Автор: Скиркене Светлана Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: с. Монастырище, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Техника метания мяча на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Техника метания мяча на уроках физической культуры
Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище
Скиркене Светланы Николаевны
Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности
Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с
помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как
можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с
него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения
правильно распределять усилия.
Историческая справка
Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции
и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической
формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились
перья, шерсть, зерна и семена.
Среди исследователей существует мнение о том, что мяч появился благодаря
Атциусу, учителю гимнастики, который впервые изготовил его из бычьего
пузыря. Научно этот факт не подтвержден, но доподлинно известно то, что
изобрели снаряд еще задолго до Гомера, поскольку в произведениях этого
автора уже упоминается мяч.
В нашей стране уже в эпоху современности многое сделал для развития
метания мяча П.Ф. Лесгафт. В 1912 г. им была издана книга «Руководство по
физическому образованию детей школьного возраста», где автор привел
классификацию упражнений с мячом, изложил технику и способы метания.
Основные принципы метания мяча
В
данном
упражнении
допускается
выполнение
броска
несколькими
способами: с места, с разбега, из-за головы, с плеча. Тот или иной метод
используется
сообразно
возрасту,
индивидуальным
особенностям
спортсмена, а также от размера и веса самого мяча. Однако независимо от
способа начинающим не рекомендуется выполнять метание с максимальной
силой, так как мышцы и связки еще не адаптировались к таким нагрузкам, и
результатом может стать травма.
Как уже было сказано, броски производятся на дальность. Основных
факторов, влияющих на этот показатель всего 3:
1.
Скорость и угол вылета мяча.
2.
Высота точки, где происходит отрыв снаряда от руки метателя.
3.
Сопротивление воздуха.
Решающее значение при этом имеют первые два.
Скорость вылета напрямую связана с той силой, которая прикладывается
атлетом, расстоянием — что преодолевает снаряд в руке спортсмена, и
временем прохождения этого расстояния. Проще говоря, чем больше
расстояние и меньше время, тем выше ускорение. Соответственно, если
метание мяча происходит с разбега, дальность однозначно будет выше.
Угол полета не менее важен при выполнении броска. Согласно
тригонометрическим законам, наибольшее значение дальность достигает при
полете мяча под углом 45 градусов по горизонту. Однако на практике
невозможно настолько точно бросить снаряд. Оптимальным является угол 30
— 43 градуса, что достигается в процессе долгих тренировок.
Продолжительность полета снаряда при броске никак не связана ни с ростом
учащегося, ни с длиной его рук, хотя можно подумать обратное. Рост,
безусловно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника
метания соблюдена, существенного влияния на результат этот фактор не
окажет. То же самое можно сказать и о воздушном сопротивлении. Воздух
влияет на скорость полета и его продолжительность в сторону уменьшения,
но мяч слишком мал, чтобы это влияние было слишком весомым. И высота
вылета, и сопротивление влияет на полученную дальность не более, чем на
несколько сантиметров.
МЕТАНИЕ
Держание мяча, гранаты
1.
Указательный, средний, безымянные пальцы размещены сзади мяча, а
большой и мизинец поддерживают мяч сбоку.
2.
Граната держится плотным хватом, удобнее всего держать снаряд
ближе к концу, чтобы мизинец упирался в конец ручки.
3.
Рука, удерживающая снаряд, не напряжена.
Разбег
При выполнении разбега:
разбег выполняется строго по прямой линии с 10–12 м (длина разбега
строго индивидуальна);
разбег выполняется с ускорением, но следует помнить, что слишком
большая скорость затрудняет правильное выполнение броска.
Замах
При выполнении замаха:
в конце разбега разогнуть руку и выполнить замах назад;
одновременно поворачивать туловище направо;
затем выполняется «скрестный шаг», т.е. выполняется шаг правой
ногой носком кнаружи, с поворотом таза в ту же сторону;
этот шаг выполняется значительно быстрее других, чтобы обогнать
туловище.
Бросок
При выполнении броска:
левая нога ставится немного влево от линии разбега;
туловище энергично поворачивается грудью к направлению разбега;
рука, слегка сгибаясь в локте, проходит над правым плечом, и снаряд
выбрасывается вверх-вперед.
Особое внимание надо обращать на то, чтобы рука со снарядом сначала
отставала от туловища, создавая этим условия для броска. Эти движения в
сочетании с выпрямлением ног способствуют мощному броску.
Метание теннисного мяча или гранаты
В школьной программе в разделе «легкая атлетика» учащиеся изучают
технику метания мяча (вес 150 г) и гранаты (вес 500 и 700 г).
Техника метания этих двух снарядов не отличается друг от друга.
Единственное отличие в технике – это держание снарядов.
Техника метания мяча или гранаты
Техника метания мяча состоит из:
держания мяча или гранаты;
замаха;
разбега;
броска.
Метание гранаты
Метание надо выполнять с ходу, без остановки.
После вылета снаряда из руки выполняется шаг правой ногой, на которую
метатель опирается у ограничительной черты (заступать нельзя).
По мере овладения техникой движений амплитуда увеличивается.
Наклон туловища назад и отведение руки выполняются уже с большим
переносом тяжести тела на правую ногу.
Затем основное внимание обращается на пружинистые движения ног и всего
тела, на продвижение грудью вперед с опережающим движением метающей
руки.
При изучении финального усилия надо обращать внимание на прохождение
через положение «натянутого лука» с выведением локтя вверх.
Во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить
специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение
подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.
Ошибки, допускаемые при метании
Держание мяча слишком крепко или слишком слабо.
Таз и правая нога слишком вывернуты вправо.
Метающая рука не полностью выпрямлена.
При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.
При броске голова и верхняя часть туловища отклоняются влево.
Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице.
Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное
перенесение усилия.
Некоторые специальные упражнения, развивающие силу и гибкость.
Основная литература:
Лях В. И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. –
2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.