Автор: Краснова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Бейская школа-интернат"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, БЕЙСКИЙ РАЙОН, БЕЯ
Наименование материала: конспект воспитательского занятия
Тема: "Знакомство с настольной игрой "Мельница"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бейская школа-интернат»
Конспект занятия по духовно-нравственному направлению в 8 «А» классе на тему:
«Знакомство с настольной игрой «Мельница»».
Воспитатель: Краснова Е.В.
Цель: познакомить с новой настольной игрой и историей ее возникновения;
способствовать пониманию того, что настольная игра - дополнительный способ
взаимодействия и плодотворного проведения времени в компании друзей и семьи.
Задачи:
1)воспитательная: воспитывать в детях бережное отношение к деталям игры,
коммуникативную культуру между друг другом в процессе взаимодействия;
2) образовательная: способствовать осмыслению того, что люди с ранних времен старались
придумывать способы интересного досуга; обучить правилам игры «Мельница».
3)развивающая: развивать речь, стратегическое мышление, способствовать развитию
мелкой моторики рук;
4)коррекционная: корректировать речь воспитанников, манеру взаимодействия друг с
другом.
Предварительная работа: ознакомление с вариантами игр «крестики-нолики», создание
игрового поля, подбор игровых фишек (18шт), изготовление текстильного мешочка для
фишек-камешков.
Материалы для занятия: эмблемы команд, музыкальное сопровождение, игровое поле и
игровые фишки (камни двух цветов), памятка с правилами (на доску), изображения
вариантов игровой доски в разное время. Варианты ответов на доску для «мозгового
штурма» и словарной работы.
Словарная работа: настольная, мельница, средневековье. (обязательно к проговариванию)
Ход занятия:
- Здравствуйте гости и ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! (Дети здороваются)
- А теперь прошу подумать и сказать полным ответом, каким образом и при каких
обстоятельства возможно общение и взаимодействие в семье или с друзьями? Что же
способствует приятному и интересному общению близких и родных людей друг с другом?
(мозговой штурм: (дети думают, называют свои варианты): уборка совместная,
приготовление любимых блюд, дружеские посиделки в гостях или кафе, уход за домашним
хозяйством, игры - вывешиваются на доске).
- Отлично, ребята! Вариантов действительно много и они разные, но мне хотелось бы
спросить какой из них вам больше всего нравиться, с помощью чего вам хотелось бы чаще
взамодействовать в семье и с друзьями? (дети отвечают)
- А ведь игры тоже бывают разные. Вы какие виды игр знаете? (Ответы детей)
- С какими настольными играми вы знакомы? Принимаю только полными ответами! (все
названия игр вывешиваются на доску).
- Хорошо, вы молодцы, но вот я давно хотела вас познакомить с кое чем, несла вам
материал и нечаянно уронила его, все рассыпалось и перепуталось, я разволновалась и
забыла, что же хотела вам рассказать. Нужна ваша помощь теперь мне. Необходимо из
букв сложить слово.( буквы вывешиваются на доску в разном порядке и дети
расшифровывают анаграмму слова «Мельница» проговаривают слово)
- Вот какие молодцы, теперь я вспомнила все. Спасибо за помощь, но теперь у меня к вам
вопрос – а с какими мельницами вы знакомы, только отвечаем, подняв руку и полным
ответом! (Дети называют мельницу ветряную, простую – вывешиваются их изображения на
доску) (Вывешивается изображение настольной игры «мельница»).
- Вот что же это за такое, ребята? Как вы думаете? Как это изображение может относиться
к нашей теме?
- Правильно, ребята – это игра, но какая – подвижная, настольная или компьютерная? (Дети
отвечают, а слова «настольная игра» переносятся на середину доски рядом с полученным
словом «Мельница»)
- Так вот, познакомьтесь ребята с новой для вас, но очень древней настольной игрой
«Мельница». Сегодня мы научимся играть в эту не сложную, но очень динамичную игру,
где не удастся действовать без обдумывания, иначе быстро можно проиграть. Но, прежде
чем начать знакомиться с игрой, необходимо встать со своих мест и немного размяться, я
вижу вы немного устали.
- Динамическая пауза:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
- Теперь давайте ознакомимся с историей игры «Мельница» и ее правилами.
«Мельница», предок всем известных «крестиков-ноликов» почему-то утратила свою
популярность.
И совершенно напрасно, ведь «Мельница» – это игра, сочетающая простые правила и
хитроумные стратегии! Это одна из тех игр, где исключен элемент везения, а победа
достигается исключительно благодаря правильному расчету.
У «Мельницы» длинная история: археологи находили доски для игр - аналогов
«Мельницы» практически по всему свету, от Египта до Исландии и Цейлона
(вывешиваются на доску изображения игровых досок из древности). Поэтому до сих пор
нет единого мнения о том, где же ее придумали.
После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли
выжить викинги (вывешивается изображение викингов), прихватив игру вместе с
остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля
(изображение на доску) в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного
вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на
пути в загробный мир.
(Существует несколько версий происхождения названия настольной игры «Мельница». Вот
некоторые из них:
Само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной
мельницы.
Название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»).
В основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».
Есть и другие теории, но эти самые популярные.)
-Давайте же ознакомимся с правилами игры «Мельница». Необходимо выстраивать
«мельницу» из трех фишек одного цвета в ряд вертикально, горизонтально или по
диагонали. Если, например, сложилась «мельница» из белых фишек в этом случае
необходимо убрать из игры с игровой доски одну любую черную фишку. Так необходимо
действовать до тех пор, пока у одного из соперников не останется две фишки, потому что
из двух фишек невозможно составить «мельницу», а она составляется строго из трех фишек
одного цвета, или если сопернику не останется ходов, т.е. не будут «заперты» фишки. У
каждой команды по 9 фишек своего цвета. – Кстати, ребята, как вы думаете –чем, в те
далекие времена являлись игровые фишки? Это сейчас, в наше время, производят фишки
различные из разных материалов и цветов, а как же выходили из ситуации в те времена,
если было свободное время и хотелось сыграть партию? (дети предлагают варианты).
- Молодцы, ребята. В свой ход нужно на игровое поле выложить своего цвета фишку на
любое перекрестье линий. Если в результате следующих действий получилось выстроить
«мельницу» из трех фишек в ряд, то в таком случае игрок построивший «мельницу»
должен убрать любую фишку соперника с поля, эта фишка больше не участвует в игре.
- Итак, давайте попробуем окунуться в те средние века, когда «Мельница» была популярна
и сыграть пробную партию. Для этого предлагаю разделиться на две команды поровну,
одна команда будет называться рыцари – они существовали в средние века как
превилигированное сословие, члены аристократии и соблюдали кодекс поведения и чести.
Рыцарство возникло в средневековой Франции и Испании, впоследствии
распространившись на всю Европу. Вторая команда назовется викингами, которые тоже
существовали в средние века но родом они были из Скандинавии (сейчас это Дания,
Норвегия и Швеция). Они же основали в середине 9 века Киевскую Русь и там уже их
называли варягами. Являлись мореплавателями и славились не только судостроительством,
но и жаждой легкой наживы, грабежа и пиратства в поиске новых земель.
- Итак, задача одной команды сложить игровое поле из четырех частей, вторая команда
рассортирует наши игровые фишки-камешки по цветам – 9 белых рыцарям, 9 черных
викингам. Цвета соответствуют образу жизни обоих обществ.
- Ну вот, все готово для сражения команд (на фоне музыкальное сопровождение) и можно
начинать. Еще раз вернемся к правилам игры (объясняются правила) и начинаем. Пускай
воительственные викинги первыми нападают, т.е. выставляют свой камень на игровое поле,
а храбрые рыцари стараются отразить нападение.(игра продолжается до конца).
- Ну вот, наши храбрые воины, сегодня победу одержали рыцари (викинги), но не стоит
расстраиваться проигравшей стороне, ведь это всего лишь игра и у нас будет еще много
времени на повторные «сражения» и удача обязательно улыбнется всем. Всегда нужно
уметь принимать поражения достойно, и «подниматься с колен». Я надеюсь, что никто не
расстроился, пожмите друг другу руку дружеским пожатием и сейчас пройдет на свое
место тот, кто ответит полным ответом на мои вопросы! Не забываем поднимать руку!
- Итак, какую тему мы сегодня обсуждали? Какие словарные слова вы изучили? Как
называется игра, с которой мы сегодня познакомились? К какому виду игр относится игра
«Мельница»? Прародительница какой современной игры является «Мельница»? В каком
веке появилась настольная игра «Мельница»? Понравилась вам новая, но очень старинная
игра?
- Теперь эта интересная, но не сложная игра «Мельница» пополнит коллекцию настольных
игр нашего класса, и вы всегда сможете поиграть в нее друг с другом, а в последствии
передать знания и умения играть в нее своим детям, братьям и сестрам.
- Прошу вас выбрать смайлик в соответствии с вашим настроением, которое у вас осталось
после нашего занятия (дети выбирают смайлик из коробочки).
- Спасибо за занятие! Занятие окончено!