок шестилетнего
возраста: 16 мальчиков и 15 девочек. Все родители согласились посылать
детей в «Школу радости» (так через некоторое время родители назвали
группу дошкольников).
Великая
Отечественная
война,
конечно
же,
оставила
свой
неизгладимый след и на судьбах малышей, которых взял на воспитание
В.А.Сухомлинский. Из 31 человека 11 ребят не имели отцов, у двоих не было
ни отца, ни матери.
За
несколько
недель
до
открытия
"Школы
радости"
Василий
Александрович познакомился с каждой семьей и обстановка в каждой была
своя.
« Вот
стоит
черноглазый,
смуглый,
курносый
Коля.
У
него
настороженный взгляд. Я улыбаюсь мальчику, а он еще больше хмурится. В
эти мгновения думаю о той ненормальной обстановке, которая сложилась в
этой семье. Отец Коли до войны сидел в тюрьме, семья жила в Донбассе. Во
время фашистской оккупации он вышел из заключения, и семья переехала в
наше село. Мать и отец использовали горе людей в целях наживы,
занимались
темными
делами:
спекулировали,
перепрятывали
вещи,
награбленные фашистскими прислужниками - полицейскими. В трудные
годы мать воровала кур на колхозной птицеферме, научила Колю и его
старшего брата ловить ворон. Дети убивали птиц, мать жарила их и
продавала на рынке под видом курятины...» [18; с.16].
Отец Юры погиб в предпоследний день войны на чешской земле, мама
и дедушка без памяти любят мальчика и стремятся удовлетворить любой его
каприз: шестилетний ребёнок мог превратиться в маленького тирана.
« Косте было уже 7 лет, но он еще не поступал в 1 класс. В школу
мальчика привели отец, мачеха и дедушка. Смертоносный ветер воины
14
опалил и этого ребенка…. Не исполнилось Косте и 5 лет, как произошло
новое несчастье: нашел мальчик в огороде блестящий металлический
предмет, стал стучать железкой, произошел взрыв: окровавленного ребенка
отвезли в больницу. Остался Костя на всю жизнь инвалидом: без левой руки
и без левого глаза; в лицо навсегда въелись синие крупинки пороха... Сколько
надо отдать тебе, Костя, сердечной доброты и ласки, чтобы ты стал
счастливым человеком?» [18; с.18].
Своей задачей Сухомлинский ставил возвращение детства тем, кто в
семье был его лишён.
Тем не менее, среди родителей большинство отцов и матерей жили
хорошей семейной жизнью, в добре и согласии, хорошо воспитывали детей.
«Вот отец 7-летнего крепыша Вани. Он большой труженик, агроном,
горячо влюбленный в землю и труд для людей. Его жена-звеньевая-шелковод,
хороший мастер в труде и добрый, отзывчивый, сердечный человек,
заботливая мать. В трудные дни 1933-1934 годов она взяла в семью
четверых сирот, спасла их от голодной смерти, воспитала, как родных, и
они называют ее матерью» [18; с.22].
Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Сухомлинскому
приходилось задумываться над хорошим и плохим в каждой семье. В тех
семьях, где родители отдают частицу своей души другим, принимают близко
к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими,
сердечными. Но любовь к своим детям, по утверждению Сухомлинского, не
должна быть слепой, ведь она в конце концов оборачивается несчастьем.
Ребята пришли в «Школу радости» шестилетними малышами, через 12
лет они станут зрелыми людьми, будущими отцами и матерями. Коллектив
Павлышской школы приложит все усилия, чтобы их воспитанники выросли
патриотами,
честными,
трудолюбивыми,
добрыми,
отзывчивыми
мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей людьми.
Накануне
открытия «Школы радости» Василия Александровича
больше всего волновало то, чтобы школа не лишала малышей детских
15
радостей. Педагог в своём творческом труде стремился сделать процесс
познания
интересным,
не
превращая
его
в
бесконечную,
внешне
увлекательную, но пустую игру. Разум, чувства и воля детей должны были
обогащаться каждый день.
Школа под голубым небом была направлена на открытие мира
ребёнком «в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках и игре, в
собственном творчестве» [18; с.29].
Педагог пытался вводить детей в окружающий мир, так чтобы они
открывали в нём что-то новое каждый день. Это были своеобразные
«путешествия к истокам мышления и речи» [18; с.29]. Дети наблюдали за
явлениями окружающего мира, слушали учителя и одновременно рисовали в
альбомах те образы, которые они увидели: туман, окутавший землю как в
подводном царстве; солнце — кузнец-великан, играющий на своей золотой
наковальне.
Тем самым Сухомлинский подводит нас к выводу, что ребёнок мыслит
образами: « природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у
источника мысли – среди наглядных образов, и прежде всего среди природы,
чтобы мысль переключалась с наглядного образа на обработку информации
об этом образе» [18; с.31]. Каждое путешествие в мир природы было уроком
мышления.
Такое мышление посредством образов рождало у детей вопросы-
удивления: А что же такое звёздочки? Почему они загораются? Откуда
приходят? Почему их не видно днём? Сохранение в воспитанниках
возникшего
огонька
любознательности
В.А.
Сухомлинский
считал
предметом наибольшей заботы.
Педагог не представлял обучение в школе не только без слушания, но и
без создания сказки, он всеми способами старался развивать у детей
фантазию. Уже через несколько месяцев работы «Школы радости» малыши
составляли свои первые сказки и рассказики.
16
Жизнь «Школы под голубым небом» развивалась на основе идеи:
ребенок — по своей природе — мыслитель, талантливый исследователь,
открыватель мира.
Природа
–
источник
здоровья.
Большое
внимание
Василий
Александрович уделял здоровью своих воспитанников, т.к. примерно у 85%
всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое
состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего
совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными
усилиями матери, отца, врача и учителя.
В первые 3-4 недели "Школы радости" ребята проходили ежедневно 2-
3 километра, во второй месяц-4-5, в третий-6. И все это среди полей и лугов,
в рощах и в лесу. Пройденное за день расстояние незаметно для детей,
потому что не ставится цель - пройти столько-то километров; движение,
ходьба - средство достижения других целей. Ребенку хочется идти, потому
что он чувствует себя открывателем мира.
В своей работе Сухомлинский использовал принципы медицинской
педагогики: 1) щадить легко уязвимую болезненную психику ребенка; 2)
всем стилем, укладом школьной жизни отвлекать детей от мрачных мыслей и
переживаний, пробуждать у них жизнерадостные чувства; 3) ни при каких
обстоятельствах не дать понять ребенку, что к нему относятся, как к
больному [18; с.50].
За месяц до поступления воспитанников в школу В.А.Сухомлинский
предложил организовать «Сад здоровья».
Целый месяц ребята были на
воздухе. Купались в пруду, делали зарядку, завтракали и отправлялись куда-
нибудь на прогулку – в лес, сад, поле. В этот месяц совершались самые
интересные «путешествия» детей к истокам слова.
Сочетание здорового питания, солнца, воздуха, воды, посильного труда
и отдыха - все это стало целебным и ничем не заменимым источником
здоровья [18; с. 94].
17
Путешествия
в
мир
труда.
Детей
по
замыслу
Василия
Александровича привлекали к посильному труда. Например, была построена
маленькая теплица, где ребята трудились зимой.
Сухомлинский, показывая важность труда в жизни каждого человека, в
ходе экскурсий знакомил ребят с профессиями своих родителей. Малыши
побывали в колхозных зернохранилищах, на животноводческой ферме,
машиностроительном заводе, машинно-тракторной станции.
Василий Александрович утверждал, что любовь ребенка к людям
труда- источник человеческой нравственности.
Слушаем музыку природы.
Сухомлинский писал, что важным
средством нравственного и умственного воспитания человека является
музыка, которая открывает перед нами красоту природы, нравственных
отношений и труда.
Музыка, по мнению Василия Александровича, способна пробудить в
человеке представление о возвышенном и прекрасном не только в
окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство
самовоспитания [18; с.61].
Именно поэтому в "Школе радости" большое внимания уделялось
слушанию музыки - музыкальных произведений и музыки природы.
«...Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчетливо слышится
каждый звук, в предвечернюю пору мы сидели с детьми на зеленой лужайке.
Я предложил прослушать мелодию "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе
Салтане" Н. Римского-Корсакова. Музыка нашла у детей эмоциональный
отклик. Малыши говорили:
"Шмель то приближается, то отдаляется. Слышно щебетанье
маленьких птичек..." Еще раз слушаем мелодию. Потом идем к цветущей
медоносной траве. Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. Вот
он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается. Дети
в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная на пленку,
но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота,
18
которую композитор подслушал в природе и передал нам. Детям хочется
еще раз услышать записанную на пленку мелодию» [18; с.62].
В зимние дни, когда занятия «Школы радости» проходили в классе
дети познакомились с мелодиями П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р.
Шумана. Трудно передать словами богатство фантастических образов и
представлений, родившихся у малышей под влиянием этой музыки.
На своем педагогическом опыте Сухомлинский доказал, что музыка –
это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность
воспитателя и детей [18; с.71].
Обучение чтению письму своих воспитанников было также одной из
самых важных и непростых задач, стоявших перед В.А.Сухомлинским.
Педагог уже не один год думал, о том каким трудным, утомительным,
неинтересным делом для ребенка становится в первые дни его школьной
жизни чтение и письмо, как много неудач постигает детей на тернистом пути
к знаниям - и все оттого, что учение для детей превращается в чисто книжное
дело [18; с.75].
Дети в силу своего возраста должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. При обучении чтению и
письму этот мир также должен окружать ребенка.
Сухомлинский стал проводить с детьми "путешествия" к истокам
слова: открывал ребятам глаза на красоту мира и в то же время стремился
донести до детского сердца музыку слова. Он добивался того, чтобы слово
было для ребенка не просто обозначением вещи, предмета, явления, но несло
в себе эмоциональную окраску - свой аромат, тончайшие оттенки. Процесс
обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет
для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми
образами, звуками, мелодиями [18; с.78].
Обучение
грамоте
Сухомлинский
старался
тесно
связывать
с
рисованием. В "путешествия" к истокам слова педагог и его воспитанники
шли с альбомами и карандашами.
19
Вот одно из таких первых "путешествий":
« Я поставил целью
показать
детям
красоту
и
тончайшие
оттенки
слова
луг.
Мы
расположились под склонившейся над прудом вербой.
Вдали зеленел
освещенный солнцем луг. Говорю детям: "Посмотрите, какая красота перед
нами. Над травой летают бабочки, жужжат пчелы. Вдали стадо коров,
похожих на игрушки. Кажется, что луг - это светло-зеленая река, а деревья
- темно-зеленые берега. Стадо купается в реке. Смотрите, сколько
красивых цветов рассылала ранняя осень. Прислушаемся к музыке луга:
слышите тонкое жужжанье мушек, песню кузнечика?" Я рисую луг в своем
альбоме; рисую коров и гусей, рассыпавшихся, как белые пушинки, и еле
заметный дымок, и белое облачко над горизонтом. Дети очарованы
красотой тихого утра и тоже рисуют. Я подписываю рисунок: "Луг". Для
большинства малышей буквы - это рисунки. И каждый рисунок что-то
напоминает. Что же? Стебелек травы. Перегнул стебелек - и получился
рисунок Л. Сложил 2 стебелька-вот и новый рисунок--У. Дети подписывают
рисунки словом луг. Потом мы читаем это слово» [18; с.78].
Такой
метод
письма
и
чтения
является
сознательным
воспроизведением
звукового,
музыкального
образа,
соответствующего
зрительному образу, только что нарисованному детьми. При таком единстве
зрительного и звукового восприятия одновременно запоминаются и буква и
маленькое слово.
Уже к весне 1952 г., то есть примерно через восемь месяцев после
начала занятий в «Школе радости» дети знали все буквы, писали слова и
читали. Перед малышами не стояла обязательная задача выучить алфавит или
научиться читать. Они поднимались по ступенькам познания в процессе
игры, а умственная жизнь воспитанников была наполнена сказкой, музыкой,
фантазией, творчеством, красотой.
Дети овладевали грамотой, и в их жизнь постепенно входила книга.
Совместно с ребятами В.А.Сухомлинский создал маленькую библиотечку
книжек-картинок.
20
Летом 1952 г. воспитанники Сухомлинского начали читать небольшие
печатные детские книжки: народные сказки в обработке Л. Толстого и
коротенькие рассказы из "Родного слова" К. Ушинского, стихи А. Пушкина,
М. Лермонтова, Н. Некрасова, Т. Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко.
Василий Александрович утверждал, что чем раньше ребенок начал
читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем
сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше
дает чтение для умственного развития [18; с.84].
Таким образом,
для воспитания детей Сухомлинский использовал
красоту природы родного края, разнообразный посильный для детей труд на
школьном участке и в семье, силу эмоционального воздействия музыки. В
свою работу педагог включал лучшие образцы народного творчества и
художественной литературы. Для закаливания детей, укрепления их здоровья
Сухомлинский создал свою оригинальную систему («Сад здоровья»). В
«Школе радости» постоянными были прогулки и посиделки, занятия под
открытым небом, походы по родному краю. Педагог приучал детей
всматриваться и понимать родную природу, беречь все живое, улучшать
природу, а не губить ее.
Большая роль в работе «Школы радости» отводилась чтению сказок,
созданию поэтических и прозаических миниатюр, которые стимулировали
развитие эмоционально-образного мышления шестилетних детей.
Педагог направил все силы, на то чтобы его воспитанники чувствовали
сердцем другого человека, развивались в нравственном и эстетическом
плане.
«Годы детства»
31 августа 1952г. на зеленую лужайку перед школьным зданием
пришли все школьники, учителя, родители. Этот торжественный день,
предшествующий началу учебного года, уже давно стал в Павлышской
21
общеобразовательной
школе
традиционным
праздником.
Особенно
волнующим был праздник для В.А.Сухомлинского в это утро:
«Как
землепроходец, отправляясь в далекие, неизвестные земли, смотрит в глаза
своих спутников и товарищей, так и я всматривался в глаза моих малышей.
Вот они стоят, 16 мальчиков и 15 девочек» [18; с.98]. Их и предстояло
Сухомлинскому четыре года обучать и воспитывать.
Педагогический опыт убедил Сухомлинского в том, что начальная
школа, прежде всего, должна научить учиться. Об этом писали выдающиеся
педагоги -Ян Амос Коменский, К. Ушинский, А. Дистервег.
Важнейшую задачу начальной школы Сухомлинский сформулировал
так - дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений. Умение
учиться должно включать в себя: умение читать, писать, наблюдать явления
окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами[18; с.99]. Эти
умения можно сравнить с инструментами, без которых невозможно овладеть
знаниями .
Готовясь
к
обучению
детей
в
начальных
классах,
Василий
Александрович стремился точно определить, что дети должны глубоко
запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь. Но также
необходимо учитывать, что в годы обучения в 1-4 классах, т.е. от 7 до 11 лет
происходит становление личности ребёнка. Дети в
указанный период
обязаны не только накапливать багаж знаний и умений, чтобы успешно
учиться дальше, они должны жить богатой духовной жизнью: «Не зубрежка,
а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры,
сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества - таким будет учение моих
питомцев» [18; с.101].
В этой главе педагог знакомит нас с тем, как в течение 4 лет - с осени
1952 г. по весну 1956 г. – он осуществлял единство двух одинаково важных
задач начальной школы: во-первых, давал детям глубокие прочные знания;
во-вторых, предотвращая зубрежку, заботился о богатой духовной жизни
детей, об их здоровье.
22
Здоровье, здоровье и еще раз здоровье.
Без постоянной связи с
семьёй забота о здоровье невозможна, поэтому подавляющее большинство
бесед с родителями, особенно в первые 2 года обучения детей в школе,- это
беседы о здоровье малышей. Также Сухомлинский объяснял родителям, что
обучение детей будет строиться следующим образом: домашних заданий им
задавать не будут, а правила и определения дети будут запоминать заучивать
на уроке. Хотя домашний труд не должен быть утомительным, но и обойтись
без него не представлялось возможным, поэтому дома дети будут читать,
рисовать, наблюдать за явлениями природы, составлять маленькие сочинения
о предметах и явлениях окружающего мира, учить наизусть полюбившиеся
стихи [18; с. 102].
Сухомлинский строил процесс обучения так, что большую часть
занятий учащиеся проводили на свежем воздухе, много двигались, трудились
физически, не засиживались над учебниками, что способствовало хорошему
аппетиту, а значит и здоровому развитию ребёнка.
Очень
важным
источником
здоровья
для
воспитанников
В.А.Сухомлинского был труд в зимнее время на свежем воздухе. При
умеренном морозе (до -10°) 8-летние дети трудились раз в неделю по 2 часа,
9-10-летние- по 3 часа, 11-летние - по 4 часа ,что являлось прекрасным
средство закалки организма и предупреждением простудных заболеваний.
Летние каникулы дети проводили в походах, путешествиях по лугам, полям,
лесам.
Очень много для укрепления здоровья и для умственного развития
ребят давали месяцы непосредственного общения с природой.. После
окончания 1 класса дети провели август в колхозном саду и на пасеке. После
окончания 2 - на колхозном баштане.
Система укрепления здоровья Сухомлинского принесла свои плоды: в
1 классе было четверо ребят с ослабленным зрением, во 2-двое, в 3-ни
одного; медицинским обследованием в первые 2 года было установлено у 3
детей симптомы сердечно-сосудистой слабости; у 2 - остаточные явления
23
после плевритов, у 2 - признаки бронхита, у одного ребенка - подозрение на
скрытую форму туберкулеза. К моменту окончания начальных классов
только у одного ребенка были отмечены симптомы сердечно-сосудистой
слабости - гораздо менее ярко выраженные, чем в первые 2 года обучения.
Учение – частица духовной жизни. В.А.Сухомлинский стремился
подготавливать ребят к занятиям в классе постепенно. Например, в сентябре
дети были в классе не больше 40 минут в день, в октябре - не больше 2 часов.
Это время отводилось на занятия по письму и арифметике. Остальные 2 часа
они проводили на свежем воздухе. Педагог стремился, чтобы занятия мало
отличались от деятельности «Школы радости».
Все воспитанники Сухомлинского хорошо знали буквы, и для
выработки техники чтения педагог прибегал к разнообразным видам
активной деятельности.
Дети составляли и записывали миниатюрные
сочинения о природе, и это несравненно больше способствовало развитию
умения читать, чем многократное чтение одного и того же текста по букварю
[18; с.114].
Василий Александрович делав всё возможное, чтобы разнообразные
виды активной деятельности-и выразительное чтение, и письмо, и рисование
- способствовали превращению чтения в полуавтоматический процесс, чтобы
уже во 2 классе многосложные слова воспринимались зрительно как единое
целое.
Педагог старался разнообразить умственный труд детей, могучим
средством разнообразия труда стало рисование.
Сухомлинский высказал идею о том, что умственные силы и нервная
энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это не бездонный колодец,
из которого можно черпать и черпать [18; с.119]. Необходимо постоянно
пополнять
источник
нервной
энергии
ребенка.
Источники
же
этого
пополнения наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира,
жизнь среди природы, чтение, но такое, к которому побуждает интерес,
желание что-то узнать, "путешествия" к истокам живой мысли и слова.
24
Несколько уроков каждую неделю были посвящены «путешествиям» к
истокам мысли и родного слова – наблюдениям. Они обогащали мысль,
развивали воображение и речь воспитанников.
Чем больше вопросов
возникало у детей во время походов и экскурсий, тем ярче проявлялись
любознательность и пытливость в классе, когда речь шла о природных
явлениях, труде, далеких странах.
Дайте ребёнку радость умственного труда, радость успеха в учении.
Внутренним миром ученика является его умственный труд, успехи и неудачи
в учении. Каждый ребёнок, по словам Сухомлинского, выражает глубокое
личное отношение к тому, что ему удаётся и не удаётся в процессе обучения.
Важно
понимать,
что
для
маленького
ребёнка
учитель
–
это
воплощение справедливости. И когда учитель ставит двойку только потому,
что ученик чего-то не понял, ребенок не только чувствует себя несчастным,
но и испытывает чувство неприязни, а нередко и чувство вражды к учителю
[18; с. 165].
Основополагающая воспитательная задача
состоит в том, чтобы в
процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал человеческое
достоинство, чувство гордости.
Учитель должен утверждать ребенка в
окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего
чувство гордости за свои успехи.
«Когда ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний
гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить
никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь
его вторично-ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы,
застегивается,
образно
говоря,
на
все
пуговицы,
становится
настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и
замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у
него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет
способностей. Сердце охватывает гнев и возмущение, когда видишь такого
равнодушного, безропотного ребенка, готового терпеливо слушать хоть
25
целый
час
назидания
учителя,
абсолютно
безразличного
к
словам
товарищей: ты отстающий, ты останешься на второй год... Что может
быть безнравственнее, чем подавить в человеке его чувство собственного
достоинства!» [18; с.167]
Оценки за успехи можно ставить лишь тогда, когда ребёнок научится
трудиться, научится думать, наблюдать, понимать, что такое умственный
труд.
В.А.Сухомлинский в течение 4 лет обучения детей в начальных классах
не поставил ни одной неудовлетворительной оценки - ни за письменные
работы, ни за устные ответы.
«Дети учатся читать, писать, решать задачи. Один ребенок уже достиг
положительных результатов в своем умственном труде, другой пока еще нет.
У одного уже получается то, чему его хочет научить учитель, у другого еще
не получается, но это не значит, что он не хочет учиться. Я оценивал
умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные
результаты» [18; с.168].
Если ученик еще не достиг тех результатов, к
которым он стремится в процессе труда, ему не ставили никакой отметки.
Каждого своего ученика Василий Александрович стремился убедить в
том, что учебная деятельность – это упорный труд, который требует больших
усилий, волевой сосредоточенности и, конечно же, умение отказаться от
многих удовольствий.
В такой атмосфере формируется сила воли и
настойчивость, а ребёнок, который научился критически смотреть на свои
результаты и стремится сделать их лучше, никогда не станет лодырем.
«Годы детства» насыщены замечательными педагогическими идеями.
Одна из которых – создание Комнаты сказки.
С помощью старших
школьников создали обстановку, в которой дети чувствовали себя в мире
сказочных образов. Василий Александрович вырезал, рисовал, клеил
фигурки сказочных героев, декорации для сказок, дети помогали ему.
26
Сухомлинский был твёрдо убеждён в том, что без сказки - живой,
яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка - невозможно представить
детское мышление и детской речи как определенной ступени человеческого
мышления и речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их
мысль живет в мире сказочных образов [18; с.181].
Как и в «Школе радости», Сухомлинский открывал перед ребёнком
красоту мира посредством музыки. С большой любовью ребята пели хором
"Колыбельную" В. Моцарта, чешскую народную песню "Сорока", "Детскую
песенку" П. Чайковского, "Идет коза рогатая" Н. Шпейера, "Осеннюю
песенку" Д. Васильева-Буглая, польскую песню "Пение птичек", "Песню
лисички" Н. Лысенко, "Песню про чибиса" и т.д.
Уже в первом классе Василий Александрович создал совместно с
детьми детскую библиотеку, состоявшую из четырёх разделов.
Первый - это рассказы, представляющие, на взгляд Сухомлинского,
наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического
воспитания детей.
Второй отдел данной библиотеки - это рассказы современных русских
и украинских писателей о нашем сегодняшнем дне, о труде советских людей,
о борьбе за мир, о подвигах героев в годы Великой Отечественной войны, о
детях-героях[18; с.203].
Третий отдел - это сказки, стихотворения и басни, предназначавшиеся
только для внеклассного чтения.
Четвертый отдел классной библиотечки представлял собой собрание
древнегреческой мифологии.
Немаловажное значение Сухомлинский уделял силе родного слова.
Педагог стремился к тому, чтобы этот животворный источник – богатства
родной речи – был открыт для детей с первых шагов их школьной жизни[18;
с.207].
Нельзя
упустить
тот
факт,
что
воспитание
и
обучение
В.А.Сухомлинский строил в соответствии с нормами коммунистической
27
идеологии,
что
отражено
в
таких
подпунктах
как:
«С
думой
о
Коммунистической партии» , «Вы будущие хозяева своей Родины, юные
ленинцы», «Дети вступают в организацию юных ленинцев» и т.д.
Таким образом, В.А. стремился сделать процесс обучения для ученика
радостным, а характеризуют данный процесс в педагогической системе
Василия Александровича следующие особенности:
— ученик изучает факты, делает из них самостоятельные выводы, совершает
«открытия», а не заучивает обобщения из учебника;
— ученик находится в постоянном поиске и творчестве;
— обучение побуждает ребенка заниматься самообразованием;
— ученика и учителя связывают доверительные, деловые и спокойные
отношения;
— оценка не угнетает ученика.
Мы можем сделать вывод и о нравственный идеале в понимании
Сухомлинского в работе «Сердце отдаю детям», он включает в себя такие
черты личности как:
— умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями
и святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе — как
«понимание и переживание цели, смысла жизни»;
— гармоническое единство общественного и личного, большого и
малого в духовной жизни личности;
— богатство духовного мира, интересов и потребностей;
— потребность человека в человеке как в носителе духовных
ценностей;
— чувство человеческого достоинства — уважение самого себя,
умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения
окружающими, стремление к нравственному совершенству; любовь к труду,
высокая нравственность трудовых отношений; открытость сердца радостям и
горестям других людей
28
29