Напоминание

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)


Автор: Шишмарёва Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБС(К)ОУ "С(К)НШ-ДС №10"
Населённый пункт: г. Троицк, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение

развития,

которое

влияет

на

способность

ребенка

общаться,

взаимодействовать с другими людьми и воспринимать окружающий

мир. Каждый ребенок с РАС уникален, поэтому методы работы

должны

быть

индивидуальными

и

адаптированными

к

его

потребностям. Однако существует несколько общепринятых методик и

подходов, которые доказали свою эффективность в обучении и

социализации детей с РАС.

1. Прикладной анализ поведения (ABA)

Прикладной анализ поведения (ABA) - это научный подход,

направленный на изменение поведения через систему поощрений и

коррекцию нежелательных действий. Он помогает детям с РАС

развивать

навыки

общения,

самообслуживания,

когнитивные

способности и социальные навыки.

Ключевые элементы метода ABA:

Разделение сложных навыков на простые шаги.

Использование

позитивного

подкрепления

для

укрепления

желаемого поведения.

Постоянный

мониторинг

и

корректировка

программы

в

зависимости от прогресса ребенка.

Метод ABA часто используется в раннем возрасте и может быть

высокоэффективен при регулярной и интенсивной работе с ребенком.

2. Терапия речи и языка

Многие

дети

с

РАС

испытывают

трудности

с

речью

и

коммуникацией. Логопедическая терапия направлена на развитие

способности к общению, как вербальному, так и невербальному.

Логопед может использовать следующие стратегии:

Развитие невербальных форм общения (жесты, карточки с

изображениями).

Поощрение

использования

слов

и

фраз

для

выражения

потребностей.

Обучение правильному использованию языка в социальных

ситуациях.

Для детей с полным отсутствием речи также может применяться

альтернативная коммуникация, например, системы с карточками

PECS (Picture Exchange Communication System).

3. Сенсорная интеграционная терапия

Многие

дети

с

РАС

имеют

сенсорную

гипер-

или

гипочувствительность, что может приводить к трудностям в обработке

информации от окружающего мира. Сенсорная интеграционная

терапия направлена на улучшение способности ребенка адекватно

воспринимать сенсорные стимулы.

Методы этой терапии включают:

Игры с использованием различных текстур, звуков и движений

для стимуляции сенсорных систем.

Работа над улучшением координации движений и равновесия.

Упражнения

для

снижения

тревожности,

связанной

с

определенными сенсорными стимулами.

4. Техника визуальных расписаний и структурирования

Дети

с

РАС

часто

лучше

воспринимают

информацию

в

визуальной

форме.

Структурирование

дня

и

использование

визуальных расписаний помогают им понять последовательность

действий и почувствовать себя более уверенно.

Элементы структурирования:

Использование картинок или фотографий для обозначения

различных частей дня.

Понятные и четкие инструкции с использованием визуальных

подсказок.

Предсказуемость и постоянство в распорядке дня для снижения

тревожности.

5. Игротерапия

Игротерапия помогает развивать социальные и эмоциональные

навыки, используя ролевые игры и ситуации, схожие с реальными.

Дети с РАС через игру могут научиться взаимодействовать с

окружающими, понимать эмоции других людей и выражать свои

чувства.

Примерные техники игротерапии:

Использование

игрушек

и

ролевых

персонажей

для

разыгрывания ситуаций взаимодействия.

Игры,

направленные

на

развитие

понимания

эмоций

и

самовыражения.

Кооперативные игры для поощрения командной работы и

общения с другими детьми.

6. Терапия с участием животных

Терапия с участием животных, например, занятия с собаками,

лошадьми или дельфинами, может помочь детям с РАС развивать

эмоциональные и социальные навыки. Взаимодействие с животными

способствует

снижению

тревожности,

улучшению

настроения

и

увеличению уровня социализации.

7. Семейная терапия и поддержка

Работа с детьми с РАС требует активного участия семьи.

Семейная терапия помогает родителям и другим членам семьи лучше

понимать потребности ребенка, а также развивать эффективные

стратегии взаимодействия.

Ключевые моменты семейной терапии:

Обучение родителей навыкам работы с поведением ребенка.

Поддержка семьи в вопросах общения и взаимодействия.

Помощь в преодолении эмоциональных трудностей, связанных с

уходом за ребенком с РАС.

Заключение

Работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует

индивидуального

подхода

и

терпения.

Применение

различных

методов и стратегий помогает детям с РАС развивать важные навыки

и добиваться успехов в социализации. Важно помнить, что каждый

ребенок уникален, и методы работы должны быть гибкими и

адаптируемыми в зависимости от его особенностей и потребностей.



В раздел образования