Автор: Динара Даировна Джазова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 5"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Проектирование современных занятий в условиях реализации ФГОС нового поколения
Тема: Использование современных методик на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам
освоения учащимися основной образовательной программы. Они
отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в
2004 году. В редакции Государственного образовательного стандарта
2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и
способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-
информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию
у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных
действий
(личностных,
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных), которые
должны
стать
базой
для
овладения
ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым
для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали
тревогу и неуверенность в своих силах.
Основной формой организации обучения является современный
урок. Как спроектировать урок, который формировал бы не только
предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных
в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и
приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации
деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем
отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм
работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня
задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО.
Современный урок – это деятельностный урок. Методологической
основой
стандартов
нового
поколения
является системно-
деятельностный подход, цель которого заключается в развитии
личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельност. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми
должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не
просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная
ценность обучения.
Таким образом, современный урок должен быть актуальным и
интересным, связан не только с усвоением учащимися определенных
знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и
созидательных способностей.
Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое
содержание образования: вариативные образовательные программы,
новое
поколение
учебников,
рабочие
тетради,
разнообразные
дидактические материалы позволяют делать урок более интересным,
ярким, насыщенным.
Что касается термина проектирование, то этот термин не является
традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими
понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену
привычному
термину планированию. Проектирование–
процесс
создания
продукта,
прототипа,
прообраза
предполагаемого
или
возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это
мысленное
предвосхищение
учителем
процесса
обучения
и
его
результатов. Педагогическое
проектирование –
предварительная
разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и
педагога на уроке, прогнозирование её результатов.
Таким образом, появление в профессиональном
языке
термина проектирование отражает
те
изменения,
которые
происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока.
Для
того,
чтобы
спроектировать
урок
в
рамках
системно-
деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения
урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается системой дидактических принципов.
Система дидактических принципов
1.
Принцип деятельности
Заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а, добывая их
сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности,
понимает и принимает систему ее норм,
активно
участвует
в
их
совершенствовании, что способствует
активному успешному формированию
его общекультурных и деятельностных
способностей,
общеучебных умений
2.
Принцип непрерывности
Означает преемственность между всеми
ступенями
и
этапами
обучения
на
уровне
технологии,
содержания
и
методик
с
учетом
возрастных
психологических
особенностей развития детей
3.
Принцип целостности
Предполагает формирование уч
ащимися
обобщенного
системного
представления
о
мире
(природе,
обществе, самом себе, социокультурном
мире и мире деятельности, о роли и
месте каждой науки в системе наук)
4.
Принцип минимакса
Заключается
в
следующем:
школа
должна
предложить
ученику
возможность
освоения
содержания
образования на максимальном для него
уровне
(определяемом
зоной
ближайшего
развития
возрастной
группы) и обеспечить при этом его
усвоение
на
уровне
социально
безопасного
минимума (государственного стандарта
знаний)
5.
Принцип психологи
ческой
комфортности
Предполагает
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебного
процесса,
создание
в
школе
и
на
уроках доброжелательной атмо
сферы,
ориентированной на реализацию идей
педагогики
сотрудничества,
развитие
диалоговых форм общения
6.
Принцип вариативности
Предполагает формирование уч
ащимися
способностей
к
систематическому перебору вариантов
и адекватному принятию решений в
ситуациях выбора
7.
Принцип творчества
Означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном
процессе,
приобретение
учащимся
собственного опыта творческой
деятельности
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-
прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.
Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного
материала; подбор методов и приёмов обучения; определение
форм организации деятельности учащихся подбор материала
для домашней работы учащихся; определение способов
контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки
деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога
урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически
относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов
организации деятельности учащихся, так как главная особенность
заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся
на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока
заключаются
в
том,
что
учитель
должен
четко
спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е.
расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем
деятельность
обучающегося
представлена
в
трех
аспектах:
познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их
собственного
поиска, необходимо организовать этот поиск,
управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных
для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели
учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так
то….
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к
ученику
приоритетной
целью
школьного
образования
становится развитие
способности
ученика
самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,
умение учиться.
Как
известно,
самый
распространённый
тип
урока
–
это
комбинированный.
Рассмотрим
его
с
позиции
основных
дидактических требований, а также раскроем основные отличия
системно-деятельностного подхода от традиционного:
Основные
отличия
системно-деятельностного
подхода
от
традиционного
Требовани
я к
уроку
Традиционный подход
Системно-деятельностный
подход
Методы,
применяем
ые на уроке
Репродуктивные (делай как
я)
Активное усвоение знаний
(делайте, я с вами)
Способы
усвоен
ия
материа
ла:
Заучивание, запоминание
Самостоятельное добывание
знаний
Позиция
педагога:
Главная позиция
Консультант, тьютер
Позиция
ученика:
Послушный исполнитель
Активный деятель
Сообщен
ие целей
Учитель формулирует и
сообщает учащимся, чему
Формулируют сами учащиеся,
определив границы знания и
и задач
должны научиться
незнания (учитель подводит
учащихся к
осознанию целей и задач)
Проектирова
ние
Учитель сообщает
учащимся, какую работу
они должны выполнить,
чтобы достичь
цели
Проектирование учащимися
способов достижения
намеченной цели (учитель
помогает, советует)
Практическа
я
Под руководством
учителя
Учащиеся осуществляют
учебные
деятельност
ь учащихся
учащиеся выполняют ряд
практических
задач
(чаще
применяется
фронтальный
метод
организации
деятельности)
действия
по
намеченному
плану (применяется групповой,
индивидуальный
методы),
учитель консультирует
Осуществлени
е контроля
Учитель
осуществляет
контроль
за
выполнением учащимися
практической
работы
Учащиеся
осуществляют
контроль (применяются формы
самоконтроля,
взаимоконтроля),
учитель
консультирует
Осуществлени
е коррекции
Учитель
в
ходе
выполнения и по итогам
выполненной
работы
осуществляет
коррекцию
Учащиеся
формулируют
затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно,
Учитель
консультирует,
советует, помогает
Оценивание
учащихся
Учитель
осуществляет
оценивание
работы
учащихся на уроке
Учащиеся
дают
оценку
деятельности по её результатам
(самооценка,
оценивание
результатов
деятельности
товарищей),
учитель
консультирует
Итог урока
Учитель выясняет у
учащихся,
что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее
задание
Учитель объявляет и
комментирует (чаще –
задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать
задание из предложенных
учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде
всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из
присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на
уроке традиционного подхода к проектированию урока теперь
становится
главным
деятелем. «Нужно,
чтобы
дети,
по
возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д.
Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе
которого
заложен
принцип
системно-деятельностного
подхода.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем учащихся.
Форма организации учебной деятельности
1
.
Фронтальная
Предполагает совместные действия всех
учащихся класса
под руководством учителя
2
.
Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу
каждого ученика в
отдельности
3
.
Групповая
Учащиеся работают в группах из 3-6 человек
или в парах
4
.
Межгрупповая
Предполагает диалог между группами
Методы организации учебной деятельности
1
.
Методы организации
учебно-
познавательной
деятельности
Словесные, наглядные и пра
ктические,
репродуктивные и проблемно-
поисковые,
индуктивные и дедуктивные
методы обучения
2
.
Методы
стимулирования и
мотивации учебно-
познавательной
деятельности
Познавательные игры, учебные
дискуссии и др.
3
.
Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в
процессе обучения
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны
быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой
типологии мы придерживаемся.