Напоминание

"Знакомство с настольной игрой "Мельница"


Автор: Краснова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Бейская школа-интернат"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, БЕЙСКИЙ РАЙОН, БЕЯ
Наименование материала: конспект воспитательского занятия
Тема: "Знакомство с настольной игрой "Мельница"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бейская школа-интернат»

Конспект занятия по духовно-нравственному направлению в 8 «А» классе на тему:

«Знакомство с настольной игрой «Мельница»».

Воспитатель: Краснова Е.В.

Цель: познакомить с новой настольной игрой и историей ее возникновения;

способствовать пониманию того, что настольная игра - дополнительный способ

взаимодействия и плодотворного проведения времени в компании друзей и семьи.

Задачи:

1)воспитательная: воспитывать в детях бережное отношение к деталям игры,

коммуникативную культуру между друг другом в процессе взаимодействия;

2) образовательная: способствовать осмыслению того, что люди с ранних времен старались

придумывать способы интересного досуга; обучить правилам игры «Мельница».

3)развивающая: развивать речь, стратегическое мышление, способствовать развитию

мелкой моторики рук;

4)коррекционная: корректировать речь воспитанников, манеру взаимодействия друг с

другом.

Предварительная работа: ознакомление с вариантами игр «крестики-нолики», создание

игрового поля, подбор игровых фишек (18шт), изготовление текстильного мешочка для

фишек-камешков.

Материалы для занятия: эмблемы команд, музыкальное сопровождение, игровое поле и

игровые фишки (камни двух цветов), памятка с правилами (на доску), изображения

вариантов игровой доски в разное время. Варианты ответов на доску для «мозгового

штурма» и словарной работы.

Словарная работа: настольная, мельница, средневековье. (обязательно к проговариванию)

Ход занятия:

- Здравствуйте гости и ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! (Дети здороваются)

- А теперь прошу подумать и сказать полным ответом, каким образом и при каких

обстоятельства возможно общение и взаимодействие в семье или с друзьями? Что же

способствует приятному и интересному общению близких и родных людей друг с другом?

(мозговой штурм: (дети думают, называют свои варианты): уборка совместная,

приготовление любимых блюд, дружеские посиделки в гостях или кафе, уход за домашним

хозяйством, игры - вывешиваются на доске).

- Отлично, ребята! Вариантов действительно много и они разные, но мне хотелось бы

спросить какой из них вам больше всего нравиться, с помощью чего вам хотелось бы чаще

взамодействовать в семье и с друзьями? (дети отвечают)

- А ведь игры тоже бывают разные. Вы какие виды игр знаете? (Ответы детей)

- С какими настольными играми вы знакомы? Принимаю только полными ответами! (все

названия игр вывешиваются на доску).

- Хорошо, вы молодцы, но вот я давно хотела вас познакомить с кое чем, несла вам

материал и нечаянно уронила его, все рассыпалось и перепуталось, я разволновалась и

забыла, что же хотела вам рассказать. Нужна ваша помощь теперь мне. Необходимо из

букв сложить слово.( буквы вывешиваются на доску в разном порядке и дети

расшифровывают анаграмму слова «Мельница» проговаривают слово)

- Вот какие молодцы, теперь я вспомнила все. Спасибо за помощь, но теперь у меня к вам

вопрос – а с какими мельницами вы знакомы, только отвечаем, подняв руку и полным

ответом! (Дети называют мельницу ветряную, простую – вывешиваются их изображения на

доску) (Вывешивается изображение настольной игры «мельница»).

- Вот что же это за такое, ребята? Как вы думаете? Как это изображение может относиться

к нашей теме?

- Правильно, ребята – это игра, но какая – подвижная, настольная или компьютерная? (Дети

отвечают, а слова «настольная игра» переносятся на середину доски рядом с полученным

словом «Мельница»)

- Так вот, познакомьтесь ребята с новой для вас, но очень древней настольной игрой

«Мельница». Сегодня мы научимся играть в эту не сложную, но очень динамичную игру,

где не удастся действовать без обдумывания, иначе быстро можно проиграть. Но, прежде

чем начать знакомиться с игрой, необходимо встать со своих мест и немного размяться, я

вижу вы немного устали.

- Динамическая пауза:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

- Теперь давайте ознакомимся с историей игры «Мельница» и ее правилами.

«Мельница», предок всем известных «крестиков-ноликов» почему-то утратила свою

популярность.

И совершенно напрасно, ведь «Мельница» это игра, сочетающая простые правила и

хитроумные стратегии! Это одна из тех игр, где исключен элемент везения, а победа

достигается исключительно благодаря правильному расчету.

У «Мельницы» длинная история: археологи находили доски для игр - аналогов

«Мельницы» практически по всему свету, от Египта до Исландии и Цейлона

(вывешиваются на доску изображения игровых досок из древности). Поэтому до сих пор

нет единого мнения о том, где же ее придумали.

После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли

выжить викинги (вывешивается изображение викингов), прихватив игру вместе с

остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля

(изображение на доску) в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного

вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на

пути в загробный мир.

(Существует несколько версий происхождения названия настольной игры «Мельница». Вот

некоторые из них:

Само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной

мельницы.

Название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»).

В основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».

Есть и другие теории, но эти самые популярные.)

-Давайте же ознакомимся с правилами игры «Мельница». Необходимо выстраивать

«мельницу» из трех фишек одного цвета в ряд вертикально, горизонтально или по

диагонали. Если, например, сложилась «мельница» из белых фишек в этом случае

необходимо убрать из игры с игровой доски одну любую черную фишку. Так необходимо

действовать до тех пор, пока у одного из соперников не останется две фишки, потому что

из двух фишек невозможно составить «мельницу», а она составляется строго из трех фишек

одного цвета, или если сопернику не останется ходов, т.е. не будут «заперты» фишки. У

каждой команды по 9 фишек своего цвета. – Кстати, ребята, как вы думаете –чем, в те

далекие времена являлись игровые фишки? Это сейчас, в наше время, производят фишки

различные из разных материалов и цветов, а как же выходили из ситуации в те времена,

если было свободное время и хотелось сыграть партию? (дети предлагают варианты).

- Молодцы, ребята. В свой ход нужно на игровое поле выложить своего цвета фишку на

любое перекрестье линий. Если в результате следующих действий получилось выстроить

«мельницу» из трех фишек в ряд, то в таком случае игрок построивший «мельницу»

должен убрать любую фишку соперника с поля, эта фишка больше не участвует в игре.

- Итак, давайте попробуем окунуться в те средние века, когда «Мельница» была популярна

и сыграть пробную партию. Для этого предлагаю разделиться на две команды поровну,

одна команда будет называться рыцари – они существовали в средние века как

превилигированное сословие, члены аристократии и соблюдали кодекс поведения и чести.

Рыцарство возникло в средневековой Франции и Испании, впоследствии

распространившись на всю Европу. Вторая команда назовется викингами, которые тоже

существовали в средние века но родом они были из Скандинавии (сейчас это Дания,

Норвегия и Швеция). Они же основали в середине 9 века Киевскую Русь и там уже их

называли варягами. Являлись мореплавателями и славились не только судостроительством,

но и жаждой легкой наживы, грабежа и пиратства в поиске новых земель.

- Итак, задача одной команды сложить игровое поле из четырех частей, вторая команда

рассортирует наши игровые фишки-камешки по цветам – 9 белых рыцарям, 9 черных

викингам. Цвета соответствуют образу жизни обоих обществ.

- Ну вот, все готово для сражения команд (на фоне музыкальное сопровождение) и можно

начинать. Еще раз вернемся к правилам игры (объясняются правила) и начинаем. Пускай

воительственные викинги первыми нападают, т.е. выставляют свой камень на игровое поле,

а храбрые рыцари стараются отразить нападение.(игра продолжается до конца).

- Ну вот, наши храбрые воины, сегодня победу одержали рыцари (викинги), но не стоит

расстраиваться проигравшей стороне, ведь это всего лишь игра и у нас будет еще много

времени на повторные «сражения» и удача обязательно улыбнется всем. Всегда нужно

уметь принимать поражения достойно, и «подниматься с колен». Я надеюсь, что никто не

расстроился, пожмите друг другу руку дружеским пожатием и сейчас пройдет на свое

место тот, кто ответит полным ответом на мои вопросы! Не забываем поднимать руку!

- Итак, какую тему мы сегодня обсуждали? Какие словарные слова вы изучили? Как

называется игра, с которой мы сегодня познакомились? К какому виду игр относится игра

«Мельница»? Прародительница какой современной игры является «Мельница»? В каком

веке появилась настольная игра «Мельница»? Понравилась вам новая, но очень старинная

игра?

- Теперь эта интересная, но не сложная игра «Мельница» пополнит коллекцию настольных

игр нашего класса, и вы всегда сможете поиграть в нее друг с другом, а в последствии

передать знания и умения играть в нее своим детям, братьям и сестрам.

- Прошу вас выбрать смайлик в соответствии с вашим настроением, которое у вас осталось

после нашего занятия (дети выбирают смайлик из коробочки).

- Спасибо за занятие! Занятие окончено!



В раздел образования