Напоминание

Обучение и воспитание патриотических чувств обучающихся средствами биологии


Авторы: Ткаченко Анастасия Валериевна, Анастасия Валериевна Ткаченко
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Амвросиевский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Амвросиевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Обучение и воспитание патриотических чувств обучающихся средствами биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Подготовила преподаватель биологии: Ткаченко Анастасия Валериевна

Обучение и воспитание патриотических чувств обучающихся средствами

биологии

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления

содержания образования является модернизация и развитие патриотического

воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина

России с государством и обществом. Традиционно приоритет в патриотическом

воспитании школьников, отдают урокам истории, гражданственности и

разговорах о важном, в силу специфики данных дисциплин. Однако любовь к

Родине прививается и на других уроках: биологии и географии, ведь

патриотические чувства неразрывно связаны с природой, флорой и фауной

нашей страны.

Биологические корни патриотизма следует искать в древнейшей форме

поведения животных – в поведении, которое служит для разграничения и

защиты среды обитания (территориальном поведении). То есть патриотизм –

это

своего

рода

инстинктивная

программа

закрепления

оседлости

на

подходящей территории.

Владимир Даль характеризовал понятие «патриот» следующим образом:

«Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Стандарт (ФГОС) основан на концепции духовно-нравственного развития

и Стратегии развития воспитания, действующей до 2025 года. Одной из задач,

которые перед собой ставит ФГОС, является формирование у обучающихся

чувства причастности к судьбе своей страны и своего народа, любовь к малой и

большой Родине, уважение к государству и его символам.

Изучение исторических фактов, биографий и открытий русских учёных,

использование творчества поэтов, художников, воспевающих родную природу,

раскрытие красоты и неповторимости природы родного края на уроках

биологии предоставляют огромные возможности для воспитания гражданина и

патриота своей Родины.

1

Методисты-биологи

уделяют

большое

внимание

реализации

патриотического воспитания средствами учебных предметов биологии и

экологии, так как природа является мощным фактором воспитания чувства

уважения и любви к Отечеству. В рамках обучения биологии происходит

формирование патриотизма через биологические и экологические знания о

природе, взаимосвязях в ней, бережного отношения к окружающему миру.

Биология имеет широкую теоретическую и практическую базу, что позволяет

учителю применять множество методов в работе с учащимися. Биологию

начинают изучать еще в начальной школе на уроках окружающего мира. Уже

на данном этапе происходит закладка экологического типа мышления

учащихся. Одновременно с этим дети начинают себя позиционировать как

часть природы, что выражается в бережном отношении к окружающей среде. С

этими знаниями ребята переходят в основную школу, где знания расширяются

и закрепляются. Формируются более высокие ценности: уважение и любовь к

Родине и своей культуре и народу.

На данном этапе актуальным является краеведческий подход.

Главными

условиями

краеведческой

работы,

как

средства

совершенствования навыков и умений, учащихся являются:

учет возрастных особенностей;

использование разнообразных видов деятельности;

рационально запланированная работа.

Цель воспитания патриотизма у учащихся средних классов в процессе

краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной

созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными

ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества.

Рассматривая тему «Классификация растений» расширяют знания о

березе,

как

символе

России.

При

изучении

отдела

Мохообразные

упоминается о том, что в качестве перевязочного материала во время

Великой Отечественной войны использовали этот отдел растений.

2

В теме «Происхождение культурных растений», уделяется внимание

тому, что работа по изучению центров происхождения культурных растений

связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие

экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И.

Вавилова. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР),

где хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных

культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14

ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от

мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список

умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д. С. Иванов – хранитель образцов

риса, А. Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л. М. Розина – хранитель

образцов овса. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг

не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди ценой

собственных жизней сохранили образцы семян, так как знали, что после

войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего.

После войны Вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани

был создан Кубанский генетический банк семян. В хлебе сегодняшнем, и в

хлебе завтрашнем, который поднимется на полях нашей Родины, нам дано

ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.

Согласно ФГОС одной из целей обучения является воспитание у

школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения.

Поэтому, педагогическое мастерство современного учителя заключается в

том, чтобы поддерживать и стимулировать интерес обучающихся к

получению знаний.

Одной из продуктивных интерактивных технологий является –

интерактивная тетрадь.

Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической

тетради,

которая

позволяет

обучающимся

активно

участвовать,

анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Она

3

содержит

в

себе

различные

интерактивные

шаблоны

и

элементы,

направленные на изучение и закрепление тем.

Интерактивная тетрадь помогает оживить уроки, создать условия для

практического

использования

теоретической

информации,

собрать

изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.

Это тетрадь, которую учащийся создает сам, склеивает ее отдельные части в

единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и

формы. На наших уроках интерактивные тетради активно используются в

рамках патриотического воспитания через средства биологии.

При реализации задач патриотического воспитания средствами биологии

важную роль играют экскурсии. Данный вид деятельности помогает осознать

чувства привязанности к Родине. Участие в экскурсии, если она будет

отличаться высокой содержательностью и красочностью, должно вызвать у

учащихся чувство гордости, восхищения, стремления прикоснуться к красоте

родного края, вызвать желание оберегать природу и приумножать ее

богатства. Благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с объектами

животного и растительного мира в их естественном окружении. Во время

экскурсионной

деятельности

происходит

познание,

и

активное

взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного,

социального,

культурного

окружения,

что

оказывает

положительное

воздействие на детей.

Одной из удачных форм подачи познавательного материала можно

назвать применение электронных компьютерных презентаций на уроках

биологии. Это удобный и эффективный способ предоставления информации

с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику,

изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и

удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность

скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний,

что позволяет нам проводить работу в данном направлении продуктивнее.

Применять ИКТ можно на различных этапах занятия – при изучении нового

4

материала, а также при рефлексии. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно

подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и прочее) дети

воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность.

Для эффективной работы мы используем презентации и видео, созданные

самостоятельно. Применение информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) способствуют формированию чувства сопричастности подрастающих

жителей небольшого города к жизни огромной страны – России.

Следовательно, урок – важнейшее звено воспитательной работы с

учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во

внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе

военно-патриотического воспитания в школе.

Таким образом практика при проведении уроков, а также внеурочной

патриотической работы с учащимися школы показала, что воспитание

патриотизма

и

гражданственности

продолжаются

и

после

звонка.

Преимущества

патриотического

воспитания

в

рамках

биологической

дисциплины в том, что оно не ограничено временем и пространством,

содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебным

планом, программой, поурочным планами, а находит свое отражение в каждом

уроке, так как понятие любви к Родине всеобъемлющее. Внеклассная работа

располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную

деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств.

5



В раздел образования