Автор: Скиркене Светлана Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: с. Монастырище, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подвижные игры на совершенствование ведения мяча
Раздел: среднее образование
Подвижные игры на совершенствование ведения мяча
В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом,
без
которого
невозможно
представить
себе
полноценную,
тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения
баскетболу формирую у учащихся представление, что ведение мяча
– это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за
другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками.
От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике
ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная
работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой,
высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на
мяче, активное движение руки в локтевом суставе.
Такое постепенное расширение игрового навыка я использую
подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения
и
игры
разнообразят
уроки
баскетбола,
делают
их
более
эмоциональными, повышают плотность занятий.
Игры
используемые на уроках
для
совершенствования
ведения мяча.
«Пятнашки с ведением». Два игрока, передвигаясь в одном
направлении вокруг стойки или стоящего в центре круга третьего
игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить
свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч.
Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей
рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до
плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко.
При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и
игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером,
стоящим в круге.
Вариант: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч
у соперника.
«Сторож». В игре участвуют двое, у каждого мяч. Игрок 1
(сторож), ведя мяч, защищает установленный на полу за его спиной
флажок. «Сторожу» разрешается делать шаги одной ногой, другая
(опорная) стоит в 25-30 см от
флажка. Задача игрока 2, - не
прекращая ведения, дотронуться свободной рукой до флажка, что по
условиям игры приносит ему 1 очко. При заранее обусловленном
счете игроки меняются ролями.
Вариант: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг
лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча
игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и
послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной
рукой.
«Зоркий глаз»
Класс делится на три команды, которые
выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой у
линии старта лежит обруч. В 10 – 15 м от него установлено 5
разноцветных флажков: красный, черный, белый, зеленый, синий. В
5 м от линии флажков проводится параллельно ей еще одна линия –
для передвижения учителя, в руках у которого 5 флажков такой же
расцветки. По сигналу первые номера команды начинают ведение
мяча вокруг обруча, постоянно наблюдая за учителем, который
быстро передвигается в различных направлениях по своей линии.
Как только учитель поднимает вверх один из имеющихся у него
флажков, первые номера команд, не прекращая ведения, должны
добежать до своих флажков, взять один из них нужной расцветки и,
ведя мяч, быстро вернуться к своей команде. Участник, не
допустивший ошибки, взявший нужный флажок И быстрее всех
вернувшийся к линии старта, приносит своей команде 3 очка,
пришедший вторым – 2 и третьим – 1 очко. При ошибках очки не
начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т.д. Побеждает
команда, набравшая большее количество очков.
«Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры
стоят в 5 метрах друг к другу. Первый игрок передает мяч второму.
Второй сразу переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до
первого, обводит его и с ведением возвращается на свое место,
после чего делает передачу первому. Упражнение повторяют
несколько раз.
«Подними мяч» В парах, положение партнеров такое же, как в
предыдущей игре. По сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко
второму и, остановившись, быстро переводит мяч с высокого
ведения на низкое – до полной остановки мяча. Затем, оставив мяч у
ног партнера, он бегом возвращается на свое место. Второй игрок
частыми ударами кистью по мячу переводит мяч на ведение и далее
повторяет действия первого.
«Повтори лидера». Игра проводится в парах, у каждой пары по
одному мячу. Игрок с мячом становится за спину игрока без мяча.
По команде учителя игрок без мяча начинает свободно двигаться по
залу, делая резкие ускорения, остановки, меняя направление
движения. Партнер с мячом должен, ведя мяч, повторять все
перемещения лидера и как можно плотнее держаться за ним.
«Вокруг партнера». В парах, расстояние между партнерами – 2
метра. По сигналу учителя ученик без мяча начинает медленно
передвигаться
вперед
приставными
шагами,
а
его
партнер
осуществляет ведение мяча вокруг него. После одного круга вокруг
спортивного зала игроки меняются ролями.
«Змейка». Класс строится в две колонны, расстояние между
учащимися – 2 метра. У игроков первой колоны – мячи. По сигналу
учителя вторая колонна игроков без мячей начинает медленное
движение
шагом
в
обход
зала.
Ученики
первой
колонны
осуществляют ведение мяча в беге «змейкой» между идущими
учениками второй колонны. После двух кругов колонны меняются
местами.
Вариант: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся
с мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так
и навстречу ей.