Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"


Автор: Федорина Марина Александровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: Филиал Ризоватовской СШ Пузско-слободская ОШ
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПОЧИНКОВСКИЙ РАЙОН, с.ПУЗСКАЯ СЛОБОДА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

"ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"

Введение

В современных образовательных условиях одной из важнейших

задач

является

развитие

критического

мышления

обучающихся,

особенно детей с

ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ).

Критическое мышление помогает формировать аналитический подход

к

информации,

умение

аргументировать

свои

выводы,

оценивать

достоверность

источников

и

делать

обоснованные

выводы.

Применение технологии развития критического мышления на уроках

литературы

для

обучающихся

с

ОВЗ

имеет

свои

особенности,

связанные

с

индивидуальными

потребностями

каждого

ребенка

и

особенностями его восприятия, мышления и коммуникации.

Цели и задачи урока

Основная

цель

использования

технологии

критического

мышления

на

уроках

литературы

для

обучающихся

с

ОВЗ

-

способствовать

формированию

умений

анализа,

синтеза,

оценки

информации и развитие самостоятельности мышления.

Задачи:

Формировать

умение

анализировать

литературные

произведения и героев.

Развивать навыки обсуждения и аргументации.

Повышать уровень самостоятельности мышления и уверенности

в собственных суждениях.

Учитывать особенности восприятия информации обучающимися

с ОВЗ.

Особенности учащихся с ОВЗ

Обучающиеся с ОВЗ характеризуются различными нарушениями

в

физическом

и

психическом

развитии,

что

может

влиять

на

их

когнитивные способности. Поэтому важно учитывать такие аспекты:

Темп

восприятия

и

обработки

информации

может

быть

замедленным.

Трудности в удержании внимания и концентрации на длительное

время.

Возможные

сложности

с

выразительной

речью

и

коммуникативными навыками.

Необходимость

в

поддержке

для

укрепления

уверенности

и

самостоятельности.

Принципы и подходы технологии критического мышления

для обучающихся с ОВЗ

Дифференциация заданий:

Важно учитывать индивидуальные

способности каждого ребенка. Задания следует подбирать так, чтобы

они соответствовали уровню подготовки каждого ученика, при этом

постепенно

увеличивая

сложность

для

развития

их

когнитивных

возможностей.

Поддержка

эмоционального

состояния:

Обучающиеся

с

ОВЗ

могут

испытывать

затруднения

в

эмоциональной

саморегуляции.

Учитель

должен

создавать

поддерживающую

и

комфортную

атмосферу, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли, не

боясь критики.

Четкая

структура

урока:

Уроки

должны

быть

логически

структурированы,

а

задачи

-

ясно

обозначены.

Это

поможет

обучающимся с ОВЗ легче следовать за ходом урока и не теряться в

материалах.

Визуализация

и

опора

на

мультимедиа:

Использование

визуальных материалов (иллюстрации, схемы, видео) помогает более

эффективно передавать информацию обучающимся с нарушениями

зрения, слуха или когнитивных процессов.

Методы и приемы технологии критического мышления на

уроках литературы

Метод кластеров: Обучающиеся делят информацию на блоки,

создавая ассоциативные ряды или диаграммы по ключевым понятиям

текста.

Это

помогает

им

структурировать

материал

и

видеть

взаимосвязи между элементами произведения.

Толстые и тонкие вопросы: Данный метод позволяет различать

вопросы на поверхностные (тонкие) и более глубокие, аналитические

(толстые).

Учащиеся

учатся

ставить

вопросы,

которые

требуют

осмысления и анализа текста.

Таблица "Знаю - Хочу узнать - Узнал": Обучающиеся фиксируют,

что им известно о теме, что они хотят узнать, и какие знания они

получили после прочтения произведения или обсуждения. Этот метод

развивает способность к самооценке и рефлексии.

Методика

"Фишбоун":

Она

помогает

обучающимся

анализировать проблему или конфликт в литературном произведении,

выделяя

причины,

факты

и

следствия.

Эта

методика

визуально

структурирует информацию и делает анализ понятным.

Чтение с остановками: Этот прием предполагает остановки во

время

чтения

текста

для

обсуждения

и

анализа

происходящих

событий.

Учитель

предлагает

задавать

вопросы

по

сюжету

или

персонажам,

что

способствует

активному

участию

учащихся

в

процессе.

Практическое применение

Пример урока по произведению А.С. Пушкина "Капитанская

дочка"

Цель:

Анализ

поступков

героев

с

использованием

методов

критического мышления.

Ход урока:

Введение: Обсуждение исторического контекста произведения.

Метод кластеров: Учащиеся создают ассоциативные ряды по

основным героям.

Чтение

с

остановками:

Преподаватель

читает

отрывки

из

произведения, делая паузы для обсуждения поступков героев.

Толстые и тонкие вопросы: Обучающиеся разбирают ключевые

моменты сюжета.

Рефлексия: Таблица "Знаю - Хочу узнать - Узнал".

Заключение

Применение

технологии

критического

мышления

на

уроках

литературы

для

обучающихся

с

ОВЗ

-

это

важный

элемент

в

формировании

аналитических

способностей

и

самостоятельности

мышления

у

детей

с

особенностями

развития.

Данный

подход

помогает

лучше усваивать

литературные произведения,

развивать

навыки

общения,

анализа

и

оценки

информации,

учитывая

индивидуальные особенности каждого ребенка.



В раздел образования