Авторы: Ткаченко Анастасия Валериевна, Анастасия Валериевна Ткаченко
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Амвросиевский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Амвросиевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Обучение и воспитание патриотических чувств обучающихся средствами биологии
Раздел: среднее профессиональное
Подготовила преподаватель биологии: Ткаченко Анастасия Валериевна
Обучение и воспитание патриотических чувств обучающихся средствами
биологии
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления
содержания образования является модернизация и развитие патриотического
воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина
России с государством и обществом. Традиционно приоритет в патриотическом
воспитании школьников, отдают урокам истории, гражданственности и
разговорах о важном, в силу специфики данных дисциплин. Однако любовь к
Родине прививается и на других уроках: биологии и географии, ведь
патриотические чувства неразрывно связаны с природой, флорой и фауной
нашей страны.
Биологические корни патриотизма следует искать в древнейшей форме
поведения животных – в поведении, которое служит для разграничения и
защиты среды обитания (территориальном поведении). То есть патриотизм –
это
своего
рода
инстинктивная
программа
закрепления
оседлости
на
подходящей территории.
Владимир Даль характеризовал понятие «патриот» следующим образом:
«Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Стандарт (ФГОС) основан на концепции духовно-нравственного развития
и Стратегии развития воспитания, действующей до 2025 года. Одной из задач,
которые перед собой ставит ФГОС, является формирование у обучающихся
чувства причастности к судьбе своей страны и своего народа, любовь к малой и
большой Родине, уважение к государству и его символам.
Изучение исторических фактов, биографий и открытий русских учёных,
использование творчества поэтов, художников, воспевающих родную природу,
раскрытие красоты и неповторимости природы родного края на уроках
биологии предоставляют огромные возможности для воспитания гражданина и
патриота своей Родины.
1
Методисты-биологи
уделяют
большое
внимание
реализации
патриотического воспитания средствами учебных предметов биологии и
экологии, так как природа является мощным фактором воспитания чувства
уважения и любви к Отечеству. В рамках обучения биологии происходит
формирование патриотизма через биологические и экологические знания о
природе, взаимосвязях в ней, бережного отношения к окружающему миру.
Биология имеет широкую теоретическую и практическую базу, что позволяет
учителю применять множество методов в работе с учащимися. Биологию
начинают изучать еще в начальной школе на уроках окружающего мира. Уже
на данном этапе происходит закладка экологического типа мышления
учащихся. Одновременно с этим дети начинают себя позиционировать как
часть природы, что выражается в бережном отношении к окружающей среде. С
этими знаниями ребята переходят в основную школу, где знания расширяются
и закрепляются. Формируются более высокие ценности: уважение и любовь к
Родине и своей культуре и народу.
На данном этапе актуальным является краеведческий подход.
Главными
условиями
краеведческой
работы,
как
средства
совершенствования навыков и умений, учащихся являются:
учет возрастных особенностей;
использование разнообразных видов деятельности;
рационально запланированная работа.
Цель воспитания патриотизма у учащихся средних классов в процессе
краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной
созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными
ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества.
Рассматривая тему «Классификация растений» расширяют знания о
березе,
как
символе
России.
При
изучении
отдела
Мохообразные
упоминается о том, что в качестве перевязочного материала во время
Великой Отечественной войны использовали этот отдел растений.
2
В теме «Происхождение культурных растений», уделяется внимание
тому, что работа по изучению центров происхождения культурных растений
связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие
экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И.
Вавилова. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР),
где хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных
культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14
ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от
мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список
умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д. С. Иванов – хранитель образцов
риса, А. Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л. М. Розина – хранитель
образцов овса. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг
не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди ценой
собственных жизней сохранили образцы семян, так как знали, что после
войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего.
После войны Вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани
был создан Кубанский генетический банк семян. В хлебе сегодняшнем, и в
хлебе завтрашнем, который поднимется на полях нашей Родины, нам дано
ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.
Согласно ФГОС одной из целей обучения является воспитание у
школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения.
Поэтому, педагогическое мастерство современного учителя заключается в
том, чтобы поддерживать и стимулировать интерес обучающихся к
получению знаний.
Одной из продуктивных интерактивных технологий является –
интерактивная тетрадь.
Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической
тетради,
которая
позволяет
обучающимся
активно
участвовать,
анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Она
3
содержит
в
себе
различные
интерактивные
шаблоны
и
элементы,
направленные на изучение и закрепление тем.
Интерактивная тетрадь помогает оживить уроки, создать условия для
практического
использования
теоретической
информации,
собрать
изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.
Это тетрадь, которую учащийся создает сам, склеивает ее отдельные части в
единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и
формы. На наших уроках интерактивные тетради активно используются в
рамках патриотического воспитания через средства биологии.
При реализации задач патриотического воспитания средствами биологии
важную роль играют экскурсии. Данный вид деятельности помогает осознать
чувства привязанности к Родине. Участие в экскурсии, если она будет
отличаться высокой содержательностью и красочностью, должно вызвать у
учащихся чувство гордости, восхищения, стремления прикоснуться к красоте
родного края, вызвать желание оберегать природу и приумножать ее
богатства. Благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с объектами
животного и растительного мира в их естественном окружении. Во время
экскурсионной
деятельности
происходит
познание,
и
активное
взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного,
социального,
культурного
окружения,
что
оказывает
положительное
воздействие на детей.
Одной из удачных форм подачи познавательного материала можно
назвать применение электронных компьютерных презентаций на уроках
биологии. Это удобный и эффективный способ предоставления информации
с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику,
изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и
удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность
скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний,
что позволяет нам проводить работу в данном направлении продуктивнее.
Применять ИКТ можно на различных этапах занятия – при изучении нового
4
материала, а также при рефлексии. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно
подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и прочее) дети
воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность.
Для эффективной работы мы используем презентации и видео, созданные
самостоятельно. Применение информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) способствуют формированию чувства сопричастности подрастающих
жителей небольшого города к жизни огромной страны – России.
Следовательно, урок – важнейшее звено воспитательной работы с
учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во
внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе
военно-патриотического воспитания в школе.
Таким образом практика при проведении уроков, а также внеурочной
патриотической работы с учащимися школы показала, что воспитание
патриотизма
и
гражданственности
продолжаются
и
после
звонка.
Преимущества
патриотического
воспитания
в
рамках
биологической
дисциплины в том, что оно не ограничено временем и пространством,
содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебным
планом, программой, поурочным планами, а находит свое отражение в каждом
уроке, так как понятие любви к Родине всеобъемлющее. Внеклассная работа
располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную
деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств.
5