Напоминание

Активизация познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы


Автор: Харченко Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 25 имени Е.А.Жигуленко
Населённый пункт: ст.Ладожская Усть-Лабинского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Активизации познавательных интересов учащихся на уроках

русского языка и литературы »

Активизация познавательного интереса учащихся - одна из вечных

проблем педагогики. Как сделать, чтобы ребенок учился с желанием? Это

форма самоорганизации школьника и результат особых усилий педагогов.

При

этом

конечный

результат

усилий

педагога

заключается

в

формировании

и

становлении

собственной

активности

(

учебной,

познавательной) учащегося.

Для различных категорий учащихся характерна разная степень,

или интенсивность, в активном познании. Учителю нужно работать и с тем

школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который

«включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от

учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе

стала привычной.

Учитель может разделить учащихся по степени познавательной

активности.

Выделяются

следующие

уровни

познавательной

активности:

нулевой,

относительно-активный,

исполнительно-

активный, творческий

Нулевой уровень .Учащимся не свойственна агрессия, они пассивны,

ожидают привычного давления со стороны учителя. Нужно помнить о том,

что они медленно включаются в работу.

Не следует предлагать им

заданий, которые требуют перехода от одного вида деятельности к

другому. При работе с учащимися нулевого используется технология

опорных сигналов.

Относительно-активный.

Заинтересованность только в

определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока

или

необычным

приемом

преподавания.

Включение

связано

с

эмоциональной привлекательностью , но не подкрепляются волевыми или

интеллектуальными усилиями, при затруднениях теряют интерес к

учению. Эти учащиеся нуждаются в умении использовать план ответа,

рисунки-подсказки,

таблицы,

опираться

на

опорные

сигналы

(объяснительно-иллюстративный метод обучения).

Исполнительно-активный уровень. Учащиеся умеют соподчинять

эмоциональные,

интеллектуальные,

волевые

усилия.

Такие

ученики

систематически выполняют домашние задания, достаточно осознанно

воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в деятельность.

На данную категорию учащихся учитель опирается при изучении новой

темы. Ученики начинают скучать на уроке, если данный материал прост,

если учитель занят более слабыми учениками. Основными приемами

можно назвать все проблемные ситуации на уроке .

Творческий уровень. Особые способности, или одаренность,

зависят от врожденных задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы

выявить способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным

ученикам открыть в себе способности, о которых они

ранее и не

подозревали. Поэтому работа с этими учащимися ориентирована на

приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Помочь

в

достижении

этой

цели

могут

и

отдельные

приемы,

активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки (

адаптивная система обучения)

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту

проблему, то можно выделить основные условия , при которых

возникает интерес к учению:

1.ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного

поиска, решает вопросы проблемного характера;

2.учебный труд, как и всякий другой, интересен

тогда, когда он

разнообразен;

3.для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание

нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в

целом и отдельных его разделов;

4.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем

он интереснее для учащихся;

5.обучение должно быть трудным, но посильным;

6.чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее

ему работать;

7.яркость,

эмоциональность

учебного

материала

воздействуют

на

школьника, на его отношение к предмету;

Ученик пассивен, когда списывает ход решения с доски, пассивен,

когда слушает ответы товарищей, и даже постановка вопросов всему

классу активизирует не всех, а только тех, чей «темп думанья»

соответствует темпу фронтального опроса. А пассивность - основная почва

скуки. Между тем учителя, хорошо владеющие дисциплиной, успешно

пользуются методом хоровых ответов на несложные вопросы. С одной

стороны, в работу включается максимальное количество учеников, с

другой- учитель видит, кто из детей знает материал, а кто нет.

Одно из самых «узких» мест педагогического процесса-ответ одного

школьника у доски. Но если предложить школьникам быть рецензентами

отвечающих, анализировать их ответы и давать оценки, тогда внимание

повысится. Значительно повышает внимание учащихся метод «закрытой

доски»,

описанный психологом Ф.Н.Гоноболиным: доска закрыта или

повернута так, что процесс работы на доске классу невиден. Сидящие за

партами должны выполнить задание самостоятельно . Только после этого

запись на доске будет показана всем, и каждый сможет проверить свою

работу.

Основная движущая пружина активизирующего, поискового,

проблемного обучения- это система вопросов и заданий, которые ставятся

перед учениками. В первую очередь это вопросы в которых сталкиваются

противоречия. Необходимость преодолеть противоречие- один из самых

сильных двигателей . Прежде всего это противоречия между старыми,

сложившимися в житейском опыте представлениями и новыми знаниями.

Одна из самых серьезных форм умственного поиска- установление

причинно-следственных связей.

Например, не так сложно выяснить, чем не похожи друг на друга

Чацкий и Молчалин (А.С.Грибоедов "Горе от ума"). А вот в чем сходство

между ними?

Например, почему созерцание неба Аустерлица оказало такое сильное

влияние на внутренний мир князя Андрея? Почему это небо вспоминалось

ему в самые решительные минуты его жизни?(Л.Н.Толстой "Война и

мир").

Значительный интерес могут вызвать вопросы, требующие

обоснованного, продуманного выбора одной из двух или нескольких

возможностей. Например, А.С.Пушкин рассуждает о том, как могла

сложиться жизнь Ленского, если бы его не настиг «безвременный конец».

Может быть, Ленский стал бы великим поэтом, а может, обычным

помещиком в стеганом халате. Какая из этих возможностей наиболее

вероятна? (А.С.Пушкин "Евгений Онегин").

На уроках русского языка школьники охотно выполняют упражнения

«на редактирование»- устранение стилистических и смысловых

ошибок. Устранение различных просчетов, неточностей и противоречий

полезно не только потому, что требует активной умственной работы,

воспитывает

внимание,

приучает

контролировать

других

и

себя.

Исправляя

неправильное,

ученик

значительно

глубже

понимает

правильное.

В психолого-педагогической литературе сказано, что усвоение

фактического материала требует не заучивания, а формирование умений-

тренировки. Однако пределы механической памяти ограничены. Работа

со словом, основанная на активном поиске , более эффективна

:

школьник не получает слова для запоминания в готовом виде, а должен

теми или иными путями «добыть» их сам. Например, подбор слов, в

которых все гласные – и ударные, и безударные-только А. (банан,

караван). «Добывать» нужные слова ученики могут , осуществляя

синонимическую замену предложенных учителем слов (комплект мебели-

гарнитур) или отвечая на вопросы учителя( обманчивая надежда?

иллюзия). «Добывать» нужные слова в нужной форме можно и путем

дописывания по памяти начатых учителем предложений (после драки

кулаками…). Эти приемы – синонимическая замена, дописывание по

памяти- применимы и при изучении синтаксиса. Например: вспомните и

запишите русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам

народов Азии ( двумя руками трудно схватить двух угрей).

Образное изложение материала –только один из возможных путей

активизации образного мышления и воображения школьников. Другой

путь – игра. «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться

так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без

труда»,- писал В.Н.Сорока-Росинский. В процессе игры интеллектуально

пассивный ребенок способен выполнить такое количество умственной

работы, какое он совершенно не может одолеть в обычной ситуации.

Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности-ее

разнообразие. Необходимо, чтобы и в материале каждого урока , и в

способе его проведения было что-то новое. Изучение «Слова о полку

Игореве» можно построить так: ученик, увлекающийся военным делом,

получает задание отметить на карте путь войск князя Игоря в Половецкую

степь и начертить схемы расположения войск русских и половцев в первом

и во втором бою. Тот, кто увлекается астрономией, сообщает о затмении

солнца 1 мая 1185 года , упомянутом в «Слове», знатоки поэзии

сравнивают

достоинства

и

недостатки

переводов,

художники-

иллюстрации к произведениям ( урок литературы в 9классе , тема: «Слово

о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет» ).

При изучении сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» ( тема:

«Роль Снежной королевы в развитии событий сказки») учащимся

предлагается найти в тексте материал, в котором описываются чертоги

Снежной королевы, северное сияние. Читая произведение, дети узнают,

что Снежная королева полетела в Лапландию ( там раскинут её летний

шатер), а «постоянные её чертоги- у Северного полюса, на острове

Шпицберген». Здесь можно предложить учащимся на карте отыскать

остров Шпицберген , с помощью интерактивной карты по географии

получить более полную информацию об острове, на который Андерсен

поселил Снежную королеву. Подготовленные учащимися презентации с

фотографиями острова и северного сияния

дополнят информацию.

Иллюстрации к эпизодам с описанием Снежной королевы, выполненные

группой учащихся, увлекающихся рисованием, помогут детям ярче

представить образ.

В урок можно включить вопросы викторины с автоматизированной

функцией

определения

правильного

ответа

,

который

может

использоваться как в устной, так и в письменной форме (материал в

электронном приложении ). Цель проведения викторины (тестовая

технология) -не только проверка качества усвоения материала, но и

развитие познавательных интересов школьников, привлечение их к

чтению.

Один из видов работы с текстом- составление карты

путешествия

литературного

героя.

Например

,

в

произведения

И.А.Бунина "Господин из Сан -Франциско" "имени которого ни в Ниаполе,

ни на Капри никто не запомнил",долго планировал свое путешествие: в

декабрь и январь- Южная Италия, карнавал в Ницце, в Монте-Карло,

начало марта - Флоренция,Рим, потом Венеция, Париж, Севилья,

английские острова, Афины,

Константинополь, Палестина, Египет,

Япония (на обратном пути). Учащимся предлагается составить карту

предполагаемого путешествия и карту совершенного. Разница большая,

учитывая, что герой умер ,так и не увидев того, что мечтал увидеть

всю жизнь. (Карта нарисована учащимся).

Если уроке , слишком легок, часть класса скучает. Если же

слишком труден-дети быстро утомляются. Интересно становится тогда,

когда материала нелегок, но посилен. На уроке русского языка ( 8 класс,

«Закрепление и обобщение материала по теме «Вводные слова и вводные

предложения») учащимся сообщается о том, что вводные слова могут быть

использованы в художественном тексте, для доказательства сказанного

учитель

предлагает

вспомнить

«Песню

Красной

Шапочки».

( Прослушивание аудиозаписи). Затем дается следующее задание :

- Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, укажите

вводные слова. ( показывается презентация со словами из песни , в

предложениях пропущены знаки препинания там, где есть вводные слова).

Учащимся раздаются карточки с таким же текстом, где они вставляют

пропущенные знаки препинания. Следующий этап-взаимопроверка (слайд

для самопроверки).

Если долго, долго, долго,

Если долго по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать,

То ,пожалуй, то , конечно,

То ,наверно, верно, верно,

То , возможно, можно, можно,

Можно в Африку прийти.

Далее предлагаются вопросы:

- Назовите вводные слова.

- Какую степень уверенности они выражают?

- Уверена Красная Шапочка, что по лесной дорожке «можно в Африку

прийти»?

Работа со знакомым текстом, аудио- и видео- материал,

использование ЦОР-все это активизирует познавательные интересы

учащихся,

делает

изучение

повторение

и

обобщение

материала

интересным и посильным.

С целью активизации познавательных интересов учащихся был

проведен « Конкурс знатоков русского языка». Повторение материала

начинается

с

чтения

текста

древнерусской

литературы.

Учащимся

предлагается

послушайте,

как

музыкально,

красиво

звучит

на

древнерусском языке отрывок из летописи «Слово о полку Игореве»

( « Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных

повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начатии же ся тъй песни

по былинсмь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боян бо вещий,

аще кому хотяше песнь творити, то растекашется сыслию по древу, серым

вълком по земли , шизым орлом под облакы»). Вызывает интерес

учащихся и написание слов, так как отрывок они могут видеть на экране .

Одним из заданий конкурса является объяснение значений имен,

употребленных в произведениях художественной литературы.

Женские имена

Елена - солнечная, светлая, факел

Анастасия - возрожденная

Мария-госпожа

Ольга- священная, святая

Василиса - царица

Дарья -сильная, побеждающая

Мужские имена

Аввакум-любовь божия

Варфоломей - сын пашни

Василий -царственный

Емельян- ласковый, приветливый, веселый

Елисей - спасение

Тимур- железо

При повторении фразеологизмов командам учащихся предлагается за

2 минуты записать как можно больше фразеологизмов ( устойчивых

оборотов речи) со словами : голова., нос, глаза, ухо, зуб, рука, нога.

Это вызовет у вас серьезных затруднений, так как , например, с одним

словом «язык» имеется несколько десятков фразеологизмов:

Перед выполнением задания предварительно подготовленный учащийся

читает текст, составленный из фразеологизмов с объяснением их

значений :

- Для чего человеку нужен язык? Чтобы его высовывать и дразниться!

Однако можно делать еще кое-что! Что именно?

1.Если у вас язык заплетается. О лучше держать язык на привязи, иначе

потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!»

2.Если кто-то будет чесать языки, то следует наступить им на язык, и вы

сразу увидите, что их как корова языком слизала.

3.Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте о них,

высунув язык, а скажите им прямо в глаза : « типун вам на язык!»

4.Когда вы захотите найти общий язык с незнакомым человеком, то не

надо тянуть его за язык, может, у него язык на плече. Лучше прикусить

язык и дать человеку отдохнуть.

Один из видов заданий –редактирование текста.

К.Г.Паустовский писал : « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,

спектральный блеск красок, игру света. Шум и тень садов, неясность сна,

тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Этот писатель, любящий свою Родину, свой язык, при помощи слов

передает нам красоту родного ему Мещерского края. Уважаемым знатокам

дается задание восстановить текст К.Паустовского, используя для этого

такие части речи, как имена прилагательные и причастия, которые надо

записать в предложение с пропусками слов.

«

Что

можно

увидеть

в

мещерском

крае?

____________или

__________луга, ____________боры, пойменные___________озера, стога,

пахнущие ___________ и __________ сеном ».

После выполнения задания на слайде учащиеся видят , какие имена

прилагательные и причастия использовал К.Г.Паустовский.

( материал для самопроверки ) «Что можно увидеть в мещерском крае?

Цветущие

или скошенные луга,

сосновые боры, пойменные лесные

озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном».

Умственная работа-это не только анализ, синтез, логическое

построение , но и деятельность образного мышления и воображения. Януш

Корчак с благодарностью писал о том, что школа добрая: она позволяет в

один и тот же день побывать и эскимосом, и оленем, и дичью. Чем суше

материал, тем менее он интересен для школьников. Это в первую очередь

относится к грамматике. Внесение элементов образности в объяснение

грамматического материала особенно необходимо. Например, рассказ о

вопросительных словах Р.Киплинга в переводе С.Я.Маршака:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,-

Все узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Говоря о проблеме активизации познавательного интереса

учащихся, современная педагогическая наука не связывает интерес с

какой-то

одной

стороны

человеческой

деятельности

:

только

эмоциональной только , интеллектуальной или только волевой , считая,

что интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных ,

эмоциональных и волевых качеств, их взаимодействием и воздействием

друг на друга. Особенно велика связь интереса с вниманием . Внимание

связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние

интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно;

неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко

вытесняется из неё.

Учитель, стремящийся активизировать познавательные интересы

учащихся, не просто использует

новые приемы и технологии в

образовательном процессе обучения, но и «работает» на переориентацию

сознания ученика : учебный труд из каждодневной принудительной

обязанности

должен

превратиться

в

часть

общего

знакомства

с

удивительным окружающим миром.

Учитель : Харченко Светлана Юрьевна

МБОУ СОШ 25 им.Е.А.Жигуленко

МО Усть-Лабинский район Краснодарского края



В раздел образования